Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №112 — Мифы о мечетях Москвы. Часть 2. Соборная мечеть в Выползовом переулке
13.01.2011

В статьях интеллектуалов родились мифы об образовании на рубеже XIX–XX веков «новых татарских слобод» в Мещанской, Сретенской и Мясницкой частях Москвы в дополнение к существовавшей Татарской слободе в Замоскворечье; и об исторической преемственности между поселениями татар в Сретенской части в конце XIX века и Кучковым полем – поселением XII века боярина Кучки, «булгарина по национальности». Реальных исторических доказательств этих мифов не существует.


Похороны знатного мусульманина в Москве 4 июля 1914 г. Похоронную процессию возглавляет имам мечети Абдулла Шамсутдинов

В связи с реформами 1860-х годов в социально-политической жизни России произошли крупные изменения. К концу XIX – началу ХХ века население всей России, и Москвы в частности, увеличилось примерно в два раза по сравнению с дореформенным временем. Изменилась и этносоциальная структура населения Москвы. В частности, это выразилось в приливе татарского населения, прежде всего массовом потоке безземельных и малоземельных крестьян из Нижегородской губернии. В отличие от предыдущих эпох данные некупеческие социальные слои выбирали для проживания более подходящие, недорогие районы Москвы, в результате чего к началу 1870-х годов численность татар в новых районах расселения росла быстрее, так что Мясницкая, Сретенская и Тверская части значительно опередили по концентрации татарского населения Пятницкую часть, где татары традиционно и компактно селились с раннего средневековья. При этом единственная мечеть Москвы (Историческая) располагалась далеко в Замоскворечье и не могла вместить всех верующих.

Таким образом, основу второго мусульманского прихода, образовавшегося именно в Сретенской части не позже 1894 года, составили выходцы из татарских сел Нижегородчины, занявшие в Москве низкие социальные позиции в отличие от старинного прихода в Замоскворечье. «Сословные (и, вероятно, субэтнические. – Прим. авт.) перегородки отделяли зажиточных татар от их менее состоятельных соплеменников», – писал В.Г. Садур.

Имамом второго прихода стал представитель старинного рода ишанов из села Овечий Овраг (Куй Суы) Нижегородской губернии Бедретдин Алимов, который являлся двоюродным братом самого известного духовного наставника куйсувинцев и вообще всех нижегородских татар Садека-абзи Абдулжалилова.

Татарское население Сретенской части было сконцентрировано в районе Трубной площади и прилегающих переулков: Сумниковском (ныне Пушкарев пер.) и Колокольниковом. Одной из характерных примет мест обитания татар здесь стала торговля конским и другими видами халяльного мяса и колбас, кумысом. Эта деятельность приобрела здесь размах и стала настолько традиционной, что существовала (с перерывами) вплоть до наших дней. Домовладельцев из числа татар в Сретенской части, за исключением касимовского купца Хусаина Байбекова (он имел дом под номером 20 на Цветном бульваре и содержал гостиницу «Малый Эрмитаж» с рестораном у Никитских ворот), не было, в связи с чем вся их жизнь и деятельность проходила в частных наемных домах. В одном из этих домов и возник второй, неофициальный мусульманский приход. Позже, в 1901 году, в доме Байбекова проживал и будущий второй имам Соборной мечети – Сафа Бедретдинович Алимов, торговавший мануфактурным товаром; еще шесть лет назад он обитал в гораздо более дешевом доме в Сумниковом переулке.

Вскоре после начала своей деятельности члены новой общины стали искать возможности для строительства новой мечети. В 1894 году, в год вступления на престол императора Николая II, Б.Алимов и ряд видных московских купцов подали прошение на разрешение строительства второй мечети под предлогом «малой вместимости до 1500 человек» мечети в Замоскворечье. Однако, разумеется, никакого разрешения на появление новой мечети в «третьем Риме» не было дано. Только через 10 лет переписки и переговоров было возведено здание нынешней Соборной мечети в непрестижной Мещанской части в обход бюрократических препон, полулегально. Ключевую роль в приобретении участка и домовладений на нем сыграли обеспеченные лица, так или иначе связанные с Бедретдином-хазратом и его сыном Сафой и убедившиеся в их высоких моральных качествах: Хусаин Байбеков и Хабибулла Акбулатов из числа касимовских татар и Сабирзян Бакиров родом из Вятской губернии, тесно связанный с Ахмет-баем Хусаиновым. Главным финансистом строительства мечети стал Салих Юсупович Ерзин.

Хусаин Мусяевич Байбеков являлся одной из ключевых фигур в мусульманской общине Москвы. В 1906–1916 годах он возглавлял Московское мусульманское благотворительное общество; в 1907 году вместе со своим зятем Захидом Шамилем (внуком имама Шамиля) являлся одним из издателей журнала для детей «Тарбияи-атфаль»; в марте 1917 года вошел в состав Мусульманского народного комитета в Москве; после Октябрьской революции 1917 года выдвигался Московским мусульманским национальным советом кандидатом в члены Учредительного собрания. В 1904 году именно Х.М. Байбеков выкупил и оформил на себя участок земли, где была построена Соборная мечеть.

