Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №111 — Мозаика
21.12.2010

Подготовила Нина Александрова

Даты и события ЯНВАРЯ

• 1 – 110 лет со дня рождения Хади Такташа (1901–1931), татарского поэта.

• 7 – 110 лет со дня рождения Гумера Баширова (1901–1999), татарского писателя.

• 8 – 185 лет со дня рождения Гали Чокрыя (1826–1889), татарского поэта.

• 14 – День защиты Родины в Узбекистане.

• 15 – 100 лет со дня рождения Назиба Жиганова (1911–1988), татарского композитора.

 

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ

Чэйгэ чакыру

Ежегодно 15 декабря во всех государствах, поддерживающих статус ведущих производителей чая, отмечается его день. Чай выращивают более чем в 50 странах пяти континентов.

«Если жизни ты не рад – есть лекарство для души: чая чудный аромат», – прославлял чай татарский поэт Габдулла Тукай. Вот уже несколько веков этот дивный напиток стал национальным символом гостеприимства русского и татарского народов. Не случайно в России 31 декабря 1821 года был введен правительственный указ «О дозволении производить продажу чая в трактирных разного рода заведениях с 7 утра до 12 пополудня». О чае сложено огромное количество баитов, лучшие татарские поэты посвятили ему свое строки. Чай нашел отражение в стихах Аль-Булгари, Габдуллы Тукая, Заки Нури, в пословицах и поговорках татарского народа. Вот только некоторые из них: чашка чая – память на сорок лет; чаем не насытишься, но душу промоешь, жажду утолишь; после чая на душе лето; если будет чай, сахар найдется. У разных народов и в разных странах – свои обычаи чайной церемонии. Средняя Азия подарила нам традицию пить чай как средство от жары и непременно из пиал. В чайхане обсуждают новости, неторопливо и обстоятельно беседуют. В Марокко чай пьют из высоких стаканчиков, заваривая пополам с мятой. В Иране, Египте, Ираке и Афганистане чай пьют очень сладким и очень крепким. Чай – это прежде всего семейный напиток, во многих семьях его пьют у экранов телевизоров, за чтением газеты, обсуждая последние новости.

 

Диалог цивилизаций


Дервиши

В 1872 году из Петербурга по Варшавской железной дороге в далекое путешествие на Святую Землю отправился великий князь Николай Николаевич старший. В путешествие его сопровождали генерал-лейтенант Д.И. Скобелев, адъюнкты А.П. Струков, Д.А. Скалон, лейб-хирург А.Л. Обермюллер, художник Е.К. Макаров, прислуга. Яркое описание этого события принадлежит перу Дмитрия Скалона, известного военного историка, мемуариста и биографа великого князя.

После завтрака Его Высочество пожелал посмотреть на вертящихся дервишей секты мевлевис. Мы отправились пешком и через четверть часа были в монастыре.

На чистом дворе, обнесенном забором, стояла мечеть с пологим куполом и двумя минаретами. Ее окружали сад с кладбищем и жилыми покоями. На пороге встретил великого князя шейх, седой старик, в темно-зеленой абайе, спущенной до полу, и с такого же цвета повязкой на белом тюрбане. За ним стояли дервиши в коричневых плащах и высоких войлочных шапках.

Шейх выразил удовольствие видеть в своей обители брата Белого Царя <…>. Нас усадили в стороне, противоположной входу. За нами была комната, в которой стояли несколько саркофагов (над могилами умерших шейхов), отделявших от нас железною решеткой во всю вышину арки. Когда мы уселись, взошли попарно и едва слышно человек двадцать босых дервишей; сложа крестом руки на груди, они разошлись вдоль и сели на пол. Для шейха подостлали в правом углу ковер.

Служба началась молитвой шейха, которую он произнес стоя. Дервиши преклонились к земле. Музыканты отвечали нараспев. После нескольких таких возгласов ударили в тамбурины и начались тихие переливы звуков на гармониyм. Одновременно дервиши сделали земной поклон, ударив ладошами по полу, затем встали, сбросили с себя коричневые плащи и остались в белых рубашках и юбках, спущенных до полу.

Потом повернулись направо, наклонили головы, скрестили руки на груди и шаг за шагом стали подходить к шейху. Поклонясь и поцеловав его плечо, они получали благословение и, опять кланяясь, как бы вдохновенные его прикосновением, начинали плавно вращаться, все подвигаясь вдоль решетки. Между тем тихие звуки гармоникорда, в двухчетвертном такте, переплетаясь между собою, мало-помалу начали возрастать все быстрее и быстрее, сменяя друг друга. Тамбурины аккомпанировали им ударами при начале каждого такта; потом удваивали, утраивали и, наконец, все усиливаясь, доходили до шести ударов в продолжение такта. Следуя музыке, дервиши продолжали свое окружение, все увеличивая его скорость по мере возрастания звуков, до неожиданного резкого обрыва последних, с которыми они останавливались как вкопанные. После краткой молитвы вращение повторялось в том порядке, только с большею скоростью и, кроме того, трое вертелись как волчки в одной точке посредине общего круга.

