Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №111 — Шестьсот лет братства и взаимопонимания
21.12.2010

Уходящий 2010 год останется в российско-польских отношениях как год скорби и памяти. Гибель президента Польши Леха Качиньского и других представителей политической элиты этого государства, направлявшихся для участия в траурных церемониях в Катыни, стала своеобразным моментом примирения и очищения. Однако в истории наших государств и народов были не только трагические страницы и времена противостояния, но и эпохи политического и культурного сотрудничества. Особыми страницами, отмеченными совместными победами и жертвами, стала борьба против захватчиков, преимущественно шедших с Запада. Самым известным эпизодом является здесь битва при Грюнвальде 1410 года, завершившаяся разгромом Тевтонского ордена. Совместная армия Польши и великого княжества Литовского носила многонациональный характер. Наряду с представителями этих двух народов в ней активно участвовали украинцы, белорусы, русские (смоленская дружина). Большая часть армии была пешей. Поэтому столь важным было участие татарской конницы Джелала ад-Дина в составе литовской армии князя Витовта.


Мечеть в Гданьске

Представление об истории в основном формируется в детстве, из школьных учебников. В советских и российских учебниках татарам традиционно отводится далеко не самое приятное место. Когда дело касается Грюнвальдской битвы, то заслуженно говорится о героизме смолян, но умалчивается роль конницы Джелала ад-Дина. Наоборот, в школьных учебниках независимой Польши законное место уделяется и татарам. Символом этого братства по оружию стало открытие в Гданьске памятника татарскому воину, при этом ключевой фигурой стал президент Польши Бронислав Коморовский. В рамках межгосударственного визита 6 декабря 2010 года Коморовский принимал в Варшаве президента России Дмитрия Медведева. Так что, по сути, признание роли татар стало признанием заслуг всех россиян. На церемонии в Гданьске от официальных властей Татарстана присутствовал постпред в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Это вызвало ряд недоуменных вопросов и критических реплик в Татнете.

Наверное, мы не стали бы столь подробно останавливаться на этом сюжете, если бы не был столь актуальным весь контекст христианско-мусульманских отношений в современной Европе. Как известно, на территорию великого княжества Литовского, простиравшуюся тогда до Черного моря, мусульмане стали массово прибывать во времена великого князя Витовта (Витаутаса, правил в 1392–1430 гг.). Воинскую доблесть татар литовский князь смог оценить в 1399 году, когда в битве при Ворскле его войско было разбито золотоордынскими войсками во главе с Едигеем. Поэтому Витовт способствовал переселению татар на свои земли. Княжеская резиденция Тракай охранялась именно ими. В свою очередь в условиях распада Золотой Орды мусульманские феодалы были рады найти стабильное место во владениях процветающего государства. Следует особо отметить, что татары приходили в Литву как представители военно-служилого сословия со своими дружинами, заселяли ряд замков, создавали слободы в городах, строили здесь мечети. В Киеве и Минске, не говоря уже о маленьких городах, существовали татарские районы.

Особо стоит отметить, что в отличие от Московской Руси в землях Руси Западной, входившей позднее в состав Речи Посполитой, государство не способствовало крещению мусульманских феодалов. Платой за такую политическую свободу стала лояльность татарских воинов, которую они проявляли во всех войнах Литовско-Польского государства на протяжение более чем полутысячелетия. Последняя татарская конная часть пала в боях за Варшаву в сентябре 1939 года. При этом польским татарам приходилось воевать и против своих соплеменников. В своих мемуарах командир Башкирской конной бригады Муса Муртазин рассказывает о боях с татарской конной частью, которая прикрывала отход польских войск во время советско-польской войны 1920 года. В годы революций 1917 года и Гражданской войны польские татары сыграли значительную роль в формировании мусульманских частей в Крыму, Азербайджане, Волго-Уральском регионе. Большинство из них были противниками советского режима, но Искандер Тальковский стал советским комдивом и начальником-военкомом татаро-башкирской школы имени ЦИК ТАССР в Казани в 1923–1930 гг. Впрочем, во второй половине 1930-х гг. даже советские национальные воинские формирования были объявлены контрреволюционными и их командный состав уничтожен.

Большой проблемой для польских, или, как их еще называют, польско-литовских, татар стала утрата родного языка. Здесь возник такой феномен, как «китабы», то есть мусульманские книги на белорусском языке, написанные на арабском шрифте. Однако утрату языка можно компенсировать. Так, например, в начале прошлого века ректор казанского медресе «Мухаммадия» и будущий муфтий Центрального духовного управления мусульман Галимджан Баруди посылал своих учеников для обучения мусульман западных районов Российской империи татарскому языку.

Характерной особенностью польских татар было совмещение мусульманских корней с европейскими политическими и культурными ценностями. Оно получали неплохое светское образование, сначала преимущественно военное, а затем и светское, свободно чувствовали себя в иноязычной и инонациональной аудитории, но сохраняли приверженность исламу. Многовековая принадлежность к дворянству повышала их достоинство, делало их равными с другими представителями европейской элиты. Тем более что в XVI–XIX веках польская шляхта создала теорию о своих предках-сарматах, отличных от крестьян-славян. О сарматизме впервые завел речь польский историк Ян Длугош (1415–1480). Проникаясь модным в Европе XV века поиском исторических корней, шляхтичи доказывали, что они являются потомками кочевого, вольнолюбивого народа, известного по произведениям античных авторов, – сарматов. В качестве приметы времени можно привести тот факт, что литовские князья Глинские (предки матери Ивана Грозного Елены) объявили своим предком Мамая. Так польские татары волей-неволей «улучшили» биографию своих предков.

В настоящее время ведется дискуссия о европейских корнях мусульман. В них видят африканских и азиатских, в лучшем случае балканских мигрантов, появившихся на территориях Европейского сообщества в лучшем случае несколько десятилетий назад. Конечно, современная община польских татар насчитывает всего 5000 человек. Наиболее значительный удар по ней нанесла Вторая мировая война. В ее результате Вильнюсский край отошел к Литве, Западная Беларусь – к СССР, отдельные татарские деревни сохранились в районе Белостока, возвращенного в 1947 году от Беларуси Польше. Может, далее более важным стало давление тоталитарного сталинского режима в странах советского блока. Следует отметить, что позднее даже в социалистической Польше с большим уважением писали о татарах как о коренном народе страны, отдавшем свою кровь и таланты во имя своей родины. Сегодня их центром является Гданьск со своим татарским общинным центром. В Литве, где даже в советские времена улицы почти во всех городах носил имя Витаутаса, о татарах вспомнили преимущественно после восстановления независимости в 1991 году. В них, в частности, видели, мост для контактов с тюркским миром.

Сегодня и Литва, и Польша являются членами Европейского сообщества и НАТО. Татарские общины этих государств чувствуют себя весьма комфортно в рамках единой Европы, и никто не заявляет, что их мечети появились здесь совсем недавно. Коренным народом татары считаются и еще в одном европейском государстве – Финляндии. Может, уже стоит изучить их опыт как самим христианам-европейцам, так и прибывающим сюда на жительство представителям европейских государств? Ведь им жить вместе. А пока будет охранять единую Европу татарский улан в том городе, где началась Вторая мировая война...

Ильдар НУРИМАНОВ



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.