Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №88
08.12.2008

СЛОВО ИМАМА

Что выше любви и жертвенности?

Ас-саляму алейкум, дорогие друзья, уважаемые единоверцы! Поздравляю вас с великим праздником Ид аль-Адха — Курбан-байрам!

У меня сегодня дух захватывает от той грандиозной картины, которую мысленно представляю, глядя на карту мира: миллиард и триста миллионов человек на Земле в едином порыве, с одними молитвами на устах, с веселыми праздничными лицами приходят в мечети, склоняются в глубоких земных поклонах и славят своего Творца — Единого Всемогущего Аллаха! Мы отмечаем этот праздник три дня. И за эти дни так много надо успеть! Причем великие учители прошлого учат нас устремляться как можно выше, к Богу — в усердии к молитве, к чтению Священного Корана, к расширению своих знаний об Исламе. И они же учат нас в эти дни сделать как можно больше по горизонтали — для людей, для наших ближних.

Как же это сочетать? Как на Курбан-байрам, который по праву является главным великим праздником мусульман всего мира, сочетать небесное и земное, вертикальное и горизонтальное? Вспомним основы. Праздник жертвоприношения установлен в память о жертвоприношении пророка Ибрахима, мир ему. Каждый год он наступает десятого числа месяца зу-ль-хиджа по Хиджре. Для нас сам этот обряд жертвоприношения — праздник, и связан он с одним из столпов Ислама — с хаджем. Согласно традиции, один человек приносит в жертву одну овцу, а группа от одного до семи человек — одного верблюда или одну голову крупного рогатого скота. Животные, приносимые в жертву, должны быть здоровыми и не иметь изъянов. Жертвоприношение обязан выполнить каждый мусульманин, у которого есть на это возможность, а не только те, кто совершает хадж. В чем же смысл этого обряда? И почему до сих пор актуален рассказ Корана о жертве, принесенной пророком Ибрахимом, мир ему?

Отвечу так: да, этот обряд олицетворяет заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. Это одновременно проявление любви, высшего чувства, какое может быть у человека, — и жертвенности. Эти слова только кажутся очень простыми, но давайте посмотрим на них заново — сквозь призму Священного Слова Корана. Почему Ибрахим повел на гору своего единственного и долгожданного сына Исмаила, да будет мир над ними? Потому что более всего любил Бога, во всем желал следовать Его воле, вплоть до такого неожиданного и страшного для любого отца приказа: «иди и принеси Мне в жертву своего сына!» Да, это было страшное повеление, и любой человек постарался бы его не услышать или как-то избежать исполнения. Но Ибрахим, повторю, любил Аллаха превыше всего, доверял ему во всем и всегда — доводы разума, сомнения не помешали в данный момент принять решение. Почему? Неужели он не сомневался? Нет. Он был полон любви — вот весь ответ. Он верил, что Аллах и велик, и всемогущ, и милосерд, — и никогда не пожелает человеку того, что вредно ему. Так и случилось — ангел отвел занесенный над сыном жертвенный нож… Это было испытание веры, и Ибрахим выдержал его с честью! А мы с вами?

Мы часто видим затруднения в жизни, стоим в тупике, переживаем трагедии — но любовь к Всевышнему может поднять нас вверх, только поверь всем сердцем! Поверь всем разумом, всею волей своею! Вот чему учит пример Ибрахима, и вот к чему нас направляет вся обрядность, все детали праздника жертвоприношения. Если мы не сосредоточимся внутренне на этом примере и не постараемся себя поставить на место Ибрахима и не попросим в дуа для себя такой же крепкой веры и такой всепоглощающей любви, весь праздник теряет весь смысл! Так что давайте за красивой внешностью сегодняшних обрядов и дел не забудем сердечную суть Курбан-байрама.

Вы все знаете, что в день праздника считается во благо встать пораньше, одеться понаряднее, быть приветливым со всеми, навестить родителей, старших и больных, поминать усопших. Само собой разумеется — мы посещаем мечеть, чтобы вместе с единоверцами постигнуть радость. В мечети мы совершаем праздничную молитву, раздаем садака, а после навещаем родных и близких. Мясо жертвенного животного, согласно Сунне Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, делим на три части: две части раздаем бедным, сиротам, малоимущим, а третью мусульманин оставляет себе, а если отдаст малоимущим, то по Шариату это лучше. Приносимая жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает пропитание бедной части мусульманской общины. Если жертва приносится по обету, все мясо следует раздать неимущим: ведь жертва Ид аль-Адха совершается ради Всевышнего и должна принести пользу нуждающимся и награду жертвователям в этой и будущей жизни.