При третьем разе кружение достигло бешеной скорости, причем и сам шейх принял участие, подняв голову к небу и грациозно придерживая правою рукой полы своей одежды. Остальные кружились в различнейших позах: кто скрестив руки и подобострастно наклоняясь; кто разведя руки или заложив правую за голову, а левую держа у сердца. Многие вращались с большой ловкостью и даже грацией. У всех глаза были закрыты. У некоторых лица выражали блаженное состояние. Под конец движение достигло такой быстроты, что фигуры принимали какие-то неопределенные очертания, а глядя на них, голова кружилась.

Служба окончилась молитвою шейха за здравие султана и Его Высочества. Не знаю как другим, но мне понравились вращающиеся дервиши... К тому же было так тепло, светло, ничто не раздражало нервы, а, напротив, вместо дикого рева оригинальная музыка располагала к созерцанию, а самый приступ к кружению не лишен был даже торжественности. Меня поразило, как дервиши скоро приходят в себя после кружения. Впрочем, мне сказали, что они начинают упражняться в нем с детского возраста.

На другой день я видел некоторых дервишей этого монастыря на базаре, торгующих в собственных лавках. Они раскланивались с нами как добрые знакомые.

 

Коллекция цитат

Терпеливый человек любой путь осилит.

Кул Гали (1183–1236), основоположник татарской средневековой литературы

 

Веселая мудрость

О Ходже Насреддине рассказывают тысячи анекдотов на всем мусульманском Востоке, а теперь и на евразийском континенте.

* * *

Увидел один человек, как ходжа с жадностью уплетает кушанье, и спросил:

– Почему ты ешь пятерней?

– Да потому что у меня пять пальцев, а не шесть.

 

* * *

У Ходжи Насреддина была очень хорошая корова, которая давала много молока. Однажды она заболела и издохла. Ходжа обезумел от горя.

Соседи стали говорить, что когда у Ходжи месяц назад умерла любимая жена, он так не горевал и не убивался.

– Конечно, – ответил на это Ходжа, – когда у меня умерла жена, все утешали меня и говорили: «Не плачь, мы найдем тебе новую жену еще лучше...» А вот уже два дня, как подохла моя корова, и никто не приходит ко мне и не утешает: «Не плачь, мы купим тебе новую корову еще лучше...» Так что ж мне теперь остается делать?

 

* * *

Однажды Ходжа заявил:

– Я могу прекрасно видеть и в темноте.

– Хорошо, Молла, но если это так, почему же ты всегда ходишь со свечой по ночам?

– Чтобы другие не могли столкнуться со мной.

 

* * *

Однажды в компании друзей Ходжа стал сетовать на старость.

– Правда, это совершенно не отразилось на моей силе, – вдруг заметил он, – я силен так же, как и много лет назад.

– Откуда ты это знаешь? – спросили его.

– У нас во дворе издавна лежит огромный камень. Так вот, когда я был ребенком, я не мог его поднять, в молодости я тоже не мог его поднять, не могу и сейчас...

 

* * *

Однажды вор сорвал с Ходжи Насреддина шапку и убежал. Ходжа сразу же отправился на ближайшее кладбище и стал ждать.

– Что ты делаешь? – спрашивали его люди. – Ведь вор побежал совсем в другую сторону!

– Ничего, – хладнокровно отвечал им Ходжа, – куда б он ни побежал, рано или поздно все равно придет сюда.

 

Книжная полка

Ислам, история мусульманских народов, их культура вновь оказались среди публикаций отечественной периодики.

Алиев Н. Энергетическая политика и дипломатия Азербайджанской республики // Россия XXI. – 2010. – № 5. – С. 182–195. – (Редакционная почта).

Аппаева Ж. Абай-Кала // Мир музеев. – 2010. – № 278. – С. 46–48. – (Памятники. Реликвии. Шедевры).

Ахмедова А. С. Характерные особенности процесса проникновения ислама в область религиозных верований народов Дагестана // Религиоведение. – 2010. – № 3. – С. 15–19. – (Религии России).

Магомедсалихов Х. Г. Разоружение горцев Дагестана (вторая половина XIX – начало XX в.) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2010. – № 5. – С. 73–77.

Мамомедова Л. А. Дагестан в кавказской политике России, Ирана и Турции в 1802–1813 гг. // Военно-исторический журнал. – 2010. – № 11. – С. 34–38. – (Из истории военно-политических отношений).



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.