Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №112 — Что принесли «нулевые» мусульманам России?
13.01.2011

Наступил 2011 год. Закончилась целая эпоха, иногда называемая «нулевыми» годами. В преддверии нового года и сразу после него многие средства массовой информации печатают интервью с известными людьми, чем же стал знаменателен ушедший год для общества. Не явились исключением и наши мусульманские СМИ, которые тоже подводят итоги ушедшего года. Но, полностью разделяя интерес к 2010 году, хочется уделить внимание итогам развития мусульманской части российского общества в течение всех «нулевых» (2000­х ) годов.

Что же было и чего не было в мусульманском сообществе России в последние 10 лет. 10 лет – срок долгий с точки зрения человеческой жизни, когда ты их проживаешь или прожил совсем недавно. И в то же время это срок сравнительно ничтожный для истории.

За последние 10 лет мусульмане России не создавали новых политических движений. В этом заключается их отличие от знаменитых 1990-х гг., когда одно за другим было создано несколько политических движений под мусульманскими лозунгами.

В то же самое время была создана более или менее целостная система мусульманского образования, причем скорее стоит говорить создана, нежели чем воссоздана. Одно из отличий от дореволюционной, например, заключается в том, что если у наших предков основным языком обучения был тюркский (татарский, кумыкский), то у нас его место практически полностью занял русский. Значительно снизилась роль и арабского языка, на котором российские мусульмане почти не создают трудов в настоящее время.

Оформились основные интеллектуальные центры ислама в России. Причем здесь опять же заметна разница с дореволюционным периодом – часть старых центров утратила свои позиции (Стерлибашево, Каргалы, Оренбург, деревни Заказанья), однако появились новые, которые никогда ранее в таковом качестве себя не проявляли (Москва, Нижний Новгород).

Шло дальнейшее географическое расширение мусульманского сообщества – мусульманские организации появились в тех регионах, где ранее они отсутствовали. В то же время успехами строительства централизованных организаций мы не баловались. В дополнение к старым централизованным мусульманским структурам 1990-х гг. – СМР, ЦДУМ и КЦ ДУМСК в последнем месяце последнего года добавился четвертый – ВМ РАИС, но жизнеспособность его пока что не понятна. Почти все появившиеся в последние 10 лет Духовные управления входят в те или иные централизованные структуры и выполняют представительские функции для входящих в их состав общин.

Заметно вырос интеллектуальный уровень российских мусульман. Если в начале 1990-х гг. словосочетания «соблюдающий мусульманин» и «человек с высшим образованием» воспринимались как взаимоисключающие понятия, то к концу 2000-х гг. кандидаты и доктора наук, читающие намаз в российских мечетях стали почти заурядным явлением.

Сформировался новый актор в мусульманской умме – профессиональная интеллигенция, которая, как правило, определяет мейн-стрим развития общества, его дискурсы и даже мифологемы. Причем сформировался он не только в виде самой прослойки людей (сами по себе люди были и до того), но и в виде профессиональной среды, объединенной в своеобразную социальную сеть. Несмотря на то, что пока он не играет ведущей роли в мусульманском сообществе России, но само наличие такого слоя диктует намечающиеся качественные изменения.

Наконец-то прекратилась война в Чеченской Республике, бывшая одной из главных проблем мусульманского сообщества России. Теперь мы видим в Чечне пример наибольшего использования ислама в качестве политического ресурса.

Перешло к использованию исламского фактора в своей политике руководство Татарстана. Причем позиционирование Татарстана и Чечни в качестве витрины российского ислама активно используется российским федеральным руководством. Надо сказать, что, в отличие от других регионов страны, именно в этих двух сформировались наиболее оптимальные государственно-исламские отношения. Вообще же государственно-исламские отношения стали гораздо более упорядоченными.

Умма просто выросла. Все эти годы происходил непрерывный рост количества мусульман. Рост отмечался по следующим составляющим: естественный прирост населения, обусловленный превышением рождаемости над смертностью (характерен именно для мусульман России); миграционный прирост (в этот период в Россию въехало значительное число мусульман их стран Центральной Азии); рост религиозного сознания населения.

1. Все мусульманские этносы страны испытывают естественный прирост. В одних этносах он больше, в других – меньше, но в принципе это общее явление. Причем, если у кавказских и среднеазиатских этносов он не зависит от религиозности той или иной семьи, то у татар и башкир можно усмотреть прямой зависимости рождаемости от религиозности той или иной семьи. Кроме того, наблюдалось дальнейшая миграция из трудоизбыточных политически нестабильных регионов Северного Кавказа в Центральную Россию, Сибирь и Урал.

2. Все более заметным становится миграция из стран бывшего СССР, главным образом Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Выходцы из бывших союзных республик играют все большую роль в жизни мусульманского сообщества России.

3. Про последнюю характеристику следует сказать особо: в принципе это явление характерно не только для мусульман России, но также и для других конфессий. Собственно, это явление имеет общероссийский характер, не специфичный лишь для мусульман.

Именно в последнее десятилетие образовалась большая часть мусульманских средств массовой информации. Если в 1990-е гг. зачастую делалась ставка на лоббирование интересов мусульман в общих СМИ, то к их концу стало понятно, что данный путь неперспективен. В дополнение к «боевым листкам», существовавшим в 1990-е гг. (и без которых современная мусульманская журналистика не смогла бы развиться) появились новые, профессиональные СМИ. Основным из них стали интернет-сайты, хотя появились и развились также журналы и газеты.

Очень интересный путь прошло мусульманское книгоиздание. Оно прошло путь от самиздата и примитивных брошюр до участия в международных выставках и сотрудничества с ведущими издательствами страны. Продукция издательских домов, ориентирующихся на выпуск исламской литературы, представлена в обычной книготорговой сети, некоторые ее новинки рецензируются академиками. В номенклатуре изданий представлен достаточно широкий спектр – от сборников хутб и календарей до научной и художественной литературы. Как минимум, половина изданий представлена аутентичными текстами, в то время как в 1990-е гг. практически все издания были переводными. Все это представляет особенно разительный контраст по сравнению с 1990-и гг., когда издание книг в твердых переплетах расценивалось как достижение, об участии в выставках и не мечтали.

В последнее десятилетие мы все прошли путь сложный и в то же время необходимый. Мусульманское сообщество России заняло новые позиции в обществе, оно ушло от некоторых реалий 1990-х годов, но вместе с тем смогло достичь многого того, что было в 1990-е просто немыслимым. Оно стало более организованным, более профессиональным, оно выросло количественно и качественно. Новые ситуации и возникающие в связи с ними новые проблемы требуют новых подходов к их разрешению, и справимся ли мы с ними, зависит от нас.

Ахмад МАКАРОВ



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.