Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №112 — Президент Медведев сделал темой Госсовета межнациональные отношения
13.01.2011

27 декабря, выступая на совместном заседании Госсовета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, президент Дмитрий Медведев, по его собственным словам, «сломал повестку дня». Изначально Госсовет был посвящен теме семьи и материнства, но глава правительства задал новое направление обсуждению: ксенофобия и проблемы межнационального согласия в российском обществе. Многие СМИ приводят отдельные, наиболее яркие цитаты из развернувшейся на заседании дискуссии. Однако, на наш взгляд, она заслуживает того, чтобы привести ее в максимально полном варианте.

Президент РФ Дмитрий Медведев:

– Я считаю правильным изменить сегодняшнюю повестку дня, чтобы сказать о том, без чего не может быть никакого будущего ни у нас, ни у наших детей, может быть, о главном национальном приоритете, без которого не может развиваться нация, о важнейшей задаче и для Государственного совета, для государственных структур, без решения которой невозможно сохранение и развитие самого государства. Это общее дело, в которое на практике включены миллионы наших людей, включены все мы на бытовом, общественном, политическом уровне. Это поддержание гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия в нашей стране.

Я не буду напоминать о том, что наше государство было создано трудом многих народов, но это именно так. Люди разных религий, люди разных культур год за годом, век за веком строили нашу огромную страну. Мы должны исходить из реалий, тем более что нигде в мире пока не найден рецепт абсолютной социальной гармонии. Но нельзя отрицать и того факта, что Россия является воистину уникальной страной, имеющей бесценный и, пожалуй, неповторимый опыт. Этот опыт заключается в том, что в отличие от многих других стран, от многих других федераций народы нашей страны в значительной мере сохранили и обычаи, и язык, и свою религию. И при этом обрели политическое и культурное единство в составе одного из самых мощных государств мира. Такое сочетание единства и многообразия в целом делает нас сильной и влиятельной нацией. Но это состояние не является раз и навсегда данным (достаточно вспомнить события конца 80-х годов, достаточно вспомнить, что произошло с Советским Союзом), такого рода гармония достигается повседневными систематическими усилиями всего общества, всех органов власти.

Тем не менее мы с вами знаем, что работа по вопросам межнациональных отношений никогда не относилась к приоритетам региональной деятельности, она обычно отнесена на второй план, а зачастую носит просто имитационный характер. Мы помним, что было в Кондопоге некоторое время назад. Очень близкие события произошли недавно в Москве. Ну и что, у нас никто не знал о миграционных процессах, о коррупции, о влиянии криминалитета на молодежь?

После возникновения тех или иных проблем всегда возникает предложение создать новую структуру, еще одно министерство, скажем так, очередной «миннац». Но я напомню, что деятельность подобных органов в прежних ситуациях, в прежней жизни никогда чем-то выдающимся не отличалась, они никогда не были особо эффективны. Поэтому хотел бы вам сказать, что мы не будем по этому поводу создавать новых структур. Нечего плодить новых бюрократов, начальников с «мигалками» и соответствующие аппараты. Надо браться за работу самим – всем, кто присутствует в этом зале. И именно поэтому я считаю правильным обсудить эту тему и выполнять свои прямые обязанности.

Первое. Всем руководителям регионов взять под личный контроль вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, вопросы воспитания терпимости и правовой культуры.

Второе. Руководителям республик, руководителям территорий наладить работу с национальными общинами в других регионах, оказывать содействие нормализации межэтнических отношений.

Третье. Правительству Российской Федерации оценить качество программ и методик гражданского воспитания школьников и студентов, внести предложения по их корректировке. Совместно с регионами систематизировать и расширить работу по созданию современной структуры для организации досуга молодежи, прежде всего подростков, подростков из разных, в том числе неблагополучных семей.

Четвертое. Правоохранительным органам жестче перекрывать каналы нелегальной миграции, перенимая, кстати, в необходимых случаях опыт других государств. У них хороший опыт, давайте обратим на это внимание. Без промедления пресекать всякого рода попытки разжигания межнациональной розни и провоцирования беспорядков. Пресекать жестко, церемониться не надо. Напомню, что у преступников нет национальности. Их надо изолировать и наказывать, не вдаваясь в тонкости этнографии и социологии, не деля их на более близких и чуждых, как это иногда происходило в нашей с вами общей истории.

