Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №88
08.12.2008

АКТУАЛЬНО

На рубеже лет

Декабрь — традиционное время для подведения итогов уходящего года и обозначения перспектив на год грядущий. Своими соображениями о жизни российской уммы мы попросили поделиться российских мусульманских экспертов.

Дмитрий МАКАРОВ,
эксперт Федерации мигрантов России

Дамир ХАЙРЕТДИНОВ,
этнолог,кандидат исторических наук

В советский период официальных мусульманских религиозных организаций на территории ЦФО (за исключением Москвы) не было. Тем не менее религиозная деятельность мусульман никуда не пропала: она осуществлялась под руководством неофициальных имамов. Хотя долгое время эта тема не поднималась в науке и утвердилось мнение, что мусульманские общины в Центральной России перестали существовать, в ходе полевых исследований 2008 года выяснилась неправомерность этой точки зрения. Так, во всех без исключения татарских поселениях региона (села, слободы, отдельные кварталы в городах Иваново, Шуя, Кинешма, Фурманов Ивановской области, Тула, Новомосковск, Киреевск, Узловая Тульской области, Курск, Тамбов, Тверь, Ярославль, Кострома и др.) действовали неофициальные муллы.

В 1990–2000-е годы на территории ЦФО происходит официальное оформление деятельности ряда мусульманских общин. К осени 2008 года отсутствуют официально зарегистрированные МРОМ лишь в таких регионах ЦФО, как Брянская и Липецкая области.

Почти все зарегистрированные мусульманские организации ЦФО не ограничиваются лишь обслуживанием сугубо религиозных потребностей населения (намаз, никах, джаназа, маджлис, иные социальные функции), которое выполняется преимущественно активистами религиозных групп. Напротив, деятельность МРОМ направлена преимущественно на более социальные задачи — сотрудничество и взаимодействие с властными структурами, религиозное просвещение, защита интересов мусульман региона, работа со средствами массовой информации и т. д. В последнее время ряд МРОМ Центральной России весьма активно сотрудничает с представителями академической и вузовской науки.

Резко различаются по степени контактности различные этнические общины. Наибольшей склонностью к институционализации своей деятельности и социализации мусульманских общин обладают татары, которые выступили инициаторами создания абсолютного большинства официально существующих в настоящее время мусульманских религиозных организаций в регионе. Татары выступали активными организаторами и учредителями мусульманских организаций в Тамбовской, Курской, Ярославской областях, где в настоящее время это лидерство утрачено. Причем если в двух первых общинах четко сохраняется представление об историческом приоритете татар, поддерживаются активные связи с татарскими группами и их представителями, то в Ярославской общине наблюдается прямо противоположная ситуация. Здесь после смены руководства в мусульманской общине города татары оказались исключены из официальной жизни мусульманской общины города. Оказались прерванными и связи мусульман с академической наукой, ранее успешно развивавшиеся в этом городе. Татарские, азербайджанские и узбекские религиозные группы в Ярославле, Переяславле и т. д. также оказались за рамками официальной мусульманской деятельности. Произошел процесс дезинтеграции мусульманской общины целого региона, причем это касается процессов как внутри уммы, так и в плоскости мусульмане — вмещающий российский социум.

К сожалению, надежды, возлагаемые на Совет муфтиев России целым рядом МРОМ ЦФО в деле религиозного наставничества и покровительства перед региональными властями, а также в вопросе разрешения различных конфликтных ситуаций, в последнее время все более рассеиваются. Имеет место плавное скольжение общин в «автономное плавание» или в сторону присоединения к ЦДУМ по примеру мусульман Калининградской области, Юго-Восточной префектуры Москвы и др.


Айдар ХАБУТДИНОВ,
профессор Казанского филиала Российской академии правосудия, доктор исторических наук

В следующем году должны актуализироваться темы взаимоотношений между федеральным центром и регионами, особенно с национальными республиками. Нарастающий кризис увеличивает ответственность местных властей, как это было в 1990-е гг. Важно, что федеральные власти способствуют установлению координации между всеми властными структурами на уровне регионов.

