Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №111 — «Политически я русский гражданин...»
21.12.2010

Садри Максуди об Отечестве, религии и национальности 100 лет назад

В последнее время вновь на первый план вышли вопросы идентичности россиян, понимании ими своих гражданских, религиозных, национально-культурных ориентиров. Подобная дискуссия уже проходила столетие назад. Правительство П.А. Столыпина также стремилось выработать общероссийскую идентичность. Правда, несмотря на все благие пожелания, дело преимущественно сводилось к попыткам замены преподавания в школах с национальных языков на русские, закрытию школ и благотворительных организаций. В проявлении общественной активности премьер видел основную опасность для режима.


Гаяз Исхаки, Садри Максуди, Фуат Тухтаров

В 1906 году П. Столыпин был впечатлен способностью российских мусульман создать единую группу в Государственной думе и заключить союз с кадетами в дни первого созыва Госдумы. Лидеры российских мусульман стремились обосновать свою позицию представителям властей и российского общества. Здесь ключевой трибуной в 1906 – начале 1917 года была Государственная дума Российской империи, а основными ораторами – представители мусульманской фракции. Ключевую роль здесь играл Садри Максуди (1879–1957). Он родился в деревне Таш-су Казанского уезда (ныне Высокогорского района Татарстана) в семье имама, обучался в Апанаевском медресе в Казани, затем в Казанской татарской учительской школе. В 1902–1906 гг. Максуди получил образование на юридическом факультете Сорбонны. В августе 1906 года на III Всероссийском мусульманском съезде он был избран членом ЦК партии «Иттифак аль-муслимин». В 1907–1912 гг. Максуди – секретарь мусульманской фракции во II и III Государственной думах. Высшей точкой его общественной карьеры был пост председателя Милли Идарэ (Национального управления) – правительства мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири в 1917–1919 гг.

Именно в III Государственной думе, единственной из всех четырех просуществовавшей весь пятилетний срок своего созыва, раскрылся талант С. Максуди как оратора. Не нужно искать в его мыслях гениальных прозрений. По своим наклонностям он был теоретиком и историком государства и права, чем он и занялся во второй половине своей жизни в Турции. Однако на рубеже 1900–1910-х гг. исходя из понимания общемусульманской, российской, российской мусульманской и европейской традиций он сумел создать на редкость здравую картину российской действительности и вариантов развития своей Родины. Максуди не был паникером, но он не поддался эйфории, охватившей значительную часть российской элиты после поражения революции 1905–1907 гг. Максуди понимал, что нерешенные в дни революции вопросы о власти и правах личности, национальный, религиозный вопрос волей-неволей поднимутся вновь. Их лучше решить путем компромисса внутри российского образованного класса, а не на улицах и тем более не на баррикадах. К сожалению, его не услышало большинство Госдумы и весьма своеобразно услышал госаппарат. Максуди был отстранен от выборов в IV Госдуму под «внезапно открывшимся» предлогом отсутствия у него имущественного ценза. Не нужно думать, что у него были претензии только к российскому самодержавию. С. Максуди был принципиальным противником любого режима, нарушавшего права человека, в лице царской бюрократии, большевистского режима и турецких генералов.

 

Максуди о правах личности

При обсуждении законопроекта о гарантиях неприкосновенности личности 16 ноября 1909 года Максуди заявил, что эта неприкосновенность превращается в фикцию в условиях, когда почти вся Россия может находиться на исключительном (то есть по сути чрезвычайном) положении. Именно в гарантии прав личности Максуди видел единственную гарантию процветания и благополучия государства: «Русские граждане добьются настоящих прав человека и гражданина, потому что этого требует исторический закон, закон социологии».

 

Максуди о национальном вопросе

16 ноября 1909 года он сформулировал свое кредо общественного развития и отношение российских мусульман к российской государственности. Максуди здесь выступил сторонником классического французского определения политической нации как общности граждан государства. Он утверждал, что «в каждом государстве есть, так сказать, политический титул – американец, француз и т. д., но в каждом государстве существует масса национальностей, которые во имя своих традиций, своих особенностей быта, которые у них существуют, отстаивают и будут отстаивать свои традиции, и в этом смысле я татарин и защищаю свой быт – но политически я русский гражданин».

Максуди определяет нацию как культурную общность, обладающую правом свободного культурного самоопределения, но являющуюся членом единого государственного организма. Однако само определение граждан российского государства не должно заключать в себя только права и интересы русской нации. Максуди утверждал, что «для России, состоящей из массы народностей, государственные интересы могут заключаться, так сказать, в равнодействующей силе интересов всех народностей, то есть в том, чтобы самые насущные интересы всех народностей были удовлетворены в такой мере, чтобы от этого государство не пострадало».

В полемике с правыми депутатами Максуди стремился объяснить им: «До тех пор, пока вы не поймете, что Россия – это государство сложное (голоса справа: “Поняли!”), где проживает масса национальностей, а не сплошное славянское государство, до тех пор, пока вы не поймете, что существующие в России национальности имеют такое же право на самостоятельное существование, как вы (голоса справа: “Нет”), вы не в состоянии будете управлять государством». Максуди делает вывод: «Управлять государством может только такая партия, которая имеет представление о том, что существует в государстве».

В ответ на обвинения ряда правых депутатов об ориентации мусульман России на иностранные государства 25 декабря 1909 года Максуди прямо заявил: «Каково же отношение самого мусульманского населения к русскому народу, к русской государственности? Мы жаждем свободной, просвещенной, богатой, блестящей будущности России».

 

Максуди об образовании

23 октября 1910 года он заявил, что «школа, если она соответствует своему назначению, должна способствовать сохранению той связи, которая существует между ребенком, его родителями и всей цепью его прародителей». Выступая 13 марта 1912 года, он так охарактеризовал отношения между МВД и системой мусульманских школ: «У всех народов есть дорогие вещи для этого народа, есть святыни. Обыкновенно разумное правительство этих святынь народа не касается, никогда их не трогает... Это существование языка данного народа, это существование родной словесности, родной школы и т. д. Эти вещи самые священные для каждого народа. И вот за последнее время правительство наше как раз совершает посягательство на дорогие для нас вещи: преследуются наши школы, преследуется наша литература, родная словесность, преследуется родной язык...» Максуди приводит следующие данные: «В течение года обыскали 150 мусульман, закрыли более 70 учебных заведений и просветительных учреждений, закрыли или оштрафовали самые выдающиеся наши газеты и журналы». Он заявлял, что все попытки найти единое панисламистское движение обречены на неудачу, потому что такого явления просто никогда не существовало.

 

Максуди о религии

Анализ его выступлений свидетельствует о том, что он дает первенствующее место в самоидентификации татар именно религии. 7 мая 1911 года он заявляет: «Мусульманин смотрит на религию совершенно иначе, чем вы, интеллигенты различных партий; мусульманин первым условием ставит религию, и нет ничего, чем для нее он бы не пожертвовал, даже просвещением. Так что прежде чем отдать в школу, мы спрашиваем: преподается ли родная религия в школе, и если нет, то детей не отдаем».

Права человека, включая образование на родном языке, равенство возможностей независимо от национальной и религиозной принадлежности... Были ли актуальны эти вопросы только 100 лет и актуальны ли они сегодня в России? Ясно одно: в сегодняшней Госдуме нет голоса российских мусульман, равновеликого Садри Максуди.

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.