Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №112 — Россия для всех, кто ее уважает
13.01.2011

Уходящий декабрь напомнил нам, что начало нового десятилетия – это событие не только календарное, но и реальное. Убаюкивающе-спокойные 2000-е годы, когда люди занимались преимущественно вопросами частной жизни, уходят в прошлое. Обустроив свой дом, российские граждане задумались и о планах изменений в стране. На улицы начали выходить самые разные группы населения, с весьма разными позициями. Кто-то поддерживает политику властей, кто-то их критикует; люди тысячами выходят на крестные ходы и пятничные намазы; кто-то выражает свою позицию весьма мирно, а кто-то путем насилия. Кажется, что только в этом году россияне заметили, как изменился пейзаж за окнами, социальный и этнический облик российских мегаполисов. Качественно новым видом протеста стали выступления против мигрантов, самым знаковым из которых стали события на Манежной площади 11 декабря. Участников этого выступления прямо одобряет почти пятая часть россиян. Еще более важным является то, что по результатам декабрьских социологических опросов примерно две трети россиян считают: выходцы с Кавказа и из Средней Азии даже спустя десятилетие не интегрируются в общество собственно России.

Как нам жить вместе?

Последние опросы, например Левада-центра, вместе с тем показывают, что рост числа мигрантов беспокоит 9% россиян, в то время как рост цен – 75%, а рост безработицы – 56%. При этом 75% россиян не удовлетворены тем, что происходит в области морали и нравственности. Исходя из этой позиции подавляющего большинства, можно четко указать на кризис идентичности в российском обществе. Люди просто не знают, какой модели им придерживаться. Если этого не знают коренные жители, то чего можно требовать от мигрантов? В 2010 году многим стало жить намного сложнее. Цены на картошку, наш второй хлеб, взлетели вдвое, на гречку – на 80%, резким был рост цен на молочные продукты. Постоянно растущие цены не могут не давить на тебя каждый день. К тому же только в плохих сериалах Москва предстает городом одних миллионеров и принцев. Очень многие домохозяйки столицы стремятся сберечь каждый рубль, а качественное образование и жилье стали недоступными слишком для многих. При этом дети и внуки славянских переселенцев вряд ли возьмут в руки метлы и мастерки. Несколько десятилетий назад таким трудом зарабатывали московские квартиры их родственники, и вернуться к образу жизни своих предков было бы просто унижением. Да и сегодня с метлой и на конвейере не заработаешь ни на квартиру, ни возможность поступления в вуз.

Зато уроженцы Средней Азии и Кавказа могут на полученные тяжким трудом деньги решить вопросы жилья, образования, создания бизнеса у себя на родине. Не все и не везде, но, ориентируясь на наиболее успешных, они едут в Россию. Если уедут мигранты, то взлетят цены. Уже неоднократно изгнание нерусских продавцов с рынков приводило к таким последствиям. К тому же русский и татарин не будут перемывать тряпкой каждый фрукт. В той же Казани почти не встретишь татар за овощными прилавками. Если и торгуют они, то скорее мясом, а так предпочитают занимать посты в крупных бизнес- и чиновничьих структурах. И рассыпается Татарская слобода в нижней части Казани, и появляется в ней все больше азиатских лиц, потому что татары предпочитают оказаться на верхних улицах центра, где размещаются Казанский кремль, официальные учреждения и бизнес-центры.

Работящий россиянин предпочтет уехать на Севера: и деньги другие, и уважения намного больше. Это касается и мусульман Волго-Уральского региона, среди которых традиционно много нефтяников и газовиков. Но здесь есть одно но: там начальство так же категорически борется с пьянством вахтовиков. К сожалению, в советские времена российский пролетариат развратили вседозволенностью. Лучше всего это показано в фильме «Афоня». В каких бы пьяных загулах, мордобоях и нарушениях трудовой дисциплины ни был бы виноват герой Леонида Куравлева, ему все сходит с рук. А осуждение трудового коллектива он воспринимает как бесплатный спектакль, в котором он играет главную роль: квартира есть, с работы не выгонишь. Правда, в фильме Афоню спасает светлый ангел в лице медсестры, которую играет Евгения Симонова. В реальной жизни она – выходец из весьма знатного и советской властью повыбитого рода.

Хозяева жизни новой России, особенно в путинскую эпоху, на дух не переносят алкоголя. Они занимаются физкультурой или же «качаются», рассекают на дорогих машинах и всячески подчеркивают свою отстраненность от «культурного застолья» брежневской эпохи, которое все дальше и больше переходило в откровенный запой. Так, в фильме «Свадьба» Павла Лунгина (2000) явственно показана героическая и бесшабашная атмосфера шахтерского рабочего городка Тульской области, который умирает на наших глазах. В отличие от этих жителей городов русской России у мигрантов нет времени на разгул и загадочность русской души: большой город просыпается в шесть утра, и все дорожки должны быть расчищены, как бы ни был силен ночной снегопад.

