Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №105 — «Хусаин Фаизхан – первый татарский просветитель»
03.06.2010

К выходу книги в свет

 

Известно выражение, что истинная биография ученого – это его книги. Но не всем удается дожить до глубокой старости и высоких академических званий. Так сложилось, что в России многие, даже научные труды долго ждут своего опубликования. И тогда особенно важно объяснение идей и замыслов автора уже его потомками.

Юзеев А. Н., Мухетдинов Д. В. Хусаин Фаизханов – первый татарский просветитель / А. Н. Юзеев, Д. В. Мухетдинов. – Нижний Новгород: ИД «Медина», 2010. – 280 с.

Монография посвящена жизни и деятельности первого татарского просветителя, уроженца нижегородской земли Хусаина Фаизхана (1823–1866), известного общественного деятеля, педагога, историка, востоковеда, археографа, каллиграфа, игравшего значительную роль в развитии духовной культуры татарского общества второй половины XIX века.В книге прослеживается эволюция мировоззрения Фаизхана, основные этапы становления его как ученого-педагога и общественного деятеля. Работа предназначена для ученых, студентов, широкой публики – всех тех, кто интересуется историей татарского народа.

Случай Хусаина Фаизхана является здесь классическим. Его труды дошли до читателя через 140 лет, то есть здесь пролегла огромная временная брешь от эпохи Великих реформ Александра II в 1860­е гг. до нашего тысячелетия. Здесь возникает понятное желание сказать, что идеи автора интересны, но поскольку его труды остались ненапечатанными, то им самое место в узкоспециальных сборниках памятников. Но этого нельзя сказать о работах Х. Фаизхана, так как их идеи, отрывки и источники вышли в свет в трудах российских исламоведов (особенно В. Вельяминова­Зернова и Л. Будагова), татарских улемов (особенно Ш. Марджани и младшего брата Хусаина Габдельгалляма). Но было ли все творчество Х. Фаизхана работой подмастерья при мастерах, только началом пути или чем­то большим? Основываясь только на переложениях идей и текстах отдельных работ прикладного характера, нельзя было дать аргументированный ответ. Только публикация его основных работ по проблеме образования и истории татар в 2006 году позволила приступить к поиску ответа на данный вопрос.

История татарского просветительства и создания истории татар, кажется, обладает весьма целостной концепцией. «Татарским Геродотом» – отцом истории татар считается Шигабетдин Марджани. Его идеи основаны на великолепной, однако средневековой концепции Ибн Халдуна, где рационально объясняется циклическая смена форм государственности в результате бесконечных завоеваний кочевников. Эта концепция работала для мусульманского мира, включая ханства Золотой Орды и Казани, но не для постмонгольской России и даже не для государства волго­камских булгар. Ш. Марджани создает концепцию мира глазами рафинированного улема, где мир делится на элиту (хасса) и простых людей (гавам, кара халык). Гениальность Ш. Марджани в том, что для него к элите не обязательно принадлежат феодалы­воины, ее могут составить и улемы, и самое радикальное – обеспечивающие потребности мусульман в мечетях и медресе баи.

У Х. Фаизхана эта идея появляется уже в «Рисале», но раскроет ее как целостную концепцию именно Ш. Марджани во второй части «Мустафад аль­ахбар». Именно у Х. Фаизхана наряду с элитой появляется простой народ. Его можно обмануть чингизидским происхождением хана, который на самом деле является марионеткой в чужих руках. Но Х. Фаизхан уверен, что осознающий свою правоту народ готов на любые подвиги: «Насколько малочисленными бы ни были татарские воины, – они брали верх своим бесстрашием в бою, религиозностью и способностью сражаться до последней капли крови». Сторонники независимых от государства общин – абызы до и даже в эпоху Х. Фаизхана и Ш. Марджани критиковали мусульманские государства вообще и их светскую и религиозную элиту в частности. Масгут Гайнетдин не случайно называет их идеи «вечным бурсачеством», то есть не изживающим себя вечным тинейджерством. Но там, где Ш. Марджани гневно клеймит, там Х. Фаизхан старается понять силу и слабость не слишком образованных людей. Ш. Марджани подобен беспощадно палящему среднеазиатскому солнцу, а у Х. Фаизхана чувствуется легкий ветерок, дующий с речки или из леса Поволжья. Ставшая предметом обсуждений и осуждений бескомпромиссность Ш. Марджани напоминает позицию религиозных и светских властителей средневековья, а у желания выслушать всех, присущего Х. Фаизхану, уже видно стремление к консенсусу, характерное для нашего времени.

