Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №105 — Святые лики семи пиров священной Бухары
03.06.2010

На страницах нескольких предыдущих номеров газет речь велась о семи пирах Хаджаган – Накшбанди, которые родились в округе Бухары, творили здесь и были похоронены. Сегодня мы завершаем это повествование рассказом о пути Накшбандийа.

Окончание. Начало в № 99–103.

Зиярат Бахааддина Накшбанди

Силсила, цепь преемственности (силсила – араб. «цепь, ряд»), тариката Накшбандийа разными ветвями восходит к праведным халифам Али б. Аби Талибу и Абу Бакру. Наличие цепочки преемственности в линии учителей необходимо для любого тариката, так как через нее передается божественная благодать – барака. Накшбандийа является тарикатом, придерживающимся вероубеждения о тихом зикре. Накшбандийский зикр, который суфии совершают вместе, называется «Хатми хаджаган».

В учении братства Накшбандийа вошли 11 морально-этических принципов, восемь из которых были унаследованы от суфийской школы хаджаган:

Хуш дар дам – контроль за дыханием, или осознанность каждого вдоха-выдоха.

Назар бар кадам – контроль за каждым шагом. Да будет идущий мистическим путем (салик) всегда начеку во время путешествия, чтобы не спускать глаз с цели путешествия.

Сафар дар ватан – странствие по родной стране.

Хилват дар анджуман – уединение в обществе. Руководители тарики говорили: «В этой тарике единение – в толпе (собрании), а разъединение – в одиночестве». Обычные еженедельные радения с отправлением зикра были коллективными.

Йадкард – поминовение или совершение поминаний, вслух или про себя. Всегда повторяй предписанный тебе зикр так, чтобы ты мог сподобиться видений райского блаженства.

Бозгашт – возвращение. Зикр, повторяющий наизусть благословенную фразу: «Кто желает величия, то все величие – у Аллаха; к Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает. А те, что ухищряются в злых деяниях, им – сильное наказание; а хитрость этих пропадет даром» (35:10), должен чередовать ее с такими выражениями, как «Боже мой, Ты моя цель, и стремление мое направлено к тому, чтобы Ты был удовлетворен мною, дабы не дать рассеиваться мыслям».

Нигахдашт – сохранение бдительности, чтобы не было блуждающих, рассеянных мыслей при повторении «благословенной фразы».

Йаддашт – осознанное запоминание, концентрация внимания на божественном присутствии во время отправления зикра, видения, предвидение, интуитивное предчувствие или восприятие без использования внешних средств.

Эти восемь священных правил, установленных для своего братства аль-Гиждувани, впоследствии легли в основу ордена Накшбандийа, утвержденного шейхом Бахауддином Накшбанди, который к восьми правилам шейха аль-Гиждувани добавил еще три своих.

Вакуф-и адади – осознание исчисления. Проверка, был ли зикр, читаемый про себя, повторен требуемое количество раз, с учетом того, что мысли могут рассеиваться.

Вакуф-и замани – осознание, остановка на времени. Контроль за тем, как суфий проводит свое время: если праведно, пусть благодарит Бога, а если не праведно, пусть просит прощения в зависимости от тяжести (содеянного), ибо «поистине добрые дела праведников – прегрешение для тех, кто близок (к Богу)».

Вакуф-и калби – остановка на сердце. Создавать мысленно картину сердца с запечатленным в нем именем Бога, чтобы удостовериться, что в сердце нет другой цели, кроме Бога.

Этими правилами отправления зикра руководствуются все члены братства ордена Накшбандийа в течение последних семи веков во многих странах.

Зиярат Бахааддина Накшбанди

Сегодня по всему Узбекистану ведутся работы по реставрации и благоустройству памятников архитектуры, святых мест. Одной из главных задач на современном этапе является бережное сохранение мира и гражданского согласия между представителями различных наций и религиозных конфессий в Узбекистане, дальнейшее укрепление в обществе атмосферы доброты, милосердия. На протяжении многих столетий святые места – мазары – являлись важнейшим фактором духовного единения народов, укрепления толерантности по отношению друг к другу. Свидетельство этому – посещение могил семи пиров Бухары мусульманами многих стран мира.

В 2003 году завершились грандиозные работы по реставрации, благоустройству священной обители Бахааддина Накшбанди. Величественные памятники архитектуры отреставрированы, построены новые здания, восстановлены старые здания в традиционном национальном и современном стиле, голубые купола и арки, резные ворота и колонны – все это настоящие произведения искусства.

Все это делается для повышения самосознания людей, восстановления древних исторических памятников, священных мест захоронения. Это вклад народа Узбекистана в дело сохранения и защиты исламской религии во всем мире, ответ тем, кто клевещет на нашу религию, пытается ее дискредитировать.

Совершая зиярат к мазару Бахааддина Накшбанда, читая молитву, мусульмане просят Всевышнего Аллаха ограждения от беды, от тяжелого недуга, утешения в постигшем горе, высказывают мечты и надежды.

Помимо зиярата, ежегодно в мае на мазаре Бахааддина совершался традиционный народный обычай «Гули-Сурх» («праздник красных роз»), для участия в котором съезжались верующие со всей страны. Во время праздника, один раз в неделю, то есть 4 дня в месяц, поступало большое количество денег и продуктов питания. Все это регистрировалось в журнале и через ревизионную комиссию Духовного управления мусульман продавалось на колхозном рынке Бухары, а вырученные деньги направлялись нуждающимся. В Бухарском архиве сохранился документ, в котором описывается этот праздник в 1948 году. Так, за 4 дня 1948 года поступило более 100 голов живых баранов и коз, такое же количество туш, около 20 тыс. рублей. На мазаре присутствовало более 1000 человек