Особое значение приобретет обеспечение прав всех граждан республик на изучение языков, литературы и истории титульных народов автономий. Единая позиция двадцать первого региона в деле защиты национально-регионального компонента (НРК), права на качественное образование на всех уровнях на родном языке показала актуальность этой проблемы. Россия как член европейской семьи гарантирует своим меньшинствам право на развитие своих языков и культур. Альтернативой является рост насилия, как это происходит на Кавказе. Ведь здесь в отличие от Волго-Уральского региона образование в городских школах идет на русском языке. Отрыв от традиций российских мусульман в стратегическом плане выгоден лишь ваххабитам и другим радикалам. Отмена НРК — это хуже чем преступление, это ошибка. Надеюсь и на восстановление всероссийского Голямалар Шурасы (Совета улемов), 85-летие создания которого мы недавно отмечали.


Дамир МУХЕТДИНОВ, ректор Нижегородского исламского
института им. Х. ФАизханова, кандидат политических наук

Крайне неблагоприятное воздействие мирового финансового кризиса на жизнь уммы мы сможем наблюдать уже в ближайшем будущем. В этом смысле наиболее уязвимой точкой является Северный Кавказ, который в условиях общей нестабильности вновь становится объектом идеологической агрессии и псевдомусульманской пропаганды. В среде северокавказской молодежи возрождаются идеи халифата, и они будут крепнуть по мере нарастания кризисных явлений. Мы можем оказаться перед лицом угрозы, когда белое будет казаться черным, а черное — белым, когда мусульманин поднимет меч на мусульманина, а люди Писания в одночасье станут «неверными». Умма не может и не должна этого допустить. С этой точки зрения первоочередной задачей исламского сообщества является установление более тесного богословского, социального и информационного взаимодействия, выработка взвешенного подхода к вопросам профессионального исламского образования, а также расширение диалога с государством, что, как показывает практика, отвечает интересам обеих сторон.

При этом многое будет зависеть от воли самих мусульман, их готовности обсуждать наиболее насущные проблемы и принимать ответственные решения. Вместе с тем следует ожидать более интенсивного притока мигрантов из стран ближнего зарубежья, прежде всего из среднеазиатских республик. Поэтому в условиях роста безработицы среди коренного населения и перенасыщения рынка труда возможен рост социальной и этноконфессиональной напряженности.

Ситуация сильно осложнится в связи с кончиной святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, который в течение многих лет являлся одним из архитекторов межконфессионального мира в нашей стране. Именно при нем отношения исламского сообщества и РПЦ выровнялись, приобрели характер устойчивого и конструктивного взаимодействия, а слова «межконфессиональный мир и согласие» наполнились подлинным содержанием. Несомненно, с Алексием Вторым закончилась целая эпоха, и мы надеемся, что его достижения на пути диалога с Исламом будут по достоинству оценены его преемниками.

Хотелось бы отметить, что в последние годы отношения государства и Ислама вышли на качественно новый уровень развития. Немалую роль в этом сыграло создание Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, поскольку оно обеспечило финансирование ряда важных, фундаментальных по своей сути, образовательных и культурных проектов. Безусловно, сделано немало, но не меньше еще предстоит сделать. Хотелось бы надеяться, что последствия мирового финансового кризиса окажут минимальное воздействие на перспективы реализации наших совместных планов и в более долгосрочной перспективе — на государственно-исламские отношения. Хотя мы, конечно же, должны быть готовы к любому развитию событий.

Я призываю всех правоверных мусульман набраться терпения и с честью пройти до конца этот тернистый путь — путь великих испытаний и соблазнов, ибо он предначертан Аллахом Всевышним в укрепление нашего имана и созидание благочестия.




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.