Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №107 — История ислама в Курской области
09.09.2010

с раннего средневековья до ХХ векаИстория ислама в Курской области не являлась предметом изучения специалистов. В ней выделяются раннесредневековый, имперский и советский периоды

Доордынский период представлен двумя временными срезами: хазарским (салтово-маяцким) и постсалтовским. Известно, что вся территория современной Курской области входила в состав Хазарского каганата. В нескольких районах региона найдено немало артефактов, относимых к салтово-маяцкой культуре, а также ряд могильников, относимых к этой же культуре, в том числе к ее локальным вариантам. По мнению виднейшего хазароведа М.И. Артамонова, освоение славянами освобожденной от булгар-кутригуров лесостепной полосы Днепровского Левобережья происходило именно под защитой хазар. Расположенное на месте г. Рыльска укрепленное поселение контролировало стратегически важный район соединения торговых магистралей, эксплуатировавшихся и позднее, и входил в ту же цепь укреплений, что и Супрутское городище, Чернигов и Киев. В свете последних исследований территориально близких регионов Украины уже в период IX–X вв. отмечается наличие крупных хазарских городов с мусульманским булгарским и аланским населением, доминирующем носителе салтово-маяцкой культуры на всех прилегающих землях. Возможное проникновение мусульман севернее нынешней российско-украинской границы подтверждается отдельными артефактами мусульманского происхождения, найденными на территории Супрут.

Постсалтовское торговое влияние, уже неразрывно связанное с исламом, фиксируется в различных кладах, найденных в Курской области. Самым крупным из них является Жидеевский клад, содержащий 320 дирхемов, в том числе один отпечатанный в Суваре (Волжская Булгария) в 341 г. х. Присутствие этой монеты и зооморфных мотивов в местных серебряных изделиях, найденных в кладе, указывает на торговые связи северян с Поволжьем. По мнению археологов, для производства всех серебряных и билоновых изделий, изготовленных в этот период в Посеймье, использовалось именно серебро арабского и булгарского происхождения.

Золотоордынский период характеризуется наличием крупных городских центров (Бесединский, Гочевский археологические комплексы) и особого административно-политического образования конца XIII – конца XIV века – Курской тьмы. В силу того что русские летописи характеризуют правление Золотой Орды на этих территориях исключительно в негативном свете, исследователю трудно дать объективную оценку даже таким явлениям, как основание в конце XIII века новых крупных процветающих торгово-ремесленных центров – Ахматовых слобод. Хотя баскак Ахмат, возможно, пытался создать здесь «города по примеру быстро возникавших на пустом месте золотоордынских городов» (М. Полубояринова), это событие в историографии до сих пор трактуется как «грабительская политика» монголо-татар.

В конце XIV в. территория нынешней Курской области вошла в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ), однако ордынское влияние в ней по-прежнему было велико, о чем свидетельствует устоявшаяся монетно-денежная система. Часть многочисленных выходцев из Орды основала в составе ВКЛ автономное политическое образование – Яголдаеву тьму, просуществовавшую с XV века (или даже с конца XIV века) до начала XVI века. Административный центр этой автономии, так называемое «Еголдаево городище», известен по документам, но археологически не изучен до сих пор.

Между постордынским периодом и XIX веком сведения о присутствии мусульман в регионе ограничиваются информацией о несении военной службы многочисленными отрядами служилых татар в пограничных гарнизонах. При этом следует отметить крайне слабую разработанность данной темы в российской историографии. Украинная служба татар в конце XV – XVI веке зафиксирована для всех соседних регионов. Известен факт отправки в 1676 году контингента симбирских служивых татар в г. Рыльск для участия в Русско-турецкой военной кампании; среди командированных мурз и татар – Агишевы, Байсеитовы, Биговатовы, Бурлуковы, Кичкиновы, Мустафины, Семенеевы, Урусовы, Хозины.

В XIX веке в Курске проживали отдельные ссыльные с Кавказа, в частности ссыльные азербайджанские правители (1819–1824). Краткосрочно здесь останавливался плененный имам Шамиль (в сентябре 1859 года и в декабре 1868-го). Постоянное проживание мусульман в Курске документально зафиксировано для 1865 года, когда здесь были отмечены 28 татар, по большей части нижние чины в кавалерии и частично в пехоте, а также 4 черкеса, присланные на жительство.

