Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №115 — Мадина Калимуллина: «Вы открыли для нас новый мир»
19.05.2011


— Мадина, в начале марта этого года вы успешно защитили диссертацию в Финансовом университете на тему, связанную с исламской экономикой. Чем обусловлен ваш интерес к данному направлению и как двигалось обсуждение данной тематики среди ученого сообщества?

— Тема диссертации звучит как «Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы». С одной стороны, акцент именно на исламском бизнесе как практической реализации постулатов Ислама относительно хозяйственной деятельности позволил в рамках диссертационного исследования заострить внимание именно на практическом опыте и проблемах, связанных с современными реалиями, с другой стороны, институциональный подход позволил выявить особенности взаимного влияния формальных и неформальных норм, формирующих исламский бизнес, особенности процесса институционализации субъектов исламского предпринимательства.

До магистратуры МГИМО я не предполагала, что буду заниматься вопросами тех или иных аспектов исламской экономики. Собственно, и информации в то время по данной теме было немного, хотя хорошо помню, как однажды в университете Ренат Беккин, который в то время уже стал преподавателем, спросив, на какую тему я пишу диплом, посетовал, что студенты­мусульмане не занимаются вопросами изучения исламской экономики. По воле Всевышнего случилось так, что наряду с поступлением в магистратуру я также узнала о вечерних курсах при Московском исламском университете. Профессионализм и широкий кругозор преподавателей побудил меня не только пройти курсы среднего религиозного образования (начальное на тот момент у меня уже было), но и окончить среднее специальное и получить диплом преподавателя религиозных наук. Программа обучения также включала в себя фихк муамалат, в рамках которого достаточно подробно разбирались на арабском языке правила заключения договоров и дозволенности тех или иных видов экономических операций в Исламе. Думаю, эти знания стали первым фундаментом в освоении мною темы исламской экономической системы, и первую попытку в систематизации полученных знаний и сопоставления их с мировой экономикой я сделала в рамках магистерской диссертации в МГИМО.

Так получилось, что поступление в аспирантуру Финансового университета (в том году это была еще академия) определило направление моей профессиональной деятельности. Изначально тема исламского бизнеса получила поддержку заведующей кафедрой экономической теории Финансовой академии д. э.  н., профессора Н. Н. Думной, человека прогрессивного и также знакомого с основными идеями исламской экономики. А далее начался невероятно интересный процесс обучения в аспирантуре и общения с научным сообществом. Моим научным руководителем стал мудрейший человек, можно сказать, живая легенда Финансовой академии — заслуженный деятель науки Российской Федерации, д. э. н., профессор Алла Георгиевна Грязнова, более 20 лет проработавшая в должности ректора академии, а с 2005 года занимающая должность президента Финансового университета. Преподаватели кафедры, на которой проходило обсуждение моей работы, — авторы учебников по микро­ и макроэкономике, по которым занимаются студенты не только Финансового университета, но и многих других вузов страны.

Обсуждение темы диссертации на заседаниях кафедры вызывало немало разногласий и вопросов, рецензенты кафедры, изучавшие мою работу на ранних стадиях подготовки, делали яркие выступления, в которых отражались и критика, и интерес к данной теме. Обсуждение диссертации на заседаниях кафедры для меня было бесценным опытом не только в понимании недостатков работы, требующих доработки, но и определяло сферы для дальнейшего изучения.

Наибольшие споры вызвали тезисы о достаточности ресурсов на Земле для удовлетворения потребности всех живых существ при их рациональном использовании и справедливом перераспределении благ в виде закята, что обосновывает отсутствие необходимости борьбы за ресурсы; тезис об отсутствии межвременной стоимости денег, что обосновывает запрет на предоставление денежных средств в долг под проценты.

В то же время возникали предположения, что если есть исламская экономика, то почему бы не обосновать концепцию христианской экономики? Во время защиты диссертации, которая для меня стала, безусловно, невероятно полезным процессом в плане определения дальнейших путей исследования, одним из членов совета было высказано следующее: «Так сложилось исторически, что в Исламе регламентируются разные стороны жизни, а христианство дало большую свободу выбора. И часто мы выбираем зло».

 

— Каково современное состояние исламского бизнеса в мировом сообществе и в России и какие есть основания ожидать перспективы?