Хабибулла Ханафиевич Акбулатов, торговавший мехом, проживал в 1901 году в доме Кознова на Новой площади в самой престижной, Городской части Москвы. Вероятно, он поселился там не случайно: в 1895 году в этом же доме жил Ахмет-бай Хусаинов – миллионер и крупнейший меценат среди татар на рубеже XIX–ХХ веков. С последним был тесно связан и Сабирзян (Сабирджан) Вакасович Бакиров – малмыжский мещанин, выступавший доверенным лицом А. Хусаинова в 1902 году в Нижегородском архитектурном комитете по вопросу возведения вакуфных торговых помещений внутри двора Ярмарочной мечети Нижнего Новгорода. В 1906 году С. Бакиров, проживавший к тому времени в Канавине (ярмарочная часть Нижнего Новгорода), наряду с А. Хусаиновым и рядом других крупнейших купцов выступил учредителем Мусульманского благотворительного общества на Нижегородской ярмарке. В связи со сказанным не исключено анонимное участие в деле приобретения земельного участка под Московскую Соборную мечеть и самого Ахмет-бая Хусаинова.

Участок по Выползову переулку в Мещанской части города перешел в собственность Х.М. Байбекова не позднее января 1902 года. В июле 1903 года в Московскую городскую управу пришло прошение Байбекова «разрешить мне в [моем] владении построить каменное трехэтажное жилое строение... и деревянное жилое строение...» При этом ни о какой мечети или молельном помещении даже не упоминается, а чертеж, приложенный к прошению 1903 года и подписанный архитектором Н. Струковым, не является планом мечети, сохранившейся до сего дня почти в первоначальном виде.

Очевидно, что мусульмане решили «обойти» многочисленные бюрократические препоны, не позволявшие им в законном порядке построить мечеть. Для этого с согласия собственника участка Х.М. Байбекова два других лица – С. Бакиров и Х. Акбулатов – стали совладельцами зданий на участке. 2 декабря 1902 года они подали московскому обер-полицмейстеру ходатайство о передаче участка со всеми строениями («два строения жилых двухэтажных, низ каменный, верх деревянный, и шестнадцать построек и пристроек нежилых») в пользу Оренбургского магометанского духовного собрания. После того как официальным собственником участка сделалось ОМДС, вопрос о строительстве новой мечети вместо намечавшегося в прошении Байбекова жилого дома фактически был предрешен.

В истории Москвы немало аналогов такого рода легализации мусульманских учреждений «постфактум». Так, в 1912–1913 годах община просила разрешение властей построить во дворе Соборной мечети двухэтажное деревянное здание «под квартиры». В действительности же в новом здании, помимо жилых помещений, начало работу и религиозное училище. После революции, вероятно, именно здесь расположилась татарская школа № 48.

Очевидно, что ни о каких новых «Татарских слободах на Сретенке, Мещанке, в Китай-городе, Марьиной роще», якобы возникавших в изучаемый период (как пишут в многочисленных публикациях на тему московских мусульман в последние годы), говорить не приходится. Фактом является то, что приезжавшие в Москву татары и представители других мусульманских народов именно в это время начинают активно расселяться по всему городу. Одним из выводов, который можно сделать из констатации этого, является то, что вторая мечеть появилась именно в Выползовом переулке, а не в каком-либо другом месте, лишь благодаря стечению обстоятельств.

Следует отметить, что из пяти ныне существующих в Москве мечетей четыре (Историческая, Соборная, мечеть «Ярдам» и шиитская мечеть «Инам») были построены на частной земле полулегальным образом, получив законное оформление только постфактум. Таким же образом возникли и все медресе – при Исторической, при Соборной мечетях, Дом Асадуллаева и современные. Очевидно, в «третьем Риме» ни до революции, ни даже сегодня построить мусульманский храм или школу на законных основаниях было почти невозможно. В связи с этим превентивное разрешение властей на строительство данных мечетей в Москве также следует считать мифом. Например, в статье М. Кустовой «Полумесяц над Москвой» («ЛГ-Досье», 1991, № 7) сказано, что «разрешение на строительство Соборной мечети было дано быстро и без всяких условий», – в то время как десятилетняя история второго мусульманского прихода 1894–1904 годов доказывает противоположное.

Дамир Хайретдинов,
к. и. н., автор книги «Мусульманская община Москвы в XIV – начале ХХ в.» (Нижний Новгород, 2002), отв. редактор словаря «Ислам в Москве»
(Нижний Новгород, 2008)



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.