Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №88
08.12.2008

СЛОВО ИМАМА

Что выше любви и жертвенности?

Ас-саляму алейкум, дорогие друзья, уважаемые единоверцы! Поздравляю вас с великим праздником Ид аль-Адха — Курбан-байрам!

У меня сегодня дух захватывает от той грандиозной картины, которую мысленно представляю, глядя на карту мира: миллиард и триста миллионов человек на Земле в едином порыве, с одними молитвами на устах, с веселыми праздничными лицами приходят в мечети, склоняются в глубоких земных поклонах и славят своего Творца — Единого Всемогущего Аллаха! Мы отмечаем этот праздник три дня. И за эти дни так много надо успеть! Причем великие учители прошлого учат нас устремляться как можно выше, к Богу — в усердии к молитве, к чтению Священного Корана, к расширению своих знаний об Исламе. И они же учат нас в эти дни сделать как можно больше по горизонтали — для людей, для наших ближних.

Как же это сочетать? Как на Курбан-байрам, который по праву является главным великим праздником мусульман всего мира, сочетать небесное и земное, вертикальное и горизонтальное? Вспомним основы. Праздник жертвоприношения установлен в память о жертвоприношении пророка Ибрахима, мир ему. Каждый год он наступает десятого числа месяца зу-ль-хиджа по Хиджре. Для нас сам этот обряд жертвоприношения — праздник, и связан он с одним из столпов Ислама — с хаджем. Согласно традиции, один человек приносит в жертву одну овцу, а группа от одного до семи человек — одного верблюда или одну голову крупного рогатого скота. Животные, приносимые в жертву, должны быть здоровыми и не иметь изъянов. Жертвоприношение обязан выполнить каждый мусульманин, у которого есть на это возможность, а не только те, кто совершает хадж. В чем же смысл этого обряда? И почему до сих пор актуален рассказ Корана о жертве, принесенной пророком Ибрахимом, мир ему?

Отвечу так: да, этот обряд олицетворяет заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. Это одновременно проявление любви, высшего чувства, какое может быть у человека, — и жертвенности. Эти слова только кажутся очень простыми, но давайте посмотрим на них заново — сквозь призму Священного Слова Корана. Почему Ибрахим повел на гору своего единственного и долгожданного сына Исмаила, да будет мир над ними? Потому что более всего любил Бога, во всем желал следовать Его воле, вплоть до такого неожиданного и страшного для любого отца приказа: «иди и принеси Мне в жертву своего сына!» Да, это было страшное повеление, и любой человек постарался бы его не услышать или как-то избежать исполнения. Но Ибрахим, повторю, любил Аллаха превыше всего, доверял ему во всем и всегда — доводы разума, сомнения не помешали в данный момент принять решение. Почему? Неужели он не сомневался? Нет. Он был полон любви — вот весь ответ. Он верил, что Аллах и велик, и всемогущ, и милосерд, — и никогда не пожелает человеку того, что вредно ему. Так и случилось — ангел отвел занесенный над сыном жертвенный нож… Это было испытание веры, и Ибрахим выдержал его с честью! А мы с вами?

Мы часто видим затруднения в жизни, стоим в тупике, переживаем трагедии — но любовь к Всевышнему может поднять нас вверх, только поверь всем сердцем! Поверь всем разумом, всею волей своею! Вот чему учит пример Ибрахима, и вот к чему нас направляет вся обрядность, все детали праздника жертвоприношения. Если мы не сосредоточимся внутренне на этом примере и не постараемся себя поставить на место Ибрахима и не попросим в дуа для себя такой же крепкой веры и такой всепоглощающей любви, весь праздник теряет весь смысл! Так что давайте за красивой внешностью сегодняшних обрядов и дел не забудем сердечную суть Курбан-байрама.

Вы все знаете, что в день праздника считается во благо встать пораньше, одеться понаряднее, быть приветливым со всеми, навестить родителей, старших и больных, поминать усопших. Само собой разумеется — мы посещаем мечеть, чтобы вместе с единоверцами постигнуть радость. В мечети мы совершаем праздничную молитву, раздаем садака, а после навещаем родных и близких. Мясо жертвенного животного, согласно Сунне Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, делим на три части: две части раздаем бедным, сиротам, малоимущим, а третью мусульманин оставляет себе, а если отдаст малоимущим, то по Шариату это лучше. Приносимая жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает пропитание бедной части мусульманской общины. Если жертва приносится по обету, все мясо следует раздать неимущим: ведь жертва Ид аль-Адха совершается ради Всевышнего и должна принести пользу нуждающимся и награду жертвователям в этой и будущей жизни.

