Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №107 — Татары в Китае: мусульманский мост между великими державами
09.09.2010

Территория нынешнего Китая исторически связана с судьбой многих тюркских народов. Здесь они жили, здесь возникали их государства. Особенно долгой традицией независимого и автономного существования обладают уйгуры, чьи территории сейчас входят в Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) Китая.


Габдулла Буби с женой и дочерьми

В позапрошлом веке российские разведчики, путешественники и купцы регулярно посещали Синьцзян, Маньчжурию и Монголию (тогда целиком китайскую), где по мере нарастания внутреннего кризиса ослабевала роль центрального китайского правительства. Однако татарские купцы и коммерсанты, которые появились в Синьцзяне в середине XIX века, не участвовали в политической борьбе. К концу XIX века в крупных уйгурских городах существовали татарские торговые кварталы. Размежевание границ было тогда процессом сложным, экономические связи между Синьцзяном (по-тюркски Восточным Туркестаном) и собственно Средней Азией весьма обширными. Поэтому татарские торговые общины на западе Китая были тесно связаны прежде всего с городским общинами нынешнего Восточного Казахстана и Северного Кыргызстана.

Татары преимущественно проживали в городах Урумчи, Кульджа, Чугучак. Кроме торговли, основными видами занятий были ремесла (скорняжное дело и выделка кож). Они развернули здесь торговлю, открыли швейную фабрику, кожевенный завод, маслозавод, различные мастерские. Татары занимались также земледелием. Было организовано выращивание урожайных сортов саженцев плодовых деревьев и т. д.

Конец XIX – начало XX века стали «золотым веком» для татарской городской культуры, оказавшей влияние на многие тюркские народы Северного Кавказа, Средней Азии, а также на уйгур. Основатель джадидизма Исмаил бей Гаспринский писал, что тюркский литературный язык («тюрки») должен быть понятен от стамбульского лодочника на Босфоре до погонщика верблюда в уйгурском Кашгаре. В реальности наибольшее влияние получил не «тюрки» Гаспринского, слишком близкий к османскому турецкому, а литературный язык тюрок Поволжья, берущий начало в официальном языке эпохи «Золотой Орды».

Центром культурной интеграции тюркских народов края был близкий к российской границе город Кульджа (Гольджа). В городе Кульдже существовал обособленный район города – «Ногай-город». Здесь действовали татарская школа, типография, мечеть, работал татарский самодеятельный театр, музыкальный, танцевальный и изобразительный кружки, национальные общественные движения. Татарская диаспора считалась наиболее образованным, организованным и предприимчивым сословием. Позже в Кульдже была открыта русская школа, в которой преподавали татарские учителя. Татары создали и первую джадидскую (новометодную) школу в Кульдже, которая впоследствии стала предтечей казахской, киргизской и уйгурской школ.

В 1913–1917 годы учителем в Кульдже работал Габдулла Буби – выдающийся улем и просветитель. Ирония судьбы заключалась в том, что его медресе в ауле Иж-Буби ныне Агрызского района Татарстана было закрыто в результате доносов. На последовавшем судебном процессе, где братьев Буби и их педагогов защищали лучшие адвокаты России, не удалось доказать ничего серьезного. Ему запретили преподавать в России, но дали возможность нести российскую мусульманскую культуру в регионе, который входил в сферу влияния империи. В Кульдже его выдающимся достижением стало открытие восьмилетней женской учительской школы (дар уль-муаллимат). В 1916 году в ней учились 110 девушек, а в мектебе – 130 юношей. Европейский и вместе с тем мусульманский облик дар уль-муаллимат лучше всего проявил себя в праздновании дня 1 мая в 1917 году. Ученицы школы не только вышли на митинг с открытыми лицами (но с головными уборами), четверо из них выступили с речами в защиту свободы и политического равноправия женщин. Вот в этом проявились истинные традиции российских мусульман, их способность адаптировать современные политические институты к исламским основам.

