Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №107 — Юрий Михайлов: тематика книги «Жизнь пророка Мухаммада» уникальна для нашей страны
09.09.2010

В рамках 23-ей Московской международной книжной выставки-ярмарки подведены итоги ежегодного Национального конкурса «Книга года». В номинации «HUMANITAS» лучшей книгой признана «Жизнь пророка Мухаммада» Тауфика Ибрагима и Натальи Ефремовой, вышедшая в издательстве «Ладомир». Главный редактор издательства Ю. А. Михайлов ответил на вопросы нашего корреспондента Ольги Семиной.

 

Юрий Анатольевич, прежде всего, примите поздравления! Наверно, это сенсация, что книга «Жизнь Пророка Мухаммада» получила награду. Для Вас это неожиданность или закономерность?

– Нашему издательству через три месяца исполняется 20 лет. Для меня это свидетельство того, что мы доросли до уровня, когда качество нашей работы стало очевидным для всех. На таком уровне, на котором выполнена «Жизнь Пророка...», мы все книги делаем уже давно. Другое дело, что тематика этой книги уникальна для нашей страны. Это единственное издание с грифом Российской Академии наук, которые одобрено всеми Духовными управлениями мусульман России, а они между собой не очень-то в ладах. Это фундаментальный труд, но в то же время адресованный широкому кругу читателей, всем любителям жанра «историческая биография». При том, что это, по сути, энциклопедия ислама. В условиях, когда у нас сегодня властями стимулирован интерес к религиозному образованию, к повышению знаний о мировых религиях, да еще на уровне 4-классников, проблема того, кто им будет рассказывать об авраамических религиях, приобретает остро политический характер. Мой прогноз, исходя из тех книг, которые утверждены, преподаватели, в большинстве православные, которые будут рассказывать детям об исламе, ничего из имеющихся об исламе книг не поймут, а следовательно ничего не поймет и ребенок. Это вызовет у учителя скрытое раздражение, что он не может донести школьную программу. Это выльется в скрытую форму исламофобии: те, кто таким образом будут обучены с 4 по 6 класс, проголосуют после окончания школы, когда они вступят избирательные права, за националистические фашистские партии. То есть мы имеем наглядный случай, когда благими намерениями вымощена дорога в ад! Поэтому наша книга в этом смысле станет надежным заслоном вот такого рода явлениям. Если учителя, прежде чем что-то говорить детям об исламе, ее прочитают, у них на многое глаза откроются!

 

Вы сказали: «Может быть, эту книгу прочтут учителя, преподавателя школ»…Я бы тоже этого хотела, но книга стоит свыше трех тысяч рублей. Такая цена смутит многих и многих! Может, стоит подумать о более дешевом издании?

– Если мы посмотрим на книгу по полиграфическим параметрам, на тот объем материала, который в ней дан, то непонятно, за счет чего ее можно удешевить. Например, цветные иллюстрации. Если мы их напечатаем на плохой бумаге, кому от этого будет лучше?! Тогда их надо вообще убирать. Но когда вы читаете об иной культуре, иллюстративный ряд принципиально важен, чтобы вы этой культурой прониклись. Поэтому, на мой взгляд, эта цена объективно отражает тот объем информации, который в ней представлен. Ведь в книгу вошла целая исламская библиотека! Наверно, в будущем можно будет говорить о более дешевом издании, но на сегодня фундаментальность – это залог высокого качества.

 

Еще до победы в конкурсе «Книга года» книга, как я знаю, была вручена премьер-министру Владимиру Путину.

– Да, это было в мае на ежегодном общем заседании Российской академии наук. Президент академии Юрий Осипов зачитал на нем доклад президиума РАН, и в нем эта книга была названа выдающимся достижением отечественной науки за последний год. На заседании присутствовал Владимир Путин, и ему наша книга, вместе с другими, была вручена. Я надеюсь, что он нашел время хотя бы полистать ее!

 

Как Вы работали с авторами Тауфиком Ибрагимом и Натальей Ефремовой?

