Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №88
08.12.2008

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Дело всего года

Интервью с заместителем генерального консула РФ в Джидде кандидатом исторических наук Багавудином Алиевым

Джидду называют по-разному: и Парижем Аравии, и самым космополитичным городом Саудовской Аравии, и экономической столицей Королевства. Для паломников всего мира Джидда — это пункт отправления в священные города Мекка и Медина. Город, в котором сегодня насчитывается около 3,5 миллиона жителей, был основан в 646 году. Свое название (с арабского — «прародительница») он получил в честь Хаввы (библейской Евы), могила которой, согласно легенде, здесь расположена. Именно в Джидде в 1930 году было открыто посольство СССР. Сегодня здесь находится генеральное консульство РФ, сотрудники которого в сезон хаджа занимаются всеми проблемами, которые возникают у российских паломников. Об этом — в нашей беседе.

— Первое генеральное консульство еще Российской империи было открыто в этом городе в 1891 году. Но много раньше через этот город шел путь паломников из России в Мекку.

— Признаться, специальными исследованиями истории хаджа я не занимался, но, работая заместителем генерального консула РФ в Джидде уже три года, интересовался этими вопросами. Хадж наши соотечественники, особенно с Северного Кавказа и Татарстана, начали совершать сразу после принятия ислама. Первое появление наших паломников здесь зафиксировано еще в первом–втором веках хиджры. Летописей осталось мало, тем не менее из преданий, воспоминаний наших соотечественников об этом имеются отрывочные сведения. Конечно, по мере распространения и усиления роли ислама увеличивалось и число паломников…

— В советское время их количество, как известно, было сведено к десяткам, а сейчас хадж совершают тысячи.

— Совершенно верно. В советский период выезжало не более 20 человек, а во время перестройки и до начала 90-х годов — около 40. Это мизер по сравнению с тем, сколько проживало в СССР мусульман, — по некоторым оценкам, 77 миллионов. Переломным можно считать 1990–1991 годы. В 1990-м из России выехало 1500 паломников. Вылетали самолетами «Аэрофлота», наземным транспортом тогда еще не пользовались. Наземным транспортом в 90-е годы стали пользовались мусульмане южных регионов России. К 1996 году наземный хадж стал массовым. Помню по своей работе в Сирии: транзитом через эту страну тогда проезжало до 700 транспортных единиц, в основном из Дагестана, а также Чечни и Кабардино-Балкарии. Транспорт, конечно, оставлял желать лучшего. Были экзотические экземпляры — автомобили 60–70-х годов с не очень приятным внешним видом. Но с каждым годом эта ситуация менялась к лучшему. Российские власти, власти в Дагестане делают многое для решения этого вопроса.

— Пять лет назад при правительстве России был создан Совет по хаджу. Это пошло на пользу в деле организации хаджа?

— Скажу сразу — несомненно. Я уже три года занимаюсь этим вопросом. Чтобы не быть голословным, приведу некоторые цифры. С 1990 по 1993 год количество паломников росло незначительно. Но с 2003 года оно каждый год почти удваивалось. Так, в 2003 году хадж совершили 4300 человек, в 2004-м— 6200, в 2005-м — 9100, в 2006-м — 12 500, в 2007-м — 18 500, в 2008 году — 26 500. Рекордное число! Рост количества паломников наглядно показывает в определенной мере и работу Совета по хаджу и российской хадж-миссии. Соответственно возрастают и сложности. Ведь нет аналогов в истории России, чтобы одновременно из страны выезжало такое количество граждан, причем в самые сжатые сроки. Хадж-миссия — понятие несколько условное. Кроме ее руководства, направляемого из Москвы Советом по хаджу, в нее входят представители российских регионов компактного проживания мусульман. Всего около 200 человек. В целом наша хадж-миссия выглядит хорошо, в том числе на фоне тех стран, которые имеют многовековой опыт организации паломничества. И если мы порой высказываем свои замечания, то это только лишь для того, чтобы у нас было лучше, чем у других. Статус нашего государства диктует это. Постоянная и кропотливая работа над самосовершенствованием — это удел мудрых. Поэтому нельзя довольствоваться достигнутым.

— Насколько важна для паломников предварительная подготовка в России?

— Это очень хороший вопрос. Все пребывание здесь, в Саудовской Аравии, зависит от качества подготовительной работы. Может быть, это еще зависит и от самих паломников, на что они настраиваются: совершить ритуал или заняться побочными торговыми делами. Но очень многое зависит и от организаторов хаджа, от духовных управлений, туристических компаний, региональных властей, начиная с госавтоинспекции и таможенных органов и заканчивая МВД и пограничниками. Я бы призвал региональные власти, чтобы паломничество не было кампанейщиной, отпиской в их работе. Это должна быть плановая совместная и индивидуальная работа каждого органа власти и каждой структуры. В памятке для паломников желательно отразить основные требования стран транзита, Саудовской Аравии — что здесь можно делать, а что нельзя. К сожалению, наши паломники, зная общие требования, иногда теряются, когда сталкиваются с конкретной проблемой. Генконсульство России в Джидде, которое занимается оказанием помощи — правовой, юридической, — готово помочь в разработке пособий, памяток паломникам по разъяснения законов КСА. Поэтому я призвал бы духовные управления и региональные власти обращаться к нам, если нужна такая помощь.

