Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №87
24.11.2008

СЛОВО ИМАМА

Коррупция и вакфы

Уважаемые верующие! Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами о потенциале Ислама в решении социальных проблем.

Этот вопрос я поднимал на Всероссийской научно-практической конференции «Религии Поволжья: проблемы социального служения», которая проходила в Нижнем Новгороде 12 ноября этого года. Эта конференция была приурочена к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, а теория правозащиты согласно исламскому вероучению очень хорошо развита. К сожалению, мы плохо владеем собственной традицией и недостаточно ее пропагандируем.

Вот тут-то ключевой момент, и сейчас я объясню вам, почему мы так отстаем в теории, почему мы отстаем и на практике. Я имею в виду не Ислам вообще — мировую умму в 1300 миллионов человек, — но конкретно мусульман Поволжья. Вспомним корни наших проблем: 500 лет назад войска Ивана Грозного разгромили Казань, и вслед затем — вплоть до Указа о веротерпимости 1905 года — Ислам был гонимой, затем едва терпимой религией, аристократия татарского народа была истреблена или бежала в далекие края. Потом 70 лет атеизма при коммунистах. В итоге мы едва-едва сохранили наши традиции, в основном на уровне бытовой обрядности. И теперь практически с нуля мы поднимаем образование, книгоиздание, педагогику, социальное служение — одним словом, лишь последние 15 лет, при демократии, мусульмане Поволжья восстанавливают то, что было гонимо 500 лет!

Зачем я описываю эту трагедию и нынешний этап возрождения? Для того чтобы вы поняли, с чем связана цивилизационная отсталость наших исламских институтов, в том числе институтов правосознания и правозащиты. Есть ли у мусульман Поволжья институты социального служения? Кратко говоря, и да, и нет. Парадокс в том, что учение Ислама подчеркивает, что без социального служения верующий неполноценен. В Исламе нет монашества и призыва «уйти от грешного мира» — напротив, есть призыв к активной общественной жизни.

Приведу вам такой хадис. Пророка Мухаммада, мир ему, спросили, что делать, когда узнаешь, что Конец света наступит через час. И он ответил: «Иди и посади дерево!» Вот так эсхатологическое ожидание конца времен не лишает человека интереса к жизни, мусульманин не имеет права прятаться в какую-то пещеру (вспомните недавнюю историю с пензенскими затворниками из села Погановка, их история была в центре внимания всех телеканалов). Нет, исламская эсхатология призывает человека действовать в социуме, позитивно работать на общее благо, вплоть до последней секунды жизни!

Вы можете спросить меня: «Хорошо, у мусульман такая развитая теория, а где результаты? Укажите правозащитные центры мусульман, где отстаивают их права и помогают адаптации растущей волны мигрантов из Средней Азии и с Кавказа. Где приюты для детей и стариков, где молодежные структуры, помогающие развитию гражданского общества?»

И мы вынуждены ответить — да, по минимуму все это уже есть. Что-то в Татарстане, что-то в Башкирии, что-то у нас в Нижегородской области. Появились отельные правозащитники, некоторые мечети работают с инвалидами, незрячими, с малообеспеченными людьми, кое-где уже открыты молельные комнаты в больницах и тюрьмах… Но все это просто капелька в море. Море — позвольте мне такую метафору — это учение Ислама и его мировая практика. Кстати, напомню, что одна из последних Нобелевских премий была дана мусульманскому банкиру, который придумал и успешно развивает систему «Банк для бедных» в Бангладеш. Эта система поднимет из нищеты миллионы людей. А капелька — это то, что мы здесь, у себя в России, реализуем!

Но почему так, в чем причина?

Вот первый проблемный узел, который мы до сих пор не в силах распутать: у мусульман нет действующей, как конвейер, системы финансового самообеспечения. Нет вакфов, то есть юридически признанной собственности или капитала, которые переданы верующими в бизнес с условием, что прибыль будет направляться на нужды мусульман, прежде всего на социальные нужды. Это классика Ислама, проверенная временем. Мусульмане не должны ходить с протянутой рукой и выпрашивать деньги — они в силах сами их заработать. И для правильного, целевого использования заработанного давно придумана система закята— ежегодных денежных отчислений от всех работающих— и система вакфов. Причем традицией отработаны методы контроля эффективного использования средств, за рубежом есть институты и министерства вакфов и закята.

Россия — светская страна, но в ее истории — при царях — была практика, позволявшая мусульманам иметь вакфы. Именно за их счет росли и мечети, и благотворительность, при них, издавалась литература и стимулировалось образование. СССР выжигал все религии — но вот чудеса: в 1990-е годы сложилась фантастическая практика, когда сотни миллионов долларов из мусульманских стран устремились в Россию. Где же их следы? Да, есть тысячи мечетей, но где закят и вакф как средство самообеспечения, где контроль?