И еще, уважаемые коллеги, на первом месте в работе по поддержанию гражданского согласия, конечно, должен быть диалог, общение, сотрудничество, просвещение, терпеливое и кропотливое, подчас, может быть, очень сложное сближение позиций и только в крайнем случае – принуждение. В то же время ни в коем случае нельзя заигрывать с теми, кто диалога не хочет, кто действует враждебно в отношении всего общества. Бессмысленно протягивать руку тому, кто ее никогда не пожмет. Мы не можем позволить различного рода недоумкам разрушить наш общий дом. Тем более не они его строили и не они здесь хозяева. Никакие особенности национального характера, обычаи, никакие социальные проблемы не могут оправдать хамство, вандализм, насилие и погромы. Никакие!

Еще раз хотел бы повторить, что люди, облеченные властью, не имеют права занимать одну из сторон в каком бы то ни было межнациональном конфликте. Власть должна быть объективна и справедлива. И это не вопрос популярности, не вопрос эмоций. Мы с вами должны помнить, уважаемые коллеги, что последствия такого популизма могут быть катастрофичны.

Наша страна действительно по-настоящему многонациональная. И мы с вами это хорошо знаем. Здесь в зале присутствуют представители самых разных национальностей, которые руководят соответствующими территориями, самых разных национальностей. И мы обязаны беречь наше межнациональное согласие, чтобы человек любой национальности уверенно чувствовал себя в любом регионе нашей страны и чтобы наши дети жили в мирной и процветающей России.

Я хотел бы, чтобы после сегодняшнего нашего неподготовленного совещания тем не менее были сделаны самые серьезные выводы.

Наша страна пришла в движение. Знаете, у нас могут, конечно, возникать новые конструкции, но сознательно заниматься формированием наших российских «чайна таунов» мы не будем. Мы единая страна и должны понимать, что все должны учиться жить рядом друг с другом. Иначе ничего не получится и сбудутся те самые скверные предсказания, которые в начале 90-х годов с большим удовольствием делались целым рядом иностранных аналитиков по вопросам Советского Союза. Вы помните, какую печальную судьбу они предназначили Российской Федерации. Кстати сказать, некоторые наши представители общественности и представители бизнеса, скажем прямо, не видели ничего страшного в том, чтобы наша страна разделилась на несколько кусков: «Так проще управлять, так быстрее деньги заработаем».

Это не только безответственные, это абсолютно преступные подходы, потому что если Советский Союз распался достаточно спокойно, то мы с вами понимаем, какие последствия могут быть для Российской Федерации в случае реализации подобного рода сценариев, которые когда-то были подготовлены. Поэтому работать нужно по-умному, применяя, естественно, и силу, и в необходимых случаях принуждение, но работать нужно «в поле», работать нужно прямо с людьми. Именно в этом плане у вас есть особые возможности, уважаемые коллеги, руководители субъектов Федерации. Несмотря на то что все присутствующие в зале сейчас наделяются полномочиями на основании представления президента соответствующими законодательными собраниями и все вы являетесь, по сути, частью президентской вертикали, тем не менее вы должны быть максимально близки людям, не стесняться общаться по самым разным вопросам. Никакого разрыва быть не должно. Это не должно быть связано с тем, каким образом происходит легитимация губернатора: прямым голосованием или на основании решения президента, поддержанного законодательным органом. Я хотел бы, чтобы вы об этом помнили практически каждый день в своей повседневной деятельности.

 

Мэр Москвы Сергей Собянин:

– У нас сегодня достаточно много общественных организаций. Среди молодежи очень популярны организации больше экстремистской направленности, в том числе и фанатские клубы, и радикальные общественные организации. Но общественных организаций, которые борются с экстремизмом, религиозной и национальной нетерпимостью, практически нет, их никто не культивирует. Мне кажется, это то направление, которым мы должны заниматься.

Работа с землячествами ведется. Она есть и в Москве, и в других регионах. Но в значительной степени она формальна и с формальными лидерами. А в землячествах есть неформальные лидеры. Те, которые реально влияют на ситуацию. Мы не должны себя обманывать формальным проведением собраний с национальными диаспорами и землячествами, а выходить непосредственно на тех людей, которые реально внутри влияют на ситуацию. Мы это для себя поняли и сделали выводы.

