Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №111 — Исламизация России
21.12.2010

Старушка Европа обнаружила: политика мультикультурализма «совершенно провалилась», по немецкому канцлеру Ангеле Меркель, она не способна переварить потоки мигрантов и найти баланс между интересами коренного и приезжего населения. Европейские политики, не обремененные столь высокими должностями, на протяжении последних нескольких лет высказываются более определенно: они предсказывают континенту «исламизацию». Но в октябре–ноябре 2010 года термин «исламизация» впервые стал массово употребляться в отношении к России. Что это значит и к чему может привести?

Когда дата в календаре перевалила за отметку 2000-х, выяснилось, что мусульманские, и не только, народы постколониальной эпохи ни в собственных странах, ни на новой родине не желают обменивать собственную идентичность на реноме настоящего европейца.

Обмена дешевых зеркалец на золото, как когда-то с индейцами Америки, а в данном случае обмена своих ценностей на гамбургеры, свободные отношения и прочие блага «цивилизованного» мира не случилось, полной победы либеральных ценностей и капитуляции религиозных парадигм мышления не произошло, история не закончилась.

Европа находится в поиске новых концепций развития, и, судя по всему, следует ждать обновленной версии крестовых походов, святой инквизиции или фашизма. «Письма счастья» из Йемена и видеоприветы Даниэлю Шнайдеру и другие явно шитые белыми нитками эпизоды как нельзя кстати подготовили общественное мнение к активной фазе антиисламской мобилизации. А возможно, причину и следствие тут нужно поменять местами и это политика мультикультурализма «провалилась» аккурат ко времени подготовки нового военного конфликта на Ближнем Востоке. По крайней мере именно так считают некоторые политологи.

Так или иначе, мир живет в ожидании новой масштабной войны с «исламизацией», а эксперты говорят о том, что по сценарию режиссеров этого действа России тоже уготована активная роль. В качестве подтверждения сего приводятся и беспрецедентная информационная кампания против строительства мечети в московских Текстильщиках и неожиданное проявление гуманности деятелей отечественной культуры по отношению с забиваемым на Курбан-байрам животным.

В то время как отдельные технологи продолжают настраивать умы россиян на антимусульманскую волну, вице-спикер парламента нашего государства Владимир Жириновский заявил, что только Россия и может спасти Европу от неумолимой исламизации. Странное заявление от политика такого ранга в стране, высшее руководство которой говорит о том, что Россия и сама является частью исламского мира, не правда ли?

Геополитические смыслы всех этих телодвижений – одно дело, но задумаемся: чем обернется такая политика внутри самой России?

Проблема «исламизации» Европы заключается в том, что в результате колониальной, а затем бездумной миграционной политики страны континента заполнили выходцы из мусульманских стран, которые не интегрировались в принимающее общество. Поколение детей эмигрантов плохо социализовано, многие из них живут только на пособия, фактически не имеют идентичности (они и не французы, и не алжирцы; и не турки, и не немцы – не говорят хорошо ни на одном из этих языков и не имеют прочной культурной базы ни одной из этих идентичностей). И как люди без корней они с легкостью маргинализуются, одинаково успешно уходя либо в криминал, либо в религиозный экстремизм.

Многие манипуляторы от политики проводят аналогию между процессами, происходящими в Европе и в России. Дескать, такой же наплыв мигрантов, такое же засилье неродных лиц. Эксперты возражают: принципиальное отличие заключается в том, что ислам для России – традиционная религия, а мусульманские народы – коренное население, причем не в отдельных анклавах, а на очень обширных территориях, включая все Поволжье, Урал, Западную Сибирь, Северный Кавказ, Юг России и даже ее центральное Черноземье. То есть у России есть опыт сосуществования, а становление Европы проходило именно в конфронтации с исламским миром.

Но есть и другое принципиальное отличие: если в Европе значительное количество некоренного населения – иждивенцы, которые бременем ложатся на государственную казну, у нас приезжие – абсолютно социально не защищенный слой, нещадно эксплуатируемый и не имеющий никаких прав и гарантий. Стоны про засилье «черных» – это с больной головы на здоровую, за продуманную миграционную политику российского государства, за порядок на ее границах (конкретно за то, чтобы эти границы не пересекались нежелательными лицами) отвечают не приезжие, а само российское государство.

