Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №115 — II Фахретдиновские чтения
19.05.2011


5 апреля в Уфе прошла всероссийская научно­практическая конференция «Инновационные ресурсы мусульманского образования: Вторые Фахретдиновские чтения». Организаторами чтений выступили Совет по государственно­межконфессиональным отношениям при президенте РБ, ЦДУМ, Духовное управление мусульман Башкортостана, Духовное управление мусульман Нижегородской области, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Институт этнологических исследований УНЦ РАН, Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН. Специально к конференции Издательский дом «Медина» выпустил сборник научных статей, посвященных II Фахретдиновским чтениям.

Гостями конференции были: муфтий ДУМ Башкортостана Нурмухаммед­хазрат Нигматуллин, председатель Совета по государственно­межконфессиональным отношениям при президенте республики Вячеслав Пятков, директор Исламского колледжа имени М. Султановой Ильдар Малахов, директор научно­просветительского центра «аль­Васатыйя» Фарид Асадуллин, главный редактор официальной газеты ДУМЕР «Ислам минбаре» Дамир Хайретдинов, ректор Московского исламского университета Марат Муртазин, директор нижегородского исламского медресе «Махинур» Абдулбари Муслимов, директор саратовского медресе «Шейх Саид» Расим Кузяхметов и другие известные российские исламские деятели. Издательский дом «Медина» представляли ответственный редактор серии словарей «Ислам в Российской Федерации» Ахмад Макаров и корреспондент ИД «Медина» в Башкортостане Ринат Сагитов.

Приветственное слово от председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина озвучил Д. Хайретдинов. Равиль­хазрат передал участникам Фахретдиновских чтений свои приветствия, пожелания крепкого имана, успехов в работе и следующие слова: «Мы с вами — одна команда, мы вместе работаем над тем, чтобы мусульманская умма нашей страны обрела весомый статус и заняла достойное место в российском обществе. Такие важные региональные мероприятия, какими становятся Фахретдиновские чтения, являются логичным продолжением прошедшего в Москве в конце марта сего года Всероссийского мусульманского совещания, где были приняты решения о консолидации мусульманских структур в сфере образования и просветительства, о противодействии экстремистским тенденциям и распространению исламофобии в нашей стране. Ризаэтдин Фахретдин, как известно, был продолжателем идей известного богослова Утыз­Имяни, труды которого недавно пытались запретить усилиями одного районного прокурора, в то время как они являются богословским наследием и национальным достоянием российских мусульман. В этой непростой ситуации обязательным условием жизнедеятельности мусульманской уммы России становится грамотное просветительство, элементом чего и является ваша конференция. Еще раз желаю творческих успехов участникам II Фахретдиновских чтений. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение».

Сам Дамир Зинюрович выступил на пленарном заседании с докладом «От “Асара” Ризы Фахретдина до словарей “Ислам в РФ”», в ходе которого участники конференции не только услышали, но и воочию увидели достижения составителей словарей «Ислам в Российской Федерации». Слайд­шоу демонстрировало наиболее интересные статьи из словарей, потрясающие по количеству и статусу списки авторов всех томов, тематические и региональные указатели словарных статей.

В докладе прозвучали следующие мысли:

«Жанр энциклопедии, в которой раскрывались бы отдельные положения исламской религии, философии или истории, весьма популярен в мире — как на Западе, так и в мусульманском мире. Пожалуй, первыми энциклопедистами в этой сфере в России выступили такие именитые мусульманские богословы, как Шихабутдин Марджани и Ризаэтдин Фахретдин. Внимательный анализ главного труда Ризы­хазрата “Асар” не оставляет сомнений: перед нами — масштабная энциклопедия, в которой собраны по определенной схеме статьи, описывающие биографии тех или иных мусульманских деятелей нашей страны. И именно в силу того, что данные скрупулезно проработанные биографии практически не известны из других источников, кроме самого “Асара” и трудов Марджани, работа Фахретдина представляют собой важнейшую источниковедческую ценность.

В предисловии к одному из томов книги “Асар” Риза­хазрат пишет, что он не знает, кто заинтересуется этим трудом, но он все равно должен выполнить свой долг и составить его. Сегодня, после выхода в свет нового издания “Асара”, мы наконец­то можем смело заявить о том, что бесценный труд Фахретдина не пропал в забвении: исследователи по истории российского Ислама получили возможность активно использовать и татарский оригинальный текст кириллическим шрифтом, и его русский перевод. Более того, сама концепция “Асара” получила дальнейшее развитие с выходом в свет серии словарей “Ислам в Российской Федерации”. Эта серия — подлинное воплощение в жизнь российскими мусульманами задумки Ризы­хазрата, его идеи скрупулезного описания персоналий, как и разных явлений, объектов, изданий, имеющих отношение к истории ислама в России.