Габдулла Буби сразу после приезда в Кульджу начал вести собрания для взрослых, где объяснял современную реальность, используя аяты Корана и хадисы. С 1 января 1915 года он приступил к урокам тафсира, то есть толкования Корана. С 15 мая 1916 года каждую пятницу перед общей молитвой Г. Буби читал тафсир. Он постоянно проводил мысль о необходимости получения мусульманами не только религиозного, но и светского образования, обучения их ремеслам и профессии. Он призывал к пожертвованиям (закят) в пользу мектебе и медресе. Такая фетва в июне 1917 года была дана от имени Оренбургского духовного собрания и подписана муфтием Галимджаном Баруди, казыями и рядом выдающихся мударрисов. В мае 1917 года после Февральской революции Г. Буби вернулся на Родину.

В 1927 году, после начала гражданской войны в Китае, начались преследования представителей некитайской национальности. Многие татарские предприниматели разорились. В ходе Второй мировой войны в Синьцзяне возник вакуум власти. 12 ноября 1944 года была провозглашена Восточно-Туркестанская Республика (ВТР). В январе 1946 года китайские власти предоставляли широкую автономию и демократические права и свободы всем национальностям Синьцзяна. Однако позднее начались преследования. В 1953 году школа в Кульдже была закрыта, и татары лишились возможности обучаться на родном языке. В 1954 году по соглашению советского и китайского правительств началась репатриация татар из Синьцзяна в СССР, где они селились в основном в Казахстане и Киргизии. Многие из тех, кто не выехал в Советский Союз, в годы «культурной революции» были репрессированы. Среди них был и выдающийся государственный деятель КНР Бурхан Шахиди, уроженец деревни Аксу Буинского района Татарстана. С 1946 года он работал в администрации Синьцзяна и вскоре возглавил ее. В 1955 году был переведен на работу в правительство КНР в Пекин. Он занимал ряд ответственных государственных, политических и общественных постов в Госсовете, ЦК КПК, Президиуме Великого народного хурала. Вплоть до своей смерти в 1989 году Бурхан Шахиди работал мэром столицы СУАР г. Урумчи. Недавно его именем названа улица в центре Казани.

В настоящее время в СУАР Китая, согласно официальной статистике (1998 год), проживают 4873 татар. В городах Кульдже и Урумчи существуют татарские национальные центры. В столичном университете СУАР работают 8 профессоров-татар.

В другой части страны – Маньчжурии татары стали селиться с 1898 года – начала строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). В начале ХХ столетия в Харбине, Хайларе, Мукдене и других городах стали создаваться мусульманские общины. Здесь ключевую роль также сыграла буржуазия, связанная с торговлей и сферой общественного питания. Второй период роста общины охватывает время с начала революции 1917-го до 1933–1935 годов. В 1935 году татарских эмигрантов в Маньчжурии и Китае насчитывалось около 7000 человек (около 1500 в Маньчжурии).

В 1930-е годы татары Маньчжурии проявили довольно высокую политическую активность, правда, их организации официально носили культурный характер. Основное внимание сосредотачивалось на содержании мечетей и мектебов, сохранении национальных и религиозных традиций. У многих существовала надежда о достаточно скором национальном возрождении после падения коммунистического режима. В феврале 1935 года в Мукдене (Маньчжурия) состоялся первый объединительный съезд тюрко-татар Дальнего Востока. В соответствии с резолюциями съезда с 1935 года (по 1945-й) начала выходить еженедельная газета «Милли Байрак».

С началом Второй мировой войны начался массовый отток татар в Европу, США и Австралию. Лидеры татарских общин Маньчжурии, как и русских общин, после капитуляции Японии в 1945 году были арестованы органами советской контрразведки. Татарские общины в регионе прекратили свое существование.

Таким образом, стабильное татарское мусульманское присутствие в Китае сохранилось только в нескольких городах Синьцзян-Уйгурского автономного района. По мере улучшения отношений России с Китаем молодежь отсюда начала обучаться в казанских вузах. Татарские студенты Казани, в частности через программы Института Конфуция, все чаще посещают Поднебесную. Именное новое поколение татар России и Китая, знающее язык и культуру своих государств и обладающее традициями и религией своих предков, может выстроить контакты между нашим странами.

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.