Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №87
24.11.2008

КУЛЬТУРА

Исламская культура в Нижнем Новгороде:
связь сквозь тысячелетие!

В рамках IV Всероссийского мусульманского форума в Нижнем Новгороде прошла насыщенная культурная программа, ярко воплотившая его девиз «Мусульмане за евразийское единство!». И стало очевидно, что именно культура, более чем иные сферы нашей жизни, сохраняет заложенные тысячелетие назад основы культуры Евразии. Так ли это, могли убедиться гости и участники нижегородских кинопоказов и уникальной выставки

.

«Торжество святости и красоты: Кораны Дагестана»

Так называлась экспозиция в Белом зале областной научной библиотеки им. Ленина, впервые показавшая хранившиеся в архивах редчайшие рукописи, пережившие гонения царского времени и атеистического советского режима. Сейчас сложно представить, что большевики рассылали по селам Дагестана «разнарядки» на сбор и сжигание мусульманской литературы, в первую очередь Коранов, — но это факт! Невероятно, но созывали будто бы для «сельского схода» владевших арабским языком — грузили на машины и потом сбрасывали в горные пропасти… Так буквально выжигалась и народная память, и ученая элита, и вся традиция мусульманской культуры.

Смотреть на рукописи было невозможно без слез, подкатывавших к горлу, — ведь это подлинное чудо, часть рукописей выжила, уцелела, дошла до наших дней — хвала Аллаху! Их спасение, сбережение, исследование и публикации — одновременно святое и детективное дело. Нижний Новгород стал первым городом, где они были представлены публике: ранее они никогда не покидали закрытых для неспециалистов архивов. Здесь же был издан первый научный, в цвете, на хорошей бумаге каталог, здесь, на Форуме, были сделаны предложения — показать эти сокровища в городах и России, прежде всего в Южном федеральном округе, и в странах СНГ, Иране, Ливане.

Инициатор выставки Дамир Мухетдинов написал в предисловии к каталогу, что «известнейший советский корановед И. Ю. Крачковский оставил скромное научное “завещание”. Оно заключалось в просьбе “выявлять, собирать и изучать” богатое рукописное наследие Дагестана — житницы мусульманской философской мысли. Тем самым он хотел подчеркнуть, что российское исламское наследие существует вопреки мнению о том, что исламская Россия является глубокой периферией мусульманского мира. Но только теперь, когда мусульманское возрождение в стране мощно расправило крылья, а Северный Кавказ доказал и отстоял приверженность Исламу, мы в состоянии понять и оценить тихую просьбу ученого, Об этом забыли, казалось бы, все, кроме поверившего ему Амри Рзаевича Шихсаидова. Он отец-основоположник дагестанской школы востоковедения, в молодые годы получил блестящую научную подготовку. Он доверил научный путь предшественникам в науке, а ему, в свою очередь, научные карьеры доверяли его ученики — целая плеяда молодых талантливых и преданных делу исследователей: безвременно ушедший яркий исследователь Хулатта Омаров и ныне здравствующие Шамиль Шихалиев, Амир Наврузов и многие другие».

Заведующий отделом восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук Шамиль Шихалиев, кажется, был в эти дни самым счастливым человеком: сколько лет он обивал пороги разных учреждений с просьбами о поддержке, но нашел ее только здесь, у мусульман Нижегородчины. «Самая древняя рукопись, которую мы показываем, датируется 1009 годом, — говорит исследователь. — Переписчик Мухаммад, сын Хусайна, сына Мухаммада, завершил ее в пятницу 2 декабря, писал он древнейшим почерком куфи, которым пользовались сподвижники Пророка. А вообще за каждым листком стоит история, интересные личности. Не все еще разгадано. Однако главное теперь, что рукописи вернулись к людям — их видят, а духовно чуткие люди даже чувствуют Всевышнего, глядя на них. Об этом с нами делились впечатлениями молодые русские люди, воспитанные, казалось бы, вдали от мусульманства. И еще меня поразило, что центральные российские телеканалы показали нашу выставку».

Каллиграфия — не только в прошлом

Как бы контрапунктом к старинным Коранам были представленные в том же зале работы современных художников из Казани — Наджипа Наккаша и Владимира Попова.