 

Президент Башкирии Рустэм Хамитов:

– Дмитрий Анатольевич, наши последние опросы общественного мнения, буквально декабрьские, показывают, что только 1,5 процента населения озабочены национальными вопросами. На первых местах, понятно, безработица, заработная плата, жилье. В нашей многонациональной республике всего лишь 1,5 процента ставят вопрос о том, что есть какие-то деформации в межнациональных вопросах. Тем не менее мне в практической работе минимум 30 процентов времени приходится заниматься проблемами межнациональных отношений. Потому что на самом деле это тлеющая проблема, которая в любой момент может стать острой, и есть любители подуть на эти угольки, кстати говоря, и у нас в республике. И они зашевелились после того, как прошли известные события в Москве.

Хочу сказать, что не все острые углы были сглажены в предыдущие годы в этих вопросах. Сейчас начали (я откровенно говорю об этом) «вылезать», по-другому не скажу, вопросы принудительного изучения языков в республике, продвижения по службе исходя из национальных особенностей. Карьера, возможность обучения за рубежом – это все создает дополнительное напряжение в многонациональной среде, когда все делается в угоду, может быть, одному или двум этносам. Я вижу (и мы видим со специалистами), что националисты сегодня сращиваются с религиозными экстремистами. Раньше существовали сами по себе, отдельно национальные движения и религиозные экстремисты. Сегодня они все ближе. И на заседаниях разного рода национальных движений мы видим, что все больше активность проявляют экстремисты религиозного толка. Это тоже очень проблемная вещь. И я хочу сказать, что много молодых ребят уже сегодня заражены этой болезнью.

Мы, со своей стороны, сделали следующее. Было министерство по делам национальностей, я его просто-напросто ликвидировал, и мы вопросы межнациональных отношений, межконфессиональных отношений перевели в администрацию главы региона. Я непосредственно каждый день занимаюсь этой темой, каждый день встречаюсь с лидерами башкирских национальных движений, татарских, русских, чувашских и так далее. Их у нас достаточно много. Более того, мы эти разрозненные и зачастую агрессивные националистические движения, сейчас уже можно сказать точно, смогли консолидировать на базе позитивных национальных движений. Все-таки мы переломили тенденцию и этих активных сопротивленцев переводим в конструктивное, нормальное, позитивное русло.

У нас есть Башкирское спутниковое телевидение, которое вещает на близлежащие регионы. И на башкирском языке мы проводим буквально агитацию (не побоюсь этого слова) на соседние территории, обращаясь к нашим сородичам, которые живут в Пермской области, Оренбургской, Челябинской, со словами поиска мира, добра. Мы дали возможность выступать на нашем телевидении нашим религиозным деятелям, исламским деятелям. И, кстати говоря, это тоже хорошая и интересная практика. У нас на сегодняшний день эти передачи очень востребованы, потому что, еще раз говорю, появляются экстремисты религиозного толка. Это очень большая опасность, когда они сращиваются с националистами разных направлений.

 

Премьер-министр Владимир Путин:

– Конечно, нам должно быть стыдно за то, что сейчас происходит. Ведь в Советском Союзе не было таких проблем с межнациональными отношениями. Советской власти удалось создать обстановку межэтнического и межконфессионального мира. Тому есть несколько причин. И первая заключается в том, что советской власти удалось создать некую субстанцию, которая оказалась над межнациональными и межконфессиональными отношениями. К сожалению, она была и носила идеологический характер. Это социалистическая идея. Даже придумали некую новую общность людей – советский народ. А у нас такого нет сегодня. Мы говорим: россияне, российский народ. Но это пока не то. Мы с вами не смогли найти эквивалента того, что было в Советском Союзе изобретено. Есть только одно, что может заменить то, что неплохо работало раньше, – это общероссийский патриотизм. Просто мы с вами не используем его, не развиваем эту мысль, а подчас даже стесняемся ее. А здесь нечего стесняться, этим гордиться нужно. Нужно, чтобы каждый человек гордился своей страной и понимал, что от успеха всей страны зависит успех каждого и наоборот. Но для того, чтобы это понимание пришло, над этим мы все должны работать.

