Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №88
08.12.2008

НАШ ИСЛАМ

Курбан — приближение к Аллаху

Этот номер газеты выходит в свет в канун праздника Ид аль-Адха — Курбан-байрам, праздника жертвоприношения. Существуют определенные правила, которых следует придерживаться при выполнении этого обряда. При этом некоторые суждения, распространенные среди российских мусульман, являются не совсем верными или же спорными с точки зрения шариата. За богословскими обоснованиями тонкостей, сопряженных с совершением этого обряда, в соответствии с ханафитским мазхабом мы предлагаем обратиться к новому изданию ИД «Медина» — книге Абдальхамида Тахмаза «Жертвоприношения», выпущенной в серии «Ханафитское наследие» под общей редакцией Д. Мухетдинова.

Суждение о жертвоприношении

Жертва обязательна (ваджиб) для каждого свободного мусульманина, постоянно проживающего в данной местности на момент наступления праздника и состоятельного на этот момент. Что касается обязательности жертвы, то это мнение Абу-Ханифы, Мухаммада, Зуфара и аль-Хасана и одно из сообщений со слов Абу-Юсуфа, да смилостивится над ними Аллах. Также со слов Абу-Юсуфа передается, что она является сунной. Так считал и аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах. Ат-Тахави, да смилостивится над ним Аллах, говорил, что, по словам Абу-Ханифы, жертва является обязательной, а по словам Абу-Юсуфа и Мухаммада, да смилостивится над ними Аллах, является подтвержденной сунной (сунна муаккада). Это расхождение упоминали и некоторые наши ученые.

Основанием суждения о том, что жертва является сунной, являются слова Пророка, мир ему: «Кто пожелает из вас принести в жертву, пусть ничего не подстригает из своих волос и ногтей». А также хадис, приведенный в «Сахихе» Муслима со слов Умм Саляма, в котором передается, что Пророк, мир ему, сказал: «Когда наступят десять дней месяца зу-ль-хиджа и кто-нибудь из вас пожелает принести в жертву, пусть ничего не трогает из своих волос и кожи» («Сахих» Муслима, глава о жертвенных животных, №1977).

Постановка исполнения повеления в зависимость от желания противоречит обязательности. И если бы она была обязательна для постоянного жителя, то была бы обязательна и для путника, потому что между ними нет различий в материальных обязанностях, таких как закят.

Основанием суждения об обязательности служат слова Пророка, мир ему: «У кого была возможность принести в жертву, а он не сделал этого, пусть не приближается к нашим местам молитвы».

Подобное предостережение не относилось бы к тому, кто не совершает что-то не обязательное. Данное поклонение связано со временем, и когда говорят «день жертвоприношения», то это является не чем иным, как возвещением об обязанности, поскольку связь со временем указывает на обособленность данного поклонения, которое в свою очередь совершается при его наступлении и проходит с истечением времени. Поэтому принесение в жертву не обязательно для путника, подобно пятничной молитве…

Жертва обязательна за себя, поскольку в основе своей обязательность распространяется на самого человека согласно разъясненному выше. По мнению некоторых ученых, жертва должна приноситься и за малолетнего ребенка, подобно милостыне разговения (садака аль-фитр). Со слов Абу-Ханифы передается, что приносить в жертву за своего малолетнего ребенка не обязательно.

И из того, что также указывает на обязательность, – слова Ибн Умара, да будет доволен им Аллах: «В течение десятилетнего пребывания в Медине Посланник Аллаха, мир ему, совершал жертвоприношение».

Если верующий, намереваясь совершить жертвоприношение, просто отдает само жертвенное животное в качестве милостыни (не проливая крови и не поручая это сделать другому от его имени), то данное действие не будет отнесено к жертвоприношению. Поскольку данный акт подразумевает под собой пролитие крови жертвенного животного. А раздача его мяса после забоя желательна (мустахабб), но не обязательна (не ваджиб).

На обязательность жертвоприношения при наличии возможности указывает необходимость передачи в пожертвование (садака) самого животного или его стоимости, если человек не успел совершить жертвоприношение в отведенные для этого дни. И если верующий, купив овцу для принесения в жертву, не сделает этого вплоть до истечения отведенных для этого дней без уважительных причин, а затем обеднеет, то в этом случае он должен отдать это животное как милостыню, но сама обязанность сделать жертвоприношение с него не снимается.

Как поступить с мясом жертвенного животного

В благородном хадисе со слов Салямы б. аль-Аква говорится, что «Пророк, мир ему, сказал: “Пусть у того, кто приносит в жертву, не остается в доме ничего из ее мяса после третьего дня”. На следующий год у Пророка спросили: “Посланник Аллаха! В этот год нам следует поступить с мясом жертвенных животных так же, как в прошлом году?” Пророк, мир ему, ответил: “Ешьте сами, кормите других и запасайте его. В тот год людям было тяжело, и я хотел, чтобы вы помогли им”» («Сахих» аль-Бухари, глава о жертвенных животных, №5569).

Ранее был приведен этот хадис, переданный Абисам б. Рабиа, который спросил у Аиши, да будет доволен ею Аллах: «“Запрещал ли Пророк есть мясо жертвенных животных более трех дней?” Она ответила: “Он сделал это лишь в год, когда люди голодали, желая, чтобы богатые кормили бедных”».

Ат-Тахави также приводит этот хадис (опираясь на эту же цепочку передатчиков): «“…Запрещал ли Пророк хранить мясо жертвенного животного больше трех дней?” Аиша, да будет доволен ею Аллах, ответила: “Нет, но в то время в жертву приносили только немногие. И он сделал это, чтобы те из них, кто совершал жертвоприношение, кормили тех, кто не мог приносить в жертву”».