При этом у мигрантов даже нет нормального места для уединения. В царские и советские времена (до Хрущева) существовали дворницкие. Да, там стояли лопаты и метлы, но это было отдельное жилье в том доме, где (по Высоцкому) «на тридцать восемь комнаток всего одна уборная». До сих пор старшее поколение москвичей показывает эти дома, где «эта волчья дыра – коммунальная квартира» (это уже «Дюна»). Здесь переселившиеся в столицы татары растили своих детей, здесь в ночные часы брали законную мзду за припозднившихся жильцов (вспомните Ильфа и Петрова) и здесь же проводили меджлисы и аши, сохраняя тысячелетние традиции наших предков. Со второй половины XIX века мигранты-татары стали массово прибывать в города Центральной России. Далеко не во всех из них были Татарские слободы, но мусульмане Волго-Уральского региона в первую очередь стремились создать мечети и мектебе при них для сохранения своих традиций. При этом они никому не навязывали свой образ жизни, не подчеркивали свою разницу с русскими. Мои многие русские друзья и коллеги искренне удивлялись, попав в чисто татарские компании, особенно в национальных селах и (или) в самом Татарстане. Они видели, как прекрасно владевшие русским языком и зачастую неотличимые в городской среде мегаполиса татары показывают здесь владение родным языком, знание религиозных традиций и национальной кухни. В Татарстане за последнее двадцатилетие представители всех национальностей привыкли изучать русский и татарский языки, историю России и Татарстана, как это было в 1920–1930-е гг.

Поэтому, наоборот, ничто так не удивляет татар, как полная русскоязычность вывесок Махачкалы и образование только на русском языке. Нам рассказывали, что уже внуки Расула Гамзатова не владеют аварским языком. Если это правда, то это страшно. Впрочем, повесть «Салам тебе, Далгат!» аварки Алисы Ганиевой хорошо показывает русскоязычную Махачкалу, где практически нет русских. Ее герои далеки и от мира аварского аула, и от мира русских мегаполисов, о чем они откровенно говорят. А отсутствие гармонии всегда порождает стремление к насилию.

Кавказ всегда славился традициями суфизма, где мудрость не требует внешней показухи. Может быть, к ним нужно вернуться?

Дорогая моя столица

Последние опросы показывают, что москвичи отличаются от других россиян в своих взглядах на приезжих. Согласно опросу Аналитического центра Юрия Левады, 80% москвичей отметили, что чувствуют рост напряжения в обществе. В целом по России данные остаются стабильными на протяжении последнего времени: 51% отмечает, что чувствует рост напряженности, 42% говорят, что ее уровень остается прежним. Уровень раздражения и неприязни по отношению к выходцам из южных республик остается высоким в столице. 31% и 27% опрошенных москвичей заявили, что испытывают к ним раздражение и неприязнь соответственно, менее 1% сказали о симпатии. В декабре этого года 57% опрошенных по стране сказали об отсутствии каких-либо эмоций по отношению к представителям кавказских республик, проживающих в Москве. 63% россиян связывает рост напряжения в первую очередь с экономическими проблемами и только 38% считают его причиной обострение непосредственно национальных проблем.

Столица платит за свой статус, когда, по словам ее мэра Сергея Собянина, «Москва является центром притяжения в момент напряжения политического, межнациональных конфликтов, притяжением всяческих экстремалов, хулиганов и просто любителей острых ощущений со всей страны».

Ни в одном городе России не сконцентрировано таких сил по обеспечению правопорядка, как в столице. И если здесь возникают конфликты, то государство должно показать здесь свою власть. Об этом после событий на Манежной площади четко сказали президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин. Поэтому попытки организовать новые столкновения были весьма эффективно пресечены органами внутренних дел. Здравую позицию заняли лидеры национальных диаспор и клубов футбольных болельщиков. Можем же, когда хотим! Поэтому нужно прислушиваться к таким горьким речам, как слова председателя Совета муфтиев России Равиля-хазрата Гайнутдина, который призвал одуматься и посмотреть на реальные проблемы российского общества: пьянство, наркоманию, отсутствие моральных ориентиров. Только если мы признаем свои проблемы, сможем решить их совместными усилиями. Ведь россияне всегда умели сплачиваться в трудные часы.

Дамир Мухетдинов,
кандидат политических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.