Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №111 — Кому не нужны мечети России?
21.12.2010

В последнее время по работе мне пришлось общаться с документами по открытию мечетей в Центральной России в начале ХХ века. Странное ощущение возникало при этом. Своеобразное дежавю – впечатление, что я это уже где-то видел или слышал. И в самом деле, в последнее время в нашей стране и по всяким Европам активно идут обсуждения относительно открытия мечетей в крупных городах. При этом их противники активно апеллируют к прошлому своих стран, к традициям. Правда, интересные традиции бывают – например, в распространяемом по Интернету обращении относительно запрещения строительства мечети в Текстильщиках в качестве иллюстрации используется почти точная копия аналогичного швейцарского дацзыбао. При этом авторы говорят о сохранении российской идентичности. Странные, однако, понятия об этой самой идентичности.


Проект мечети на проспекте Мира в Москве

Самое интересное в другом. А в чем же заключаются те самые традиции, к которым все периодически обращаются? В своем экскурсе мы не будем уходить далеко в исторические корни – в столь любезную сердцу Золотую Орду (в которой, как известно, при том что ислам был официальной религией с 1312 года, обеспечивались оптимальные условия для всех конфессий), а обратимся к царской России рубежа XIX–XX веков. Причем рассмотрим мы не то, как строились мечети в татарских и башкирских аулах или городах Туркестанского генерал-губернаторства или Закаспийской области. А то, как строились мечети в губернских центрах так называемой Внутренней России, а еще точнее, на территориях современного Центрального федерального округа.

В указанный период в данном регионе было воздвигнуто немало мечетей: в Твери, Ярославле, Москве и Касимове (в обоих городах это были уже вторые по счету мечети). Хотелось бы напомнить о том, как они строились, при каком количестве мусульман получали разрешение на их возведение.

Например, в славном городе Твери соответствующий документ был получен при наличии проживающих в городе 300 мусульман, из которых больше половины были военнослужащими. А когда Ярославская община в первый раз попробовала попросить разрешения на свою регистрацию, то не получила такового, потому что всех мусульман мужского пола в городе проживало всего лишь 12 человек.

Вот такими были примеры в той самой горячо любимой старине, к которой так часто апеллируют многие так называемые «патриоты». Так называемые – потому что это не патриотизм, а действия, ведущие к разрушению страны, и им рано или поздно придется отвечать именно по этой статье.

Что же мы видим сейчас? Самый знаменитый скандал разгорелся вокруг мечети в московском районе Текстильщики. На сегодняшний день в Москве проживает, по разным подсчетам, от 400 тысяч до 2 миллионов мусульман. Причем самые низкие данные – около 400 тысяч, как правило, вызывают смех и ухмылки, особенно у специалистов. Как известно, это цифры из переписи 2002 года, проведенной с многочисленными нарушениями и уже давно с тех пор устаревшие. Но это самые низшие оценки! Заметим, что с тех пор почти вся система ЖКХ перешла на использование труда кыргызов, анекдот про узбекский язык на стройке (который, если запретить, стройка остановится) перешла в городской фольклор, а песенка про таджика, который «на языке Хайяма материт январь» приобрела заметную популярность. При работе по энциклопедическому словарю «Ислам в Москве» из серии «Ислам в Российской Федерации», где учитывались все этнические общины, а также этноконфессиональные меньшинства (как мусульманские в этносах, традиционно не исповедующих ислам, так и наоборот), была произведена оценка в 800 с лишним тысяч в 2007 году. При этом в огромном городе имеется всего лишь 4 суннитских и одна шиитская мечети, которые просто физически не способны вместить всех желающих.

Но на Москве свет клином не сошелся. Может быть, в других городах ситуация лучше, имеющихся мечетей достаточно и новые просто не нужны? В Воронеже дали официальный отказ в вопросе строительства мечети, основываясь при этом на якобы имеющийся «исконно православный характер региона». Самое интересное, что именно в этом регионе Центральной России имеются самые значительные средневековые золотоордынские мечети, при этом даже расположенные на реке под названием Мечеть. Остатки их еще в середине XVIII веке были описаны, и упоминания содержатся в документах. Так что говорить об исторических приоритетах в регионе как-то не приходится. Вообще этот разговор о них не самый лучший именно для русского народа. В области проживают (по переписи 2002 года) более 20 тысяч мусульманского населения, и оно стремительно растет. Между прочим, в пресловутое царское время в Воронеже была молельная комната в Михайловском кадетском корпусе, хотя численность мусульман в губернии составляла всего лишь 242 мужчины и 24 женщины.

Не менее странной кажется ситуация в Ульяновске. Разумеется, изо всех региональных центров в Среднем Поволжье этот город лидирует по количеству мечетей, уступая только Казани. На родине Ульянова-Ленина сегодня построено 10 мечетей, и это количество превышает аналогичный показатель в Нижнем Новгороде, Пензе, Саранске, Самаре, Саратове. Словом, изо всех поволжских региональных столиц мечетей больше лишь в Казани и Астрахани. Но это лишь отражение этноконфессиональной ситуации в городе. В одном из его районов – Новом городе примерно из 100 тысяч населения татары составляют около 20%. Во входящем в черту города поселке Вырыпаевка – от 65 до 80%. Опять же при вроде бы немалом количестве мечетей в Ульяновске они никогда не бывают пустыми, и это главный показатель их нужности. При всем при этом находятся силы, которые выступают против строительства мечетей в Ульяновске.

Самая странная ситуация возникла в Пензе. Как известно, в этом городе имеется лишь одна мечеть, построенная до революции и с большим трудом возвращенная верующим. Между прочим, произошло это благодаря вмешательству заслуженного врача Российской Федерации, неоднократно награжденного государственными наградами. Места в этой мечети давно уже не хватает, но почему-то разрешение на строительство новой мечети упорно не дают. Причем это происходит в регионе, основу которого составляет сельское хозяйство, держащееся практически на одних татарских аулах. Когда едешь по области, это отлично видно по состоянию полей. Почему-то именно у татарских аулов поля обработанные и скотина является неотъемлемым элементом пейзажа. Но мечеть в городе построить нельзя.

Но остается вопрос: кому мешают мечети в крупных российских городах? Что собой представляет та невидимая сила, которая всячески сопротивляется строительству храмов одной из традиционных российских конфессий? Кто работает на срыв становящегося все более реальным сближения России с исламским миром?

Если это «православная общественность», то в этом большие сомнения, потому что много приходится контактировать с воцерковленными православными людьми, которые не только не против, а за строительство мечетей. Если это сторонники сохранения российской идентичности, то почему тогда их призывы с точностью калькируют воззвания европейских ультраправых? Может быть, кто-то пиарится на запретах строительства мечетей и кампаниях по этим запретам? Но при этом явно виден определенный сговор, причем целью сговора являются не только сами мечети (намаз мы читать все равно будем), а сами российско-исламские отношения как таковые.

Ахмад Макаров,
отв. редактор
энциклопедического словаря
«Ислам в Российской Федерации»



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.