Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №88
08.12.2008

ИСЛАМ ОН-ЛАЙН

Выходной на Курбан-байрам

Обзор блогов и форумов за ноябрь 2008 года

Традиционно в конце месяца мы предлагаем нашим читателям обзор тем, вызвавших самые горячие дискуссии в блогах и форумах. Оговоримся, что в центре нашего внимания — не только мусульманские интернет-ресурсы, но также другие онлайн-сообщества, в которых обсуждаются темы, так или иначе имеющие отношения к Исламу и российской умме.

Популярная каллиграфия

В библиотеке имени В. И. Ленина в Нижнем Новгороде в начале ноября прошла выставка старинных рукописных Коранов, находящихся на постоянном хранении в Рукописном фонде Института истории, археологии и антропологии Дагестанского научного центра Российской академии наук. Мероприятие проводилось при поддержке Фонда им. имама Абу-Ханифы, ДУМНО и Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова и было приурочено к IV Всероссийскому мусульманскому форуму. Эти экспонаты впервые выставляются в России, поэтому неудивителен интерес, который выставка вызвала не только в Нижнем Новгороде, но и далеко за его пределами.

Подробно о выставке рассказывает портал «Популярная каллиграфия» callig.ru. В интервью порталу Джамал Маламагомедов, научный сотрудник Центра востоковедения Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, рассказывает: «После того как напишут страницу, ртуть, как металл, испаряется, а золото остается. Такая была технология. Переписчики часто умирали, отравившись парами ртути. Поэтому один экземпляр Корана мог переписываться десятки лет. Подписывая последний лист, переписчик Корана точно определял сроки своей работы. Переписчик Мухомат закончил в пятницу 2 декабря 1009 года. После того как чернила высохли, Коран отнесли в мечеть».

Пользователь Lara пишет: «Очень хочу увидеть! Может, кто-то в курсе, когда они должны приехать в Москву? Об этом говорилось в новостях, но вот приедут ли? В Государственном музее Востока до сих пор нет афиши…»

Будем надеяться, что экспозиция продолжит путешествие по городам России и не ограничится столицей.

Барак ли Обама?

Под таким заголовком на портале Islam.Ru опубликованы мнения представителей мусульманской общественности России о результатах выборов в США. «Имя нового американского президента с арабского языка переводится, как “благословение”, — говорится в предваряющем комментарии вступлении. — Будет ли он ему соответствовать?».

Не будем сейчас останавливаться на том, что же думают мусульманские эксперты по поводу перспектив, которые это избрание сулит американцам, России и всем мусульманам, — с материалом можно ознакомиться на указанном сайте. Давайте посмотрим на дискуссии, развернувшиеся в блогах и на форумах.

В значительном объеме обсуждения сводятся к выяснению конфессиональной принадлежности избранного американского президента, на основе чего блоггеры пытаются представить свои сценарии дальнейшего развития событий.

Блоггер Киреев (kireev.livejournal.com): «Вы знаете, что 10–13% населения Америки считают его мусульманином? И это преимущественно голосовавшие за Маккейна».

Его оппонент Whocares1970 (Whocares1970.livejournal.com) возражает:

— Обама учился в двух школах в Индонезии. В обеих он был записан мусульманином. Да, конечно, он потом ходил в церковь к Джеремайе Райт, а не в мечеть. Кем он сам себя считает? Кто он в душе, если все детство был мусульманином?».

— Мусульманином он не был — этому нет никаких свидетельств.

— Ну вoт, есть свидетельствa, я же вaм нaписaл — был зaрегистрирoвaн кaк мусульмaнин в двух шкoлaх в Индoнезии.

— Он там был зарегистрирован мусульманином из-за своего отца.

— Никoгдa не встречaл бoлее стрaннoй лoгики. Я пoлaгaю, прaктически все мусульмaнские дети — мусульмaне не пoтoму, чтo нa Сoлнце есть пятнa, a именнo из-зa свoегo oтцa. Ну и? С кaкoй этo стaти Oбaмa у oтцa-мусульмaнинa, будучи зaрегистрирoвaнным кaк мусульмaнин, нa сaмoм деле — ктo-тo другoй?

И так далее. Пользователь JeeBee резюмирует: «Теперь из любого утюга вещают, что Обама и есть тот Черный Дьявол который повергнет США в пучину ХАОСА. Неужели в этой записи тоже это имеется в виду?»

Слово об исламском экологизме

В сообществе русских мусульман blog_norm обсуждалась политические инициативы мусульман. Блоггер Malikit (Malikit.livejournal.com) рассуждает об исламском экологизме. Отправной точкой для рассуждений стало сообщение о том, что партия зеленых, одна из ведущих политических партий Германии, избрала на пост сопредседателя сына турецких иммигрантов Джема Оздемира. И это первый случай в истории страны, когда лидером немецкой партии выбран политик с турецкими корнями. Отмечается также, что партия зеленых традиционно выступает за принятие Турции в Евросоюз.