Судя по известным на сегодня документам, о сложении в Курске стабильной мусульманской общины можно с уверенностью говорить для 1890-х гг. Членов этой общины характеризует постоянное проживание в данном городе и возникшая у них необходимость официального оформления своей религиозной деятельности. 26 апреля 1891 года домовладелец из Ямской слободы Аббас Ханбеков подал прошение губернатору о разрешении провести коллективную молитву по случаю праздника Ураза-байрам в помещении Дворянского собрания. В 1894 году в результате ходатайства и.о. муллы Курской губернии о «бесплатном отводе места под кладбище проживающих и умирающих в Курске магометан» образовалось Татарское кладбище.

По переписи 1897 года, в Курской губернии насчитывалось мусульман 413 мужчин и 28 женщин. Они проживали компактно в 4–5 местах города, прежде всего Ямской слободе (касимовские татары с родом деятельности «служащие буфета, мелкие торговцы»), по улицам Семеновская, Кондыревская, Почтовая и Золотая (в основном нижегородские татары с родом деятельности «старьевщики, мелкие торговцы, домохозяева»). Социальный статус курских мусульман был различен; основной движущей силой общины являлся более независимый в финансовом плане выходец из Касимовского уезда Аббас Ханбеков – владелец гостиницы «Петроградской» в доме Лавровой на ул. Херсонской (Дзержинского), 1. В его доме происходили коллективные намазы. Кроме собственно российских мусульман, в губернии проживали и единичные представители мусульманских государств: Турции, Персии. К этому времени здесь появляются постоянные муллы. В начале ХХ века им был мулла Баторбаев.

В ходе социально-политических процессов, происходивших в стране, резко увеличивается и активность мусульман. Заметно вырастает мобильность мусульманской общины, повышаются требования к имамам, которые приглашаются со стороны. Возможно, именно с этим связано приглашение имамом в 1914 году Камалетдина Басырова – представителя династии потомственных имамов из с. Ключищи Нижегородской губернии. Кроме того, это могло быть связано с весьма возросшим числом мусульман в городе, где разместились воинские контингенты в связи с началом I мировой войны. Военные действия велись в Польше и на Украине, в Галиции, на запад перебрасывались войска, в которых было немало мусульман. Местные мусульмане также являлись религиозными деятелями, но пока на вторых ролях: Белялетдин Салахетдинов (уроженец с. Овечий Овраг Нижегородской губернии) значится муэдзином, Бедретдин Калимуллин – «служителем культа».

Последний этап усиления мусульманской активности в регионе (не считая современности) начался с революций 1917 года. Советская власть в начале своем заигрывала с мусульманами. С этим периодом связана волна легитимизации мусульманских городских общин, а также строительства мечетей и молитвенных домов; не обошел стороной этот процесс и Курск. Еще 19.05.1921 члены мусульманской общины Курска, пока даже не имевшие юридического оформления в виде организации, заключили договор с Курским губернским Советом рабочих и крестьянских депутатов о «бессрочном и бесплатном пользовании находящегося в г. Курске по Семеновской улице молитвенного дома с богослужебными предметами... исключительно для религиозных потребностей». Предположительно это здание использовалось в качестве мусалли и до революции, а именно с момента появления здесь официального губернского имама (1914 год). В мае 1923 года было зарегистрировано Магометанское религиозное общество Курска во главе с председателем Абдулло Ханбековым, членами приходского совета Б. Салахетдиновым и Б. Калимуллиным и секретарем Саляхетдином Жаббаровым (уроженец с. Ендовищи ныне Нижегородской области). Б. Калимуллин и Б. Салахетдинов, значащиеся в одном из документов «служителями культа Магометанского религиозного общества», были зарегистрированы по одному адресу: ул. Семеновская, 27 – очевидно, это искомый адрес молитвенного дома.

Точная дата ликвидации Магометанского общества неизвестна, однако религиозная жизнь мусульман в Куске не прерывалась на протяжении всего советского времени. Первым неофициальным муллой до 1942 года являлся Б. Салахетдинов, с середины 1940-х гг. до 1954-го – С. Жаббаров. После его смерти значительно расширившуюся количественно мусульманскую общину Курской области (в 1930-е гг. сюда в массовом порядке бежали от раскулачивания выходцы из ряда сел Нижегородской области, прежде всего с. Ендовищи) возглавил Сафа Юсиф-улы (1890–1983). После смерти знатоков ислама из числа мужчин религиозные обряды проводила Хадича Якуп-мулла-кызы. Другой видной активисткой общины в поздние советские годы являлась Аджар Бешарова, которая была инициатором создания местной религиозной общины мусульман «Аль-Рахмат».

Дмитрий Макаров,
Дамир Хайретдинов



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.