Наджип-эфенди известен как филолог-булгарист, исследующий и публикующий письменное наследие Волжской Булгарии. Однако, насмотревшись на прекрасные шамаили и тугры в архивах, он осмелился на рискованный шаг — возродить это, казалось бы забытое, искусство. И вот теперь в Татарстане — об этом можно говорить смело — уже работает новое поколение увлеченных каллиграфией. Это мастера шамаилей в традиционно-татарском стиле, графики-иллюстраторы мусульманской литературы, мастера личных тугр. Честь возрождения этой сферы мусульманской культуры Поволжья принадлежит именно Наккашу, и приятно отметить, что у него уже немало учеников, а к его 60-летию открыта персональная выставка в Музее Ислама в казанской мечети Кул-Шариф. Тугры Наккаша сопровождали 2 ноября съезд мусульман Нижегородчины, где новоизбранным шейхам Умару Идрисову и Гаязу Закирову были торжественно вручены именные тугры.

«То, что одновременно с архаикой из Дагестана показана современная каллиграфия, говорит о двух важных вещах, — отмечает Шамиль Шихалиев. — Первое: исламское искусство — это не только глубокое прошлое, но и актуальное настоящее! Второе: мы дети разных народов Евразии, но нас объединяет Ислам!»

Самый необычный ученик Наккаша — Владимир Попов, первый в истории мастер мусульманской каллиграфии русского происхождения. От его работ, соединивших традиции Востока с европейским реализмом и экспрессионизмом, приходили в восторг зрители в Иране, Ливане, Сирии и Египте. Высоко оценил их и побывавший в Нижнем высокий гость — муфтий Талгат Таджуддин.

А с нижегородской землей Попова связывает… военное прошлое: каждый год он навещает воинскую часть в Мулине, с которой прошел в годы Великой Отечественной войны до Берлина. Теперь в недавно открывшийся молельный зал при штрафбате он подарил свои каллиграфические полотна с аятами Корана — ведь Нур Аллаха нужен не только в музеях и медресе, но там, где людям трудно. «Султан Али Мешхеди в XVI веке писал, что “лишь познавший сердце знает, что чистота письма — от чистоты души”, — напоминает Владимир Попов. — Как важно, чтобы гармонии Ислама проникли ко всем, кто мучается и не нашел Истины! Каллиграфия — один из инструментов даавата».

Кино XXI века: разрушитель или созидатель?

Такой вопрос, согласитесь, вовсе не случаен. Откроешь телевизор: только успевай уворачиваться то от назойливой торгашеской рекламы, то от бесконечно смакуемых убийств, погонь, насилия и разврата… Духовный вакуум постсоветского общества, потерявшего вкус к национальной культуре и духовной пище, порождает неслыханное ранее явление — массовое одичание, культивируемое средствами массовой же информации.

Однако в этом совсем не виновны братья Люмьер, изобретатели «живой картинки». То, что кино может служить светлым чувствам и глубоким мыслям, можно было убедиться по трем фильмам, составившим лаконичную кинопрограмму IV Всероссийского мусульманского форума. Конечно, это капля в море — но капля чистая, свежая, благодатная. Полнометражный художественный фильм, мелодрама 2006 года «“Ми” для мамы (Mim mesle Madar)» иранского режиссера Молаголипоора Расула, стал победителем в номинации «Лучший игровой фильм» IV Международного фестиваля мусульманского кино «Золотой минбар» в Казани: только его успели оцифровать — и тут же показали в Нижнем Новгороде.

Особый интерес вызвал документальный фильм про юбилейные торжества в честь муфтиев Бабахановых, проведенные летом в Ташкенте. Кстати, там была презентована выпущенная ИД «Медина» книга о жизни трех муфтиев, которым выпала роль возродителей исламских легальных институтов при советской власти. Что еще актуально: поколение ныне действующих руководителей мусульман СНГ вышло из «бухарской школы» и тем самым напрямую обязано Бабахановым. Фильм стал как бы кинодополнением к уникальной книге и ярким свидетельством девиза всего форума «Мусульмане за евразийское единство!»

Наконец, гости из Уфы подарили участникам форума документальный историко-богословский фильм «Неугасающий свет» про великого суфийского учителя Башкортостана ишана Зайнуллу Расулева.

«Зачем на Всероссийских форумах мусульман культурная программа? — задается вопросом председатель Совета улемов Умар-хазрат Идрисов. — Мы только что учредили Совет улемов ДУМНО, дабы восстановить традиции учености, это будет, образно говоря, разум уммы. Но не менее важно иметь и сердце уммы, а это — культура. Рядом с Соборной мечетью Нижнего Новгорода, которая в канун форума получила статус федерального памятника архитектуры, мы на днях начнем строительство Нижегородского центра исламской культуры. Жизнь мусульман станет полноценной только в союзе мечети, медресе и Культурного центра. И мы просим Аллаха о том, чтобы так было не только у нас на берегах Волги, но и у всех мусульман Евразии, — инша Аллах!».

Джаннат Сергей МАРКУС




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.