Что такое исламский вопрос в России? 15–20 лет назад это были темы парада суверенитетов, контролирования денежных и пропагандистских потоков из-за рубежа. 10 лет назад исламский вопрос включал в себя чеченских сепаратистов, «привозные» религиозные ценности, в том числе и крайне враждебные, полный хаос в среде духовных управлений мусульман, необходимость государственной поддержки в процессе восстановления традиционного богословского образования. Это с точки зрения государственного управления. Собственно мусульманские духовные структуры видели свои задачи в создании образовательных учреждений, подготовке имамов, строительстве мечетей, учреждений средств массовой информации, книгопечатании, а также налаживании диалога и сотруднических отношений с обществом, госструктурами, другими конфессиями.

Но времена меняются, а с ними трансформируется и повестка дня. Что актуально сегодня, а важнее – что будет актуально завтра?

В российском истеблишменте до сих пор нет определенности относительно пути и стратегии модернизации Северного Кавказа, не решена проблема бандподполья. В Поволжье, Урале и Сибири никак не удается справиться с группами мусульман, которые не хотят жить в России, а хотят быть подданными мусульманского халифата. В круг государственных задач входит также и работа с правоохранительными органами – их «инновационные методики» и глубокомысленные «выводы» (в их числе обвинения в адрес Айдара Хабибуллина, запросы на данные на новообратившихся мусульман, «спецоперация» в новоуренгойской мечети в последние дни Рамадана) зачастую повергают в шок. В ключевых республиках с титульным мусульманским населением сменилось руководство, кресла бывших партийных функционеров заняли управленцы новой формации, которые вынуждены внедряться в зачастую чуждую для себя тонкую тему этноконфессиональных отношений, искать баланс между интересами федерального центра и местных элит. Для духовных структур с повестки дня не сходят вопросы модернизации, консолидации, поиска баланса между северокавказской и татарско-башкирской общинами.

Что будет наиболее важным завтра? Все более заметную роль в мусульманской общине России будут играть трудовые мигранты, об этом свидетельствует и анализ контингента, который собирается нынче в мечети по пятницам и праздникам. На Урале и в Западной Сибири имамы-казахи, таджики, узбеки – уже давно не диковинка, а норма. Имея «родных» имамов, все больше закрепляясь на российской земле, мигранты будут все больше обращаться к религиозным корням, это объективно. А так как изнутри жизнь мигрантских общин российскими властями никак не регулируется, за позиции лидеров общин будут конкурировать криминальные дельцы и имамы. Убийство новоуренгойского имама в Тюмени, возможно, только первая ласточка. В отличие от 1990-х сегодня мигрантское сообщество активно прирастает молодыми женщинами, что тоже будет иметь свои социальные последствия.

Между тем продолжающаяся полоса нестабильности на Кавказе будет способствовать миграции кавказских джигитов в более благополучные регионы, будут и лезгинки, и выстрелы в воздух, будет и укрепление религиозности. Но любой разговор с мусульманами с позиции силы (то, от чего отказалась в свое время Европа и что считается в определенных кругах ее главной ошибкой), дескать, «это наша земля, и нечего тут культивировать свою туземную культуру», всегда будет наталкиваться на справедливые возражения – «мы такие же граждане России, как и вы». Разговор с позиции силы у нас уже случался, и его последствия мы до сих пор наблюдаем в СКФО.

По мере усиления религиозности как в среде российских граждан этнических мусульман, так и в среде приезжих все более остро будет стоять вопрос об их духовных авторитетах. Рано или поздно, хочется или не хочется, но определенным кругам в российском истеблишменте придется делать выбор: чего они хотят – слабые, разобщенные, недееспособные муфтияты (и тогда прощай фактор политического ислама в российском гражданском пространстве, но да здравствуют саиды бурятские и «параллельные миры» – анклавные мигрантские сообщества), или делать ставку на местный ислам, своих лидеров (но это исключает практику православизации, дискриминацию мусульман, призывы знать свое место и пр.).

Теперь сравним тот комплекс задач и проблем, который мы имеем в России, с европейской проблематикой – много ли в них общего? И сильно ли мы можем помочь Европе, не имея даже ясного представления о том, что нам делать со своими мусульманами: с одной стороны, мы категорически против строительства мечетей и прочей инфраструктуры, а с другой – мы не хотим видеть их молящимися на своих улицах и уж тем более забивающими баранов!

Отдельно нужно сказать о ситуации в Москве. Уже говорилось, что столица – это витрина гражданского общества, что на нее выставят, то и войдет в моду по всей стране. Это будет конструктив либо деструктив. В ситуации с мечетью на Волжском бульваре в оформлении витрины активное участие приняли маргинальные националистические организации, от них конструктива ждать не приходится.

Борьбу с «исламизацией» тоже хотят ввести в моду. Но нужно ли нам это парижское платье, ведь у нас в России совсем другие климатические условия...

Диляра Ахметова



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.