Кстати, вы не задавали себе такой вопрос: а зачем это одно и то же мы повторяем каждый год? Одни и те же молитвы, слова, те же обряды? Отвечу. Но отвечу встречным вопросом: а вам не наскучило каждый день питаться и пить воду или чай? Так устроен человек, что ему постоянно и регулярно нужно восстановление физических сил тела, — никто с этим ведь не спорит. Точно так же нужно и «кормление души, насыщение духа». Если откажешься от одного за счет другого — будет несчастье, будет уродство. Про нехватку пищи мы знаем: нищета и голод — страшные вещи, не дай Бог никому! А вот когда вокруг нас ходят тысячи, миллионы тех, кто не питает себя духовно, мы как бы пропускаем это мимо внимания. А ведь это поистине страшно. Поглядите: отчего разразился сейчас мировой финансовый кризис? Да, все знают, что будто бы виноваты какие-то там ошибки экономистов из Америки. Но это не причина. Суть глубже — люди увлеклись безудержным накоплением материальных богатств, само западное общество стали назвать «обществом потребления». Что это значит?

Это означает, что во главу угла, в центр внимания всей своей жизни человек поставил не поиск смысла жизни, не поклонение Богу, не научный поиск или художественное творчество, не любовь друг к другу или к детям, нет — в центре внимания стало его Величество Потребление! Все ценности всех религий, всех наук, искусств и философии затмились сиянием Доллара, позволяющего купить вся и все! Но так казалось — и вдруг все рухнуло… Поклонились Золотому Тельцу (помните описания в Коране?) — и на глазах рухнул этот идол… Вся финансовая система, на которой выросла американская и привязанная к Америке экономическая система, лопнула. И теперь сами экономисты говорят: это был дутый мыльный пузырь!

Почитайте газеты и журналы, где раскрываются причины нынешнего кризиса, — там даны объяснения. Главное — что кризис при дутых финансовых пирамидах, при необеспеченности доллара золотом и реальным потенциалом производства был неизбежен! А психологический корень этого — обман, а внутри обмана — жадность. Жадность к материальному, к пище телесной. Забвение о пище духа, о любви к окружающим, о любви к Создателю. И тем более забвение высшей формы любви — жертвенности!

Вы поняли, почему я вдруг стал говорить об американской экономике на Курбан-байрам? Кто-то ведь решил, что я сошел с ума и претендую на звание экономиста-аналитика. Нет, дорогие мои, я имам, предстоятель мусульман. А это значит, что я обязан напоминать вам слова Всевышнего, читать с вами вместе Коран и искать, как сказанное там соотносится с нашей жизнью. На весь мир обрушился этот кризис дутой экономики — как нам вести себя в новых условиях?

Думаю, именно Курбан-байрам учит нас и в этой ситуации. Первое — тот, кто свою душу не питает, впадет рано или поздно в жадность, в обман, в глупость. Так случилось с «обществом потребления». Они нанесли вред и себе, и всему миру. Но не будем из-за этого становиться антиамериканистами — мы должны сами осознать безумие безбожного потребительства, уберечь от него своих детей и помочь всем, включая американцев, встать на путь Аллаха.

Второе: праздник Жертво-приношения — это урок высшей степени жертвенности, благочестия и покорности Богу, который преподали всем нам Ибрахим и Исмаил! Эта покорность не была безволием, а, напротив, проявлением высшей степени мужества и благородства. Более того, высшим проявлением любви. Человек живет для высшей цели: приблизиться к Создателю своему всем сердцем, всем разумом и всем своим поведением, стать «авлия» — по-арабски «другом Божиим»! Путь к этому — через любовь. Одновременно по горизонтали и по вертикали — и к Богу, и к человеку.

Отсюда и третий вывод на сегодняшний день. Примем трезво, мужественно и без страха надвигающийся экономический кризис. Это испытание для каждого из нас: станем мы паниковать или сумеем урезать свои аппетиты и помочь слабым и страдающим? Сможем ли быть истинно муслимами — носителями «мира с Богом»? Будем ли разумнее вести экономику на своем уровне — честно, творчески, отдавая положенную шариатом часть через садака и закят? Станем ли примером для наших детей, чтобы не было стыдно смотреть им в глаза? Будем ли добрым примером для немусульман? Островом покоя и богопочитания в океане безумия и страстей?

Я уверен в ваших добрых намерениях, в ваших силах, мои дорогие! Я горжусь тем, что у меня так много братьев и сестер по вере. Вместе мы многое сможем. Главное же — собрать свой дух, насытить его словами Корана, примером Ибрахима и Исмаила в день Курбан-байрам. Главное — не забывать о высшем призвании человека, любить и быть жертвенными в этой любви! С молитвой об этом завершаю мое слово имама. С надеждой на вас, на вашу веру, искреннюю и сердечную — еще раз говорю вам: Ид аль-Адха мубарак, да здравствует великий праздник жертвоприношения Курбан-байрам! Аллаху акбар! Амин.

С самыми добрыми пожеланиями и молитвами
председатель Совета улемов ДУМНО
Умар-хазрат ИДРИСОВ




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.