– Сами авторы трудились над книгой 10 лет. Когда она попала к нам в издательство, мы ее доводили до конечного результата еще 5 лет. В сумме 15 лет. Я сразу поставил задачу сделать эту книгу, при сохранении научности, адресованной самому широкому кругу читателей. И второе – язык изложения материала. Поэтому и в нашей книге нужно было построить повествование так, чтобы сложные термины вводились постепенно через их объяснения, чтобы сюжет был связным. Поскольку сама книга – это мозаика из первоисточников, в которых связности нет, то нужно было создавать ее искусственно. Поэтому книга разделилась на два слоя. Это то, что имеет некий консенсус в традиции, а во второй слой, в примечания ушла вариативность. Так мы получили комплексную картину. Внятное изложение научно-справочного аппарата – это тоже проблема. У нас есть в книге раздел, посвященный вероучению. В принципе это первый популярный справочник по исламскому вероучению внутри издания. Мы добивались абсолютной читаемости этой книги, увлекательности, сохранению материала в рамках традиции, чтобы ни один мусульман не мог упрекнуть нас в фантазиях. Каждый пассаж книги сопровожден ссылкой на первоисточник. И еще один важный момент – психологический настрой: я был заинтересован в том, чтобы по прочтении книги возникла симпатия к Пророку (мир ему). Религия, с которой он пришел, повлияла на судьбу всего мира. В «Евангелии» сказано - «нет пророка в своем Отечестве…» Судьба пророка Мухаммада (мир ему) отличается тем, что Он был пророком в своем отечестве, он создал государство, в котором реализовал всю систему своих идей и завещал к тому же, как дальше жить! Это исключительная судьба, никому такого не удалось. Он заслуживает внимания и уважения как государственный деятель, как религиозный реформатор. Он абсолютно современен, и прочитав наше издание, вы духовно обогатитесь. Мы начинаем книгу с фотографий Саудовской Аравии. У любого спроси: что такое Саудовская Аравия? И услышишь: это – пустыня, где ничего нет. Да, ее стремились быстрее преодолеть, это мертвая зона. Вся жизнь шла в оазисах, где питались в основном финиками, а хлеб был на вес золота. Т.е. ислам приобрел свои внешние проявления во многом за счет климатических условий. Поэтому надо отделять то, что нам не нравится в исламе, например, одежда, от того духовного, что за этим внешним проявлением стоит. Для нашего читателя этот водораздел очень важен. Ислам утверждался не ради хиджаба, а ради астрономии, медицины, философии. Тот стимул, который человечество получило за счет ислама, должен вызывать к нему благодарность.

 

В таком случае «Жизнь Пророка…» это далеко не «историческая биография». Она выходит за рамки этого жанра.

– Есть термин «сира» как жанр, в нем излагается биография Пророка (мир ему) практически как политического деятеля. Но наша книга, вобрав в себя «Сиру» Ибн Исхака и Ибн Хишама полностью, включила и все, что связано с хадисной традицией. Это второй источник о жизни Пророка (мир ему). По величине это гораздо больший объем материала. Поэтому в нашей книге появился такой раздел, как привычки Пророка (мир ему), образ жизни, как он отдыхал, что ему нравилось. Пример: мечеть у нас многие воспринимают как сакральное учреждение, а там проводились соревнование по метанию копий. У нас не так сильна военная составляющая в рассказе о Пророке (мир ему). Хотя время было такое, что если не ты нападал, на тебя нападали. Пророк (мир ему) занимал позицию защиты интересов мусульман и предотвращения угроз, но он отнюдь не ставил задачу забраться в чьи-то владения и ограбить. Такой цели вообще не стояло. Ислам отличался тем, что он постепенно набирал популярность, и приток новых мусульман был столь велик, что возникали свои проблемы.

 

Что дает издателю, авторам победа в конкурсе «Книга года»?

– Номинация «HUMANITAS» охватывает книги гуманитарного профиля. Практически эта награда – это признание государством в лице Федерального агентства по печати и оргкомитета ярмарки нашей работы. Это признание государственной значимости данного произведения. Для меня это очень важно. Потому что ислам сегодня – это постоянное поле выяснения отношений в области книг. Борьба за мусульманина читающего – это принципиально важная борьба. Наша книга снабжает мусульман огромным полем аргументации для отстаивания своих интересов в гражданском обществе. Для мусульман Пророк (мир ему) – это совершенная личность, она вне времени. Ему надо подражать. Так читайте нашу книгу и равняйтесь на Пророка (мир ему)!



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.