Работа над выпуском в свет серии энциклопедических словарей началась в Издательском доме «Медина» в 2007 году. Она стали следствием многолетних исследований группы ученых, занимавшихся проблемами исламского богословия и истории Ислама в России. Энциклопедические словари этой серии отличаются колоссальным объемом исследуемого в ходе составления материала. Книга “Асар”, как и труды Марджани, явилась одним из основных источников при составлении словарей, поскольку несет в себе основной массив информации о дореволюционных имамах. По возможности сведения “Асара” подкрепляются материалами архивных источников. При этом мы должны осознавать масштабность проводимой работы, поскольку информация об одном и том же человеке может содержаться в архивах самых разных, весьма удаленных друг от друга городов.

Выпуск словарей во многом способствовал дальнейшему упрочению позиций мусульманских общин, их социализации и расширению источниковой базы по историографии Ислама в России. Так, в частности, путем археологических изысканий в Нижегородской области в 2007–2009 гг. было доказано, что тюрко­мусульманские (ордынские или, возможно, булгарские) населенные пункты на юге этого региона на несколько веков древнее по сравнению с первоначальной датировкой нижегородских историков. В связи с изданием словарей значительно активизировалась жизнь мусульманских общин центральноевропейской части России и Урала, которые впервые узнали научные сведения о своей старинной истории, познакомились с бытованием своих предшественников в советское время и изучили опыт соседей в современности. Огромный интерес к изданию проявили интеллектуальные круги Санкт­Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Москвы и других городов.

Многие положения исторической науки во всероссийском масштабе и почти все положения относительно истории Ислама в России подлежат пересмотру с учетом новых данных, изложенных исследователями и представленных в наших словарях.

По планам в рамках этой серии должно выйти 12 томов, в том числе отдельно “Ислам в Башкортостане” и “Ислам в Татарстане”. На данный момент в свет вышли уже пять томов: “Ислам на Нижегородчине”, “Ислам в Москве и Подмосковье”, “Ислам в Санкт­Петербурге и на российском Северо­Западе”, “Ислам в центральноевропейской части России”, “Ислам на Урале”; в настоящее время идет работа над созданием словаря “Ислам в Поволжье”.

Есть уникальные и есть локальные коды, которые воспринимаются миллионами людей определенной нации или религиозной принадлежности в соответствии со своей историей в позитивном ключе. Наша задача — сделать эти коды еще более яркими и наряду с ними ввести новые, которые заставят читателя проявить интерес к своей истории и современности, по­новому взглянуть на наше богатое прошлое. Для башкирского читателя это должны быть такие слова и понятия, на мой взгляд, как башня Тамерлана и Кызыл­Мечеть на Бузулуке, медресе “Хусаиния” в Оренбурге и “Расулия” в Троицке… Ибо только своевременное осознание мусульманской части нашего социума своей богатой и славной истории приведет к возрождению России как великого евразийского государства».

Тему словарей «Ислам в Российской Федерации» представил и Ахмад Макаров, выступивший с докладом «Башкиры и башкиро­мусульманское влияние за пределами Башкортостана — опыт изучения в словарях “Ислам в РФ”». В частности, он отметил: «Значительное политическое и религиозное участие и влияние башкир фиксируется во многих процессах Российской империи и СССР. Во многом это было обусловлено наличием такой неординарной военно­административной структуры, как Башкиро­мещеряцкое войско. Наличие башкир и башкирских племен как организованной военно­политической силы давало возможность сохранения самобытности и многим другим народам. Именно на территории войска, а в более ранние исторические периоды — зоны расселения башкирских патронимий к XIX веку сконцентрировалось наибольшее количество татарского дворянства после утраты последними большинства земель в Мещере и Волго­Вятском регионе. После ликвидации войсковой структуры башкиры продолжали сохранять достаточно высокий социальный статус и значительные земельные наделы. Во многом этим был обусловлен достаточно высокий процент башкир среди мусульманских депутатов Госдумы, а также высокий уровень светского образования среди них».

Участников конференции ждала богатая культурная программа, представленная организаторами, а вечером — торжественный ужин.

 

Ринат Сагитов,
спецкор в Уфе

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.