Исламская культура
в Нижнем Новгороде:
связь сквозь тысячелетие!
В рамках IV Всероссийского мусульманского форума в
Нижнем Новгороде прошла насыщенная культурная программа, ярко воплотившая его
девиз «Мусульмане за евразийское единство!». И стало очевидно, что именно
культура, более чем иные сферы нашей жизни, сохраняет заложенные тысячелетие
назад основы культуры Евразии. Так ли это, могли убедиться гости и участники
нижегородских кинопоказов и уникальной выставки
.
«Торжество святости и красоты: Кораны Дагестана»
Так называлась экспозиция в Белом зале областной
научной библиотеки им. Ленина, впервые показавшая хранившиеся в архивах
редчайшие рукописи, пережившие гонения царского времени и атеистического
советского режима. Сейчас сложно представить, что большевики рассылали по селам
Дагестана «разнарядки» на сбор и сжигание мусульманской литературы, в первую
очередь Коранов, — но это факт! Невероятно, но созывали будто бы для «сельского
схода» владевших арабским языком — грузили на машины и потом сбрасывали в горные
пропасти… Так буквально выжигалась и народная память, и ученая элита, и вся
традиция мусульманской культуры.
Смотреть на рукописи было невозможно без слез,
подкатывавших к горлу, — ведь это подлинное чудо, часть рукописей выжила,
уцелела, дошла до наших дней — хвала Аллаху! Их спасение, сбережение,
исследование и публикации — одновременно святое и детективное дело. Нижний
Новгород стал первым городом, где они были представлены публике: ранее они
никогда не покидали закрытых для неспециалистов архивов. Здесь же был издан
первый научный, в цвете, на хорошей бумаге каталог, здесь, на Форуме, были
сделаны предложения — показать эти сокровища в городах и России, прежде всего в
Южном федеральном округе, и в странах СНГ, Иране, Ливане.
Инициатор выставки Дамир Мухетдинов написал в
предисловии к каталогу, что «известнейший советский корановед И. Ю. Крачковский
оставил скромное научное “завещание”. Оно заключалось в просьбе “выявлять,
собирать и изучать” богатое рукописное наследие Дагестана — житницы
мусульманской философской мысли. Тем самым он хотел подчеркнуть, что российское
исламское наследие существует вопреки мнению о том, что исламская Россия
является глубокой периферией мусульманского мира. Но только теперь, когда
мусульманское возрождение в стране мощно расправило крылья, а Северный Кавказ
доказал и отстоял приверженность Исламу, мы в состоянии понять и оценить тихую
просьбу ученого, Об этом забыли, казалось бы, все, кроме поверившего ему Амри
Рзаевича Шихсаидова. Он отец-основоположник дагестанской школы востоковедения, в
молодые годы получил блестящую научную подготовку. Он доверил научный путь
предшественникам в науке, а ему, в свою очередь, научные карьеры доверяли его
ученики — целая плеяда молодых талантливых и преданных делу исследователей:
безвременно ушедший яркий исследователь Хулатта Омаров и ныне здравствующие
Шамиль Шихалиев, Амир Наврузов и многие другие».
Заведующий отделом восточных рукописей Института
истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской
академии наук Шамиль Шихалиев, кажется, был в эти дни самым счастливым
человеком: сколько лет он обивал пороги разных учреждений с просьбами о
поддержке, но нашел ее только здесь, у мусульман Нижегородчины. «Самая древняя
рукопись, которую мы показываем, датируется 1009 годом, — говорит исследователь.
— Переписчик Мухаммад, сын Хусайна, сына Мухаммада, завершил ее в пятницу 2
декабря, писал он древнейшим почерком куфи, которым пользовались сподвижники
Пророка. А вообще за каждым листком стоит история, интересные личности. Не все
еще разгадано. Однако главное теперь, что рукописи вернулись к людям — их видят,
а духовно чуткие люди даже чувствуют Всевышнего, глядя на них. Об этом с нами
делились впечатлениями молодые русские люди, воспитанные, казалось бы, вдали от
мусульманства. И еще меня поразило, что центральные российские телеканалы
показали нашу выставку».
Каллиграфия — не только в прошлом
Как бы контрапунктом к старинным Коранам были
представленные в том же зале работы современных художников из Казани — Наджипа
Наккаша и Владимира Попова.