В версии Муслима через Абдуллу б. Абу-Бакра б. Хазма со слов Амры передается: «Я запретил вам это из-за разразившегося бедствия, поэтому сейчас раздавайте мясо и запасайте его». А в начале хадиса, приведенного у Муслима, говорится: «Людей, населяющих пустыни, которые присутствовали на празднике жертвоприношения во времена Пророка, постигла беда. И Пророк сказал: “Запасайтесь мясом на три дня и раздавайте в качестве подаяния то, что останется”. После этого на следующий год люди спросили: “О Посланник Аллаха! Люди раньше использовали мясо жертвенных животных не более трех дней”. Пророк сказал: “Я запрещал вам из-за бедствия, которое тогда случилось. Сейчас же ешьте, раздавайте как подаяние и запасайте”». Аль-Хытаби привел общий смысл этих хадисов в качестве доказательства того, что нет ограничений в количестве еды, которая будет достаточна для кормления мясом жертвенного животного.

Приносящему в жертву желательно оставить для себя и своей семьи немного мяса жертвенного животного и накормить оставшейся частью других в качестве подаяния и дара.

Cо слов аш-Шафии, желательно разделить его на три части согласно словам Пророка, мир ему: «Ешьте, раздавайте в качестве подаяния и кормите других».

Желательно, чтобы подаяние составляло не менее трети от жертвы. И лучше треть мяса отдать в подаяние, треть использовать для угощения близких и друзей, а треть оставить про запас. Не порицается оставлять для себя все мясо жертвенного животного т. к. суть жертвоприношения состоит в пролитии крови, а раздача мяса – добровольное действие.

Несостоятельному человеку, имеющему кого-либо на иждивении, будет правильнее оставить все мясо себе.

Можно отдать в качестве подаяния шкуру жертвенного животного или изготовить из нее подобие сита, сумки, бурдюка, скатерти или ведра или же обменять на то, что будет востребовано в домашнем хозяйстве, так как в этом случае оно заменит обмененную шкуру.

Также рекомендуется (мустахабб) принести в качестве подаяния покрывало и украшения, которыми желательно украшать жертвенных животных. Веление раздать упомянутые вещи относится к одобряемым действиям, потому что владельцу разрешено извлекать пользу из мяса и шкуры и тем более из покрывал.

Если мясо или шкуру продать или обменять на еду, то надлежит раздать в качестве подаяния вырученные деньги или стоимость обмененной еды, из чего, по мнению Абу-Ханифы и Мухаммада, следует действительность продажи, несмотря на нежелательность (макрух), поскольку имеется собственность и возможна передача товара в руки. Со слов Абу-Юсуфа, продажа будет недействительна, поскольку мясо и шкура подобны вакфу, то есть тому, что завещано на благотворительные цели.

Если человек может совершить жертвоприношение сам и знает как, то ему желательно все сделать самому. В противном случае ему следует обратиться к тому, кто сможет хорошо с этим справиться, а самому желательно присутствовать при жертвоприношении.

Нельзя расплачиваться чем-либо из жертвенного животного с тем, кому было поручено совершить жертвоприношение, поскольку это подобно продаже. В хадисе говорится, что Пророк, мир ему сказал: «Кто продаст шкуру жертвенного животного, у того не будет жертвы».

Также со слов Али б. Абу-Талиба передается: «Посланник Аллаха, мир ему, велел мне смотреть за его жертвенными животными и раздать в качестве пожертвования их мясо, шкуры и покрывала, которыми их накрывают, и ничего из этого забойщику не давать, сказав: “Мы дадим ему от себя”» (согласованный хадис).

Если принесший жертву продаст шкур жертвенного животного, а на вырученные деньги приобретет то, что будет оставаться и использоваться в его домашнем хозяйстве (утварь, инструменты), то, согласно истихсану, это будет разрешено. В этом случае купленная вещь приравнивается к самой шкуре. В случае когда купленное будет использовано только путем расходования (например, на продукты питания), надлежит отдать в качестве подаяния его стоимость, согласно хадису: «Кто продаст шкуру жертвенного животного, у того жертва будет недействительна». Аль-Хаким посчитал его достоверным, а аз-Захаби прокомментировал его слова, сказав: «Ибн Ияша Абу-Дауд считал слабым». И этот хадис имеет свидетельство из хадиса, переданного Катадой б. ан-Нуман и приведенного у Ахмеда, как говорится в «Иля ас-сунан».

Продажа мяса жертвенного животного с целью раздачи его стоимости в качестве подаяния (садака) не разрешается.

Мясом жертвенного животного нельзя выплачивать закят.

Разрешается угощать мясом жертвенного животного немусульман. Таково мнение аль-Хасана, ас-Саури и ханафитов (асхаб ар-рай – выносящих самостоятельное суждение). Малик говорил, что другие люди нам предпочтительнее. Однако дозволенность накормить немусульманина мясом жертвенного животного, по нашему мнению, не значит, что мусульманин в данном случае не является предпочтительным для нас. Ведь это еда, которую мы можем есть и которой можем накормить зимми, как и прочей едой. Как было сказано выше, угощение мясом жертвенного животного относится к добровольному подаянию, поэтому разрешается накормить им зимми и пленника, подобно остальным добровольным подаяниям.

Угощать немусульман мясом жертвенного животного, принесенного по обету, не разрешается, т. к. оно относится к категории обязательного подаяния, подобно закяту и искуплению клятвы, которые предназначается только для мусульман.




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.