В сфере просвещения Х. Фаизхан оставался преимущественно мусульманским деятелем. В рукописи «Укыту ысулы» («Метод преподавания») он писал, что прежде всего до обучения письму ребенка необходимо научить религиозным выражениям, таким как «Аллах – един», «моя религия – Ислам», «Мухаммад – посланник Аллаха», а также пяти столпам религии Ислама. Школа Х. Фаизхана – это не светская школа с преподаванием на родном языке некоторых религиозных предметов, а именно медресе, где, в частности, обязательно молятся по пять раз в день. Поэтому «просвещение» Х. Фаизхана – это не метод ограничения роли религии в школе, а, наоборот, способ придания религии нового качества и глубины в соответствии с реалиями современности. И здесь Х. Фаизхан несравненно ближе к Ш. Марджани, чем к К. Насыри. В этой религиозной доминанте у Х. Фаизхана и кроется та причина, почему его не подняли на щит в советскую эпоху. Формально с его связями среди петербургских (столичных!) исламоведов он был идеальным кандидатом на возвеличивание, как истинно российский ученый, не связанный ни с западноевропейскими учеными, ни со средневековыми мусульманскими схоластами Бухары.

Х. Фаизхан является истинным просветителем в том, что его беспокоит просвещение всех слоев народа, а не только элиты, как Ш. Марджани. Но в отличие от К. Насыри Х. Фаизхан не стремится создать свою школу, оторванную от системы медресе и мектебов. Ведь татарская мусульманская система образования была восстановлена народом и на народные деньги после уничтожения Казанского ханства и его системы просвещения. Он указывает: «Стараниями мулл треть мужчин и женщин из простого народа (кара халык), даже половина из них, умеет писать и читать». По Х. Фаизхану: «На немусульманские народы, находящиеся под властью русских, например чувашей, марийцев даже смотреть больно… среди простого народа (кара халык) до сего дня всего один из ста умел читать и писать». При этом не нужно забывать, что чуваши и марийцы не имели своих городских слобод, как татары, и состояли только из простого крестьянского народа.

Следует особо отметить интернационализм Х. Фаизхана, особенно в отношении коренных угро­финских народов Волго­Уральского региона. Он подчеркивал их этническую и языковую близость, общее происхождение из состава мусульманского Булгарского государства. При этом он считал, что истинного процветания они могут добиться только став мусульманами. Х. Фаизхан разделял мнение многих этнографов­современников том, что по крайней мере часть чувашей и марийцев в свое время были мусульманами. Конечно, здесь мы видим проявление религиозного миссионерства, но вызвано оно искренним желанием принести благо, в том числе в виде просвещения и материального благополучия.

Важнейшим и принципиально новым достижением Х. Фаизхана для всей татарской историографии стала его работа в архивах, в том числе в ключевом архиве Министерства иностранных дел России в Москве. Здесь содержались книги Посольского приказа по отношениям с Крымом, вылившиеся в издание фундаментальных «Материалов для истории Крымского ханства» (1864). На основе архивов созданы «Исследования о касимовских царях и царевичах» – по сути, первое исследование по истории Касимовского ханства. Но Х. Фаизхан был не только переписчиком и источниковедом, но и создателем исторических концепций. В своем «Касимовском ханстве» он блистательно раскрыл механизм поглощения тюрко­татарских ханств руками чингисидов, но под четким и грамотным управлением Москвы. По Х. Фаизхану в итоге побеждает не грубая сила, а мозги, правда, весьма макиавеллевского склада.

Говорят, что льва видно по когтям. В современном издании работы Х. Фаизхана в сфере просвещения занимают 70 страниц, а концептуальные исторические труды – 26 (?!). В условиях ужесточения цензуры к середине 1860­х гг. ему не удалось даже их увидеть напечатанными. Но рукописи иногда не горят. И в своей книге нам хотелось бы восстановить труды и дни дамеллы Хусаина в их простоте и величии. Его идеи о ценности государства и уважении прав простых людей, потребности в получении современных знаний при сохранении религиозных устоев близки и понятны нам, людям третьего тысячелетия. Поэтому идеи Х. Фаизхана важны и актуальны для нас и нашей эпохи…

Дамир МУХЕТДИНОВ



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.