Наджип-эфенди известен как филолог-булгарист,
исследующий и публикующий письменное наследие Волжской Булгарии. Однако,
насмотревшись на прекрасные шамаили и тугры в архивах, он осмелился на
рискованный шаг — возродить это, казалось бы забытое, искусство. И вот теперь в
Татарстане — об этом можно говорить смело — уже работает новое поколение
увлеченных каллиграфией. Это мастера шамаилей в традиционно-татарском стиле,
графики-иллюстраторы мусульманской литературы, мастера личных тугр. Честь
возрождения этой сферы мусульманской культуры Поволжья принадлежит именно
Наккашу, и приятно отметить, что у него уже немало учеников, а к его 60-летию
открыта персональная выставка в Музее Ислама в казанской мечети Кул-Шариф. Тугры
Наккаша сопровождали 2 ноября съезд мусульман Нижегородчины, где новоизбранным
шейхам Умару Идрисову и Гаязу Закирову были торжественно вручены именные тугры.
«То, что одновременно с архаикой из Дагестана
показана современная каллиграфия, говорит о двух важных вещах, — отмечает Шамиль
Шихалиев. — Первое: исламское искусство — это не только глубокое прошлое, но и
актуальное настоящее! Второе: мы дети разных народов Евразии, но нас объединяет
Ислам!»
Самый необычный ученик Наккаша — Владимир Попов,
первый в истории мастер мусульманской каллиграфии русского происхождения. От его
работ, соединивших традиции Востока с европейским реализмом и экспрессионизмом,
приходили в восторг зрители в Иране, Ливане, Сирии и Египте. Высоко оценил их и
побывавший в Нижнем высокий гость — муфтий Талгат Таджуддин.
А с нижегородской землей Попова связывает… военное
прошлое: каждый год он навещает воинскую часть в Мулине, с которой прошел в годы
Великой Отечественной войны до Берлина. Теперь в недавно открывшийся молельный
зал при штрафбате он подарил свои каллиграфические полотна с аятами Корана —
ведь Нур Аллаха нужен не только в музеях и медресе, но там, где людям трудно.
«Султан Али Мешхеди в XVI веке писал, что “лишь познавший сердце знает, что
чистота письма — от чистоты души”, — напоминает Владимир Попов. — Как важно,
чтобы гармонии Ислама проникли ко всем, кто мучается и не нашел Истины!
Каллиграфия — один из инструментов даавата».
Кино XXI века: разрушитель или созидатель?
Такой вопрос, согласитесь, вовсе не случаен.
Откроешь телевизор: только успевай уворачиваться то от назойливой торгашеской
рекламы, то от бесконечно смакуемых убийств, погонь, насилия и разврата…
Духовный вакуум постсоветского общества, потерявшего вкус к национальной
культуре и духовной пище, порождает неслыханное ранее явление — массовое
одичание, культивируемое средствами массовой же информации.
Однако в этом совсем не виновны братья Люмьер,
изобретатели «живой картинки». То, что кино может служить светлым чувствам и
глубоким мыслям, можно было убедиться по трем фильмам, составившим лаконичную
кинопрограмму IV Всероссийского мусульманского форума. Конечно, это капля в море
— но капля чистая, свежая, благодатная. Полнометражный художественный фильм,
мелодрама 2006 года «“Ми” для мамы (Mim mesle Madar)» иранского режиссера
Молаголипоора Расула, стал победителем в номинации «Лучший игровой фильм» IV
Международного фестиваля мусульманского кино «Золотой минбар» в Казани: только
его успели оцифровать — и тут же показали в Нижнем Новгороде.
Особый интерес вызвал документальный фильм про
юбилейные торжества в честь муфтиев Бабахановых, проведенные летом в Ташкенте.
Кстати, там была презентована выпущенная ИД «Медина» книга о жизни трех муфтиев,
которым выпала роль возродителей исламских легальных институтов при советской
власти. Что еще актуально: поколение ныне действующих руководителей мусульман
СНГ вышло из «бухарской школы» и тем самым напрямую обязано Бабахановым. Фильм
стал как бы кинодополнением к уникальной книге и ярким свидетельством девиза
всего форума «Мусульмане за евразийское единство!»
Наконец, гости из Уфы подарили участникам форума
документальный историко-богословский фильм «Неугасающий свет» про великого
суфийского учителя Башкортостана ишана Зайнуллу Расулева.
«Зачем на Всероссийских форумах мусульман
культурная программа? — задается вопросом председатель Совета улемов Умар-хазрат
Идрисов. — Мы только что учредили Совет улемов ДУМНО, дабы восстановить традиции
учености, это будет, образно говоря, разум уммы. Но не менее важно иметь и
сердце уммы, а это — культура. Рядом с Соборной мечетью Нижнего Новгорода,
которая в канун форума получила статус федерального памятника архитектуры, мы на
днях начнем строительство Нижегородского центра исламской культуры. Жизнь
мусульман станет полноценной только в союзе мечети, медресе и Культурного
центра. И мы просим Аллаха о том, чтобы так было не только у нас на берегах
Волги, но и у всех мусульман Евразии, — инша Аллах!».
Джаннат Сергей МАРКУС