— Тема исламского бизнеса в России, безусловно, на подъеме. Хоть и находится в ранней стадии развития с точки зрения психологии поведения большинства бизнес­субъектов. В условиях слабого знания научного наследия татарской богословской мысли и практики известных российских мусульманских предпринимателей былых веков мусульманское сообщество России все еще находится в относительном вакууме, если говорить о полноценном исламском бизнес­сообществе. Отсутствует стройная система взаимосвязей субъектов исламского бизнеса, на начальном этапе находится развитие благотворительной практики. В то же время высоки ожидания того, что исламский бизнес должен развиваться сам по себе, что выражается в недовольстве нынешним положением, в частности касательно отсутствия исламских банков на российском рынке. Ожидается, что все это должно существовать само по себе, пока еще копится критическая масса инициативных ответственных предпринимателей и экспертов, которые готовы не критиковать существующую систему и выносить предложения по поводу того, «как должно быть», а сами своим трудом вносят вклад в развитие современного исламского бизнеса, создавая компании, работающие на принципах, заложенных в Исламе, работая над развитием проектов, связанных с оказанием услуг по исламскому финансированию, развивая научную сферу и образовательные программы.

Разработка надлежащей правовой базы со стороны Совета муфтиев России в плане стандартизации и гармонизации создает все необходимые положительные предпосылки для развития исламского бизнеса.

В сфере производства товаров и услуг уже производится достаточное количество мясной продукции, соответствующих требованиям стандарта «халяль» Совета муфтиев России, для удовлетворения потребности около 1 миллиона человек. В то же время рост предложения и спроса на этом рынке взаимообусловлен. Та доля мусульман, которая не ищет сложных путей и оправдывает свое потребление мясной продукции, не соответствующей требованиям Ислама, отсутствием халяльной продукции в зоне досягаемости, уже не может апеллировать к данному доводу, поскольку практически во всех регионах России продукция халяль сегодня — в шаговой доступности.

Российское сообщество не отстает от мировых тенденций в сфере исламского бизнеса и является по многим показателям лидером в странах СНГ.

В то же время мы сейчас подходим к той стадии, когда российское мусульманское сообщество должно получить признание в качестве одного из мировых центров исламского бизнеса не только отдельными странами и организациями, но и всем сообществом стран ОИК.

Вынашиваемый долгое время в рамках международного департамента Совета муфтиев России проект московской международной выставки «Халяль», на наш взгляд, был открыт в нужное время. И мы ожидаем больших перспектив, связанных именно с этой площадкой.

 

— Чем была обусловлена необходимость создания департамента экономики в Совете муфтиев России и какими вы видите его цели и задачи?

— Когда мною была озвучена идея создания нового департамента в структуре аппарата Совета муфтиев России после принятия решения руководством СМР о реорганизации и модернизации, я не думала, что данное предложение получит столь быструю поддержку. Это, на мой взгляд, свидетельствует о высокой оценке тех результатов, которые были получены в ходе деятельности отдела экономических программ, необходимость создания которого была поддержана председателем СМР муфтием шейхом Равилем Гайнутдином в 2008 году, и, собственно, именно с этого момента началась упорядоченная деятельность СМР в развитии исламской экономики, что стало и дополнительным подспорьем для уже существовавшего и развивавшегося центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России, основанного за год до этого. По каждому из направлений мы ощущаем постоянную поддержку со стороны лично председателя Совета муфтиев России.

Созданный в феврале этого года департамент экономики объединяет отдел развития стандарта «Халяль», отдел экономических программ и отдел выставок и мероприятий.

Стратегическая цель департамента — создание стройной системы экономических отношений среди мусульманского сообщества России, начиная от вопросов жизнедеятельности отдельной общины и заканчивая развитием взаимоотношений с международным сообществом.

Среди направлений деятельности департамента — вопросы закята и благотворительности, стандартов производства и финансирования на соответствие требованиям Ислама, образовательные и просветительские проекты и программы, взаимодействие с российским и зарубежным экспертным сообществом и др.

Среди задач департамента на ближайшие три года — разработка стандарта деятельности компании на предмет соответствия требованиям Ислама (именно компании, а не партии выпускаемой продукции или отдельной услуги); развитие системы сбора и распределения закята; организация вакуфных фондов, средства из которых будут направляться на развитие социальных направлений, в первую очередь образования; выработка конструктивных решений совместно с профильными министерствами России по вопросам, требующим государственного регулирования; вхождение на равных в международное мусульманское сообщество по вопросам исламской экономики, финансов и халяль­индустрии, участие в качестве экспертов в международной системе гармонизации сферы исламского бизнеса.

Беселовал Ильдар Нуриманов

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.