Успешное и благоприятное проведение паломничества зависит, несомненно, от качества и своевременности проведения хадж-миссией и туроператорами подготовительной работы на территории самой Саудовской Аравии: здесь множество ведомств и организаций, с которыми нужно в договорной форме зафиксировать все нюансы приема, обустройства, транспортировки и иного обслуживания паломников. Поверьте, это непростая задача, тем более когда многое зависит от добросовестности и обязательности задействованных саудовских организаций уже непосредственно во время совершения обрядов хаджа. К сожалению, именно на данном этапе наблюдаются основные проблемы и срывы, что вызывает недовольство наших паломников.

— Очень часто во время пребывания в Саудовской Аравии у паломников возникают проблемы со здоровьем. Как решать эту проблему, на ваш взгляд?

— Это важный компонент — оказание медицинской помощи в период паломничества. Приведу пример. Из Узбекистана в прошлом году приезжало 5 тысяч паломников. Их обслуживало 30 врачей. У нас было более 26 тысяч паломников, а обслуживало 11 врачей. Этого, конечно, мало. Особенно в Мекке, когда на небольшой территории одновременно собирается более трех миллионов человек. Передвижение врачей из одной гостиницы в другую занимает иногда по полдня. Хотелось бы, чтобы было так: если заказаны 10 гостиниц, то должно быть и не менее 10 врачей. Хотя бы один медик должен быть в гостинице с лекарственными препаратами для оказания экстренной помощи. Мы разговаривали с турецкими организаторами, с иранскими — там государство направляет за свой счет врачей. У нас врачи приезжают либо за счет благотворителей, либо за счет средств, собранных паломниками. Хотелось бы призвать меценатов, чтобы они оказывали помощь для сопровождения врачами групп паломников. Большая часть паломников, пользующихся наземным транспортом, — это люди, как я уже отмечал, с ограниченным материальным достатком, преклонного возраста. Проведя около 10 дней в дороге и преодолев около 5 тысяч километров, они, конечно, приезжают сюда ослабленными. Плюс погодные условия. В Мекке температура в ноябре–феврале опускается до 7 градусов, при этом люди находятся в ихраме. По статистике, не менее 60% паломников заболевают респираторными болезнями. В прошлом году при совершении хаджа умерло 8 человек. Из них 6 человек — именно из-за этого. За год до этого умерло 11 человек, 9 — люди преклонного возраста: простудились плюс сердечно-сосудистые заболевания.

— Тех, кто завершает земной путь во время хаджа, предают земле здесь?

— Это зависит от родственников. За последние три года на родину были доставлены тела лишь двух умерших — одного в Кабардино-Балкарию, другого в Татарстан. Остальных хоронили здесь, на местных кладбищах. Земля Мекки и Медины — это святые для мусульман места, и хоронить здесь, как они считают, дело богоугодное. Да и в исламе предписано хоронить мусульманина на ближайшем мусульманском кладбище. Если кто-то решит доставить гроб с телом покойного на родину, то это весьма сложно, а иногда и практически невозможно: свободного места в грузовых помещениях самолетов не хватает, да и далеко не все авиакомпании соглашаются перевозить такой груз.

— С какими еще проблемами вы сталкиваетесь в организации хаджа?

— Был еще один патриотический вопрос, который генеральное консульство поднимало в последние годы перед официальными лицами, прибывавшими в Джидду, а также в своих отчетах. Все хадж-миссии и паломники из других стран имеют право пользоваться официальным флагом своего государства. К сожалению, российский закон о государственных символах не позволял нашим гражданам делать это. По этой причине наши соотечественники пользовались флагами своих республик, но ни одного российского флага в городках паломников не было видно, соответственно не замечалось и российского присутствия среди трех миллионов паломников со всего света. Бывало, конечно, обидно. И вы не представляете, как мы были рады тому, что Госдума внесла недавно изменения в этот закон, разрешила, в том числе футбольным болельщикам, общественным организациям, вывешивать российский триколор. Для нас это был настоящий праздник, что разрешено хадж-миссии вывешивать флаг во время хаджа. Приятно видеть флаг России среди моря флагов других стран. Российская держава заслуживает этого, тем более у нас один из самых красивых флагов в мире. Кроме всего прочего, флаг будет дисциплинировать наших граждан. Это колоссальный моральный фактор. Я как человек по натуре державный очень рад этому событию и признателен нашим депутатам за это важное патриотическое решение.

Беседовала
Людмила ЖУКОВСКАЯ




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.