Два года назад по инициативе администрации президента РФ создан Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования — это качественно новый ход в улучшении работы по линии государство — общество — умма. Но пора сделать и следующий шаг, легализовав уже опробованный в государственности России опыт вакфов. Тогда мусульмане страны не будут ждать финансов и соответственно идеологических указаний из-за рубежа. Пора становиться взрослыми и ответственными участниками общесоциальных процессов, полноценными деятелями гражданского общества!

Я концентрирую внимание именно на этой ключевой проблеме, ибо все остальное — производное. Будет самообеспечение через институты закята и вакфа — можно будет нанять профессионалов во все, едва дышащие ныне, структуры: в школы и медресе (у нас при 60 мечетях работают мектебе, школы начального исламского образования), есть медресе (среднее исламское образование), учрежден Нижегородский исламский институт имени Хусаина Фаизханова (это уже вуз!). Да, мы опекаем детские приюты и дома престарелых в местах компактного проживания татар-мусульман Нижегородчины, да, мы работаем над правовым просвещением. Но все это, повторю, капелька в море того потенциала, который имеет Ислам.

Актуальность создания гражданского общества обсуждается уже не первый год, но теперь президент Дмитрий Анатольевич Медведев обозначил приоритетное направление неимоверно сложной работы: он решил нанести удар по ключевой болевой точке — по коррупции. Согласитесь: мы можем сутками обсуждать правовые и социальные вопросы, но если в обществе царят беззаконие, правовой нигилизм и властвует, скажу в кавычках, «Ее Величество Коррупция», все наши усилия — это болтовня. Осознаем историчность момента: коррупция в России имеет многовековые корни, она внедряется в любую социальную систему, будь то царизм, большевизм или демократия с рыночной экономикой. Но не будет у нас настоящей демократии и не будет нормальной экономики — если коррупция, как ржавчина, по-прежнему будет пожирать все наши достижения!

Приведу страшный пример. Уже вчера можно было бы распустить детские дома (оставленных родителями детей есть кому взять!), распустить дома престарелых (есть семьи, готовые принять стариков!) — но тут на пути встают преграды. И когда начинаешь исследовать, в чем причины, обнаруживаешь: бюджетные деньги, направленные детям и старикам, умело процеживаются сквозь коррупционное сито — и от такой кормушки коррупционеров не оттащить!

Так вот, президент обозначил тяжелейшую болезнь — коррупцию, и он призывает бороться против нее не только правоохранительные органы, но все слои общества, включая все религиозные сообщества. Оказывается, у России есть средства для решения если не всех, то большей части социальных проблем, но коррупционная ржавчина девальвирует наши усилия! Могут ли быть суды независимыми и справедливыми, правозащита — эффективной при коррупции? Решим ли мы социальные программы и обеспечим ли демографический прорыв при коррупции? В конце концов сможем ли защитить свою страну? Нет, нет и нет! Коррумпированное общество не только безнравственно, но и недееспособно. Оно пожирает само себя, это путь безумия.

Итак, подведу итог всему сказанному. Проблемы мы не решим, если не вложим весь потенциал своих религиозных традиций в борьбу против коррупции. Это поле совместных гражданских действий всех религий. Богословские споры — вещь очень увлекательная, но когда горит дом, люди бегут за водой и сообща тушат пожар, не спрашивая по дороге, кто как верит и чему поклоняется. Нам надо разработать общие программы борьбы. Все остальное, повторю, — частное, детали.

Но каждая религия может привнести в эту борьбу свою специфику и свой потенциал, если она сама дышит свободно и свободно реализует свое вероучение. Я не могу говорить о проблемах иных религий, но про Ислам знаю точно: пока у мусульман России не будут восстановлены институты закята и вакфа, мы будем беспомощны. Способные (по теории!) помогать другим, мы по-прежнему останемся в позе просящего подаяние.

Но закончить на такой ноте, в пессимизме и безнадежности, мне не позволяет тот факт, что новая демократическая Россия взяла (как сформулировал премьер Владимир Путин, будучи еще президентом) «курс на сближение России с исламским миром». Президент Дмитрий Медведев твердо развивает это направление. Есть уверенность, что великий миротворческий, государственнический, социальный, экономический, культурный потенциал мусульманских народов как зарубежья, так и самой России будет востребован и применен на благо и самой России, и всего мира.

Вспомним еще раз хадис: что бы ни случилось, как бы близко ни подошел Конец света, мусульманин все равно пойдет… и посадит дерево! И да будет так! И да будем сажать деревья сообща — так обустроим Россию.

Дамир МУХЕТДИНОВ,
секретарь Совета улемов
Духовного управления мусульман Нижегородской области




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.