Кстати, вы не задавали себе такой вопрос: а зачем это одно и то же мы повторяем каждый год? Одни и те же молитвы, слова, те же обряды? Отвечу. Но отвечу встречным вопросом: а вам не наскучило каждый день питаться и пить воду или чай? Так устроен человек, что ему постоянно и регулярно нужно восстановление физических сил тела, — никто с этим ведь не спорит. Точно так же нужно и «кормление души, насыщение духа». Если откажешься от одного за счет другого — будет несчастье, будет уродство. Про нехватку пищи мы знаем: нищета и голод — страшные вещи, не дай Бог никому! А вот когда вокруг нас ходят тысячи, миллионы тех, кто не питает себя духовно, мы как бы пропускаем это мимо внимания. А ведь это поистине страшно. Поглядите: отчего разразился сейчас мировой финансовый кризис? Да, все знают, что будто бы виноваты какие-то там ошибки экономистов из Америки. Но это не причина. Суть глубже — люди увлеклись безудержным накоплением материальных богатств, само западное общество стали назвать «обществом потребления». Что это значит?

Это означает, что во главу угла, в центр внимания всей своей жизни человек поставил не поиск смысла жизни, не поклонение Богу, не научный поиск или художественное творчество, не любовь друг к другу или к детям, нет — в центре внимания стало его Величество Потребление! Все ценности всех религий, всех наук, искусств и философии затмились сиянием Доллара, позволяющего купить вся и все! Но так казалось — и вдруг все рухнуло… Поклонились Золотому Тельцу (помните описания в Коране?) — и на глазах рухнул этот идол… Вся финансовая система, на которой выросла американская и привязанная к Америке экономическая система, лопнула. И теперь сами экономисты говорят: это был дутый мыльный пузырь!

Почитайте газеты и журналы, где раскрываются причины нынешнего кризиса, — там даны объяснения. Главное — что кризис при дутых финансовых пирамидах, при необеспеченности доллара золотом и реальным потенциалом производства был неизбежен! А психологический корень этого — обман, а внутри обмана — жадность. Жадность к материальному, к пище телесной. Забвение о пище духа, о любви к окружающим, о любви к Создателю. И тем более забвение высшей формы любви — жертвенности!

Вы поняли, почему я вдруг стал говорить об американской экономике на Курбан-байрам? Кто-то ведь решил, что я сошел с ума и претендую на звание экономиста-аналитика. Нет, дорогие мои, я имам, предстоятель мусульман. А это значит, что я обязан напоминать вам слова Всевышнего, читать с вами вместе Коран и искать, как сказанное там соотносится с нашей жизнью. На весь мир обрушился этот кризис дутой экономики — как нам вести себя в новых условиях?

Думаю, именно Курбан-байрам учит нас и в этой ситуации. Первое — тот, кто свою душу не питает, впадет рано или поздно в жадность, в обман, в глупость. Так случилось с «обществом потребления». Они нанесли вред и себе, и всему миру. Но не будем из-за этого становиться антиамериканистами — мы должны сами осознать безумие безбожного потребительства, уберечь от него своих детей и помочь всем, включая американцев, встать на путь Аллаха.

Второе: праздник Жертво-приношения — это урок высшей степени жертвенности, благочестия и покорности Богу, который преподали всем нам Ибрахим и Исмаил! Эта покорность не была безволием, а, напротив, проявлением высшей степени мужества и благородства. Более того, высшим проявлением любви. Человек живет для высшей цели: приблизиться к Создателю своему всем сердцем, всем разумом и всем своим поведением, стать «авлия» — по-арабски «другом Божиим»! Путь к этому — через любовь. Одновременно по горизонтали и по вертикали — и к Богу, и к человеку.

Отсюда и третий вывод на сегодняшний день. Примем трезво, мужественно и без страха надвигающийся экономический кризис. Это испытание для каждого из нас: станем мы паниковать или сумеем урезать свои аппетиты и помочь слабым и страдающим? Сможем ли быть истинно муслимами — носителями «мира с Богом»? Будем ли разумнее вести экономику на своем уровне — честно, творчески, отдавая положенную шариатом часть через садака и закят? Станем ли примером для наших детей, чтобы не было стыдно смотреть им в глаза? Будем ли добрым примером для немусульман? Островом покоя и богопочитания в океане безумия и страстей?

Я уверен в ваших добрых намерениях, в ваших силах, мои дорогие! Я горжусь тем, что у меня так много братьев и сестер по вере. Вместе мы многое сможем. Главное же — собрать свой дух, насытить его словами Корана, примером Ибрахима и Исмаила в день Курбан-байрам. Главное — не забывать о высшем призвании человека, любить и быть жертвенными в этой любви! С молитвой об этом завершаю мое слово имама. С надеждой на вас, на вашу веру, искреннюю и сердечную — еще раз говорю вам: Ид аль-Адха мубарак, да здравствует великий праздник жертвоприношения Курбан-байрам! Аллаху акбар! Амин.

С самыми добрыми пожеланиями и молитвами
председатель Совета улемов ДУМНО
Умар-хазрат ИДРИСОВ




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.