«Я вот что думаю, — пишет Malikit, — теоретически мусульмане могут поддерживать любые комплиментарные политические силы в странах немусульманской ойкумены. Но есть в этих альянсах, консорциях или просто “группах взаимной терпимости” что-то не отвечающее доктринальному потенциалу западного Ислама. Но есть политическая платформа, на которой Ислам может стоять крепко, устойчиво, может быть органичен с ней и полностью совместим. Это платформа, на которой Ислам не будет ужиматься в прокрустово ложе чуждых западных идеологий, т. к. внутри нее нет жесткой, да и даже классической доктрины, но есть широкий модус построения доктрин. Я говорю о политическом экологизме.

Ислам, пожалуй, после природных форм язычества — вторая экологическая религия и первая такая из авраамических (что близко западному человечеству). Ведь никакое верование так не увязывается с экосом и чем-то ботаническим на тривиально-семантическом уровне, как зеленые клише Ислама. Рано или поздно, может быть, очень скоро среди мусульман Запада возникнет мода на экологическое сознание, экофилософию; из них могу выйти интеллектуалы и программные манифестаторы-оформители новой интегральной экологической площадки. И тем скорее мусульмане должны понять, что экологическая политика столь дружелюбна ввиду своей идеологической нейтральности к мусульманскому присутствию, что не создает барьеров для доминирования в ней исламского крыла, исламской партии или блока или как минимум происламского дискурса. Чисто гуманитарно зеленые — очень харизматичная сила (вспомним молодого Йошку Фишера), вечно молодая, а значит, богатая на молодежный пассионарный элемент, интеллектуальная и идейно не зацикленная на самой себе политфилософия.

И мусульманам следует ковать железо, пока горячо. Не упуская шанс, вливаться в уже существующие экологические движения и партии зеленых или инициировать их появление, сразу же создавать внутри них блоки, разрабатывать в исламском ключе социальные проекты вроде движений за генетически чистую от модификантов еду (пропагандируя кулинарию Пророка и халяльные food-технологии), за гуманное отношение к животным, за бережное отношение к природе и рекреационную модель общества и т. п. Мусульмане могут пропагандировать проникнутые новым духом, возвращенные к жизни юннатство, скаутство, валеологию — не как придаток к химерам красной пионерии или атрибут лесного родноверия, а как настоящий исламский проект, формирующий бренд “экологическое сознание согласно Корану и Сунне”.

Помните, друзья и братья, Умма, которая регулирует молитвенный цикл своих членов в космосе, Умма, которая создала свой банкинг, оказавшийся устойчивым в условиях глобального финансового кризиса, Умма, которая стремится шагать во времени не в ущерб своей догме, — эта Умма просто обязана откликнуться на экологические проблемы современности. И первая экомечеть в Британии была только шагом № 1. А избрание лидером германских зеленых турка-мусульманина стало первым рывком. Не упустите инерцию, не потеряйте темп...»

Выходной на Курбан-байрам

В этом году праздник Ураза-байрам был объявлен выходным на территории российских республик, где преобладает мусульманское население. В преддверии Курбан-байрама вновь актуальным становится вопрос о том, чтобы сделать и эти дни нерабочими.

Жители Карачаево-Черкесии не будут работать на праздник Ид аль-Фитр. Праздничный день объявлен нерабочим в республике в соответствии с указом президента Карачаево-Черкесии Бориса Эбзеева. Президент принял такое решение, учитывая ходатайство президиума Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу правительства республики. Три дня подряд будут отдыхать на Курбан-байрам жители Башкирии. Как передает ИА Regnum, министерство труда и социальной защиты населения Башкирии объявило выходными днями 6, 7 и 8 декабря. Жители Татарстана тоже отдохнут в декабре на один день больше, чем остальные россияне. О дополнительном выходном жителей республики и Казани известили еще летом: 3 июля президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал соответствующий указ.

Сайт IslamNews.ru обнародовал результаты двухнедельного опроса, согласно которому российская общественность наряду с православным Рождеством хочет видеть в качестве выходных также и два мусульманских праздника: Ураза-байрам и Курбан-байрам.

На вопрос: «Хотите ли вы, чтобы праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам были объявлены выходными днями?» ответили 683 посетителя сайта. В начале года подавляющее большинство посетителей — 90,11% — сказали «да, эти дни должны быть в России выходными». В комментариях к опросу посетители сайта отмечали, что объявить выходными мусульманские праздники будет правильным, поскольку выходными у нас в стране являются Новый год и Рождество. Любопытно, что по прошествии нескольких месяцев процент проголосовавших «за» выходные на Курбан-байрам снизился до 88,87. Среди немусульманского населения подобные инициативы вызывают положительные эмоции, как правило, ввиду «лишнего» выходного дня. В Татарстане, однако, к мусульманским праздникам привыкли и относятся с большим пониманием. Пользователь youngfoxy (youngfoxy.livejournal.com) по этому поводу пишет: «Я живу в Татарстане, половина населения тут — православные русские, половина — татары, мусульмане. Выходные у нас и на православное Рождество, и на мусульманский Курбан-байрам, большинство народа знает праздники обоих вер, тут много межнациональных браков и всего такого, и мы привыкли к этому, с уважением относимся к чужой вере».

Обзор подготовила
Алия МУХАРИРОВА




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.