И на федеральном уровне, и на региональном мы с вами должны уделять этому внимание так, как этому уделяли внимание раньше. Ведь это не выпячивалось в повестке дня работы ни союзных органов, ни республиканских, но это всегда было одним из важнейших направлений в деятельности всех органов власти, а сегодня это ушло с повестки дня. Сегодня мы занимаемся важными делами и очень нужными: социальными вопросами, региональным продуктом, ВВП и так далее. А вещи такого характера, чувствительного и важнейшего для нашей страны, ушли из повестки дня. И мы, конечно, должны это вернуть в нашу повседневную работу, потому что важнее ничего нет, от этого зависит существование нашего государства.

При этом мы всегда должны делить тех, кто интересуется национальной культурой, хочет развивать национальный язык, и националистов, которые спекулируют на национальных чувствах. Кстати говоря, мы только что приняли постановление правительства, которым выделили деньги на изучение национальных языков и русского языка во всех школах Российской Федерации.

Мы должны отличать и футбольных фанатов от радикалов, которые пытаются их использовать как пушечное мясо и вытащить на улицу.

Мы, конечно, должны продолжить борьбу с коррупцией. Очень важно, причем не только в правоохранительных органах, во всех органах власти и управления. Ведь людей что возмущает? Что органы власти не реагируют или реагируют со знаком минус, совершенно в другую сторону, защищают, «крышуют» подчас тех, кого наказывать нужно.

И, конечно, каждое преступление, особенно на национальной почве, всегда должно доводиться до логического завершения, до судебного решения.

Есть и конкретные предложения.

Во-первых, нам, конечно, нужно продолжить совершенствование миграционной политики. Очевидно, здесь еще многое нужно сделать и нужно использовать, конечно, опыт зарубежных стран.

Второе. Нужно продолжить совершенствование регистрации иногородних граждан в крупных населенных пунктах страны. Мы совсем недавно приняли решение о том, чтобы регистрация, скажем, в таком городе, как Москва, проводилась заявочным способом через Интернет. Видимо, рановато мы перешли к таким либеральным формам регистрации граждан. Более того, нужно повысить ответственность за нарушение административного режима.

У нас в прежние времена была 196-я статья, если мне память не изменяет, за нарушение паспортного режима. Теперь у нас прописка отменена. Есть решение Конституционного суда. Но в рамках этих решений повысить ответственность за нарушение административного режима возможно, вплоть до уголовной. И в этом случае на региональные органы власти ляжет определенная доля ответственности за то, что чтобы этот режим соблюдался, в том числе и в отношении тех лиц, которые будут переведены или выселены из крупных административных центров страны в те места, откуда они прибыли.

И, наконец, есть еще одно обстоятельство. Это, конечно, вещь концептуального характера и подлежит дополнительному тщательному изучению. Я имею в виду печальные события, которые в Москве состоялись. Они начались с чего? С убийства футбольного болельщика. А кто его убил? Не просто выходец с Кавказа, не просто приезжий из Нальчика, из Кабардино-Балкарии, – рецидивист, человек, дважды судимый за тяжкие телесные повреждения и за наркотики, причем за наркотики второй раз в 2009 году, а в 2010-м уже попал в Москву.

Есть одно обстоятельство, на которое мы уже обратили внимание и о чем бы я хотел сказать. Суды присяжных работают неэффективно, а в некоторых субъектах Российской Федерации решения судами присяжных принимаются по клановому, этническому принципу, а не исходя из тяжести содеянного тем или другим лицом. Поэтому считаю возможным подумать о том, чтобы в соответствии с Конституцией каждый гражданин Российской Федерации, если ему возможно назначение смертной казни, имел возможность воспользоваться судом присяжных, но перенести этот уровень на окружной, на уровень федерального округа.

Есть и другие варианты. Об этом нужно подумать. Безусловно, ключевой задачей в этой всей работе являются совместные усилия по воспитанию наших граждан в духе уважения к своей стране, с тем чтобы каждый из нас, как я сказал вначале, гордился своим Отечеством и понимал, насколько важно для всех нас объединять свои усилия вне зависимости от религиозной либо национальной принадлежности, чтобы укреплять наше единое государство.

Полный текст стенограммы
читайте на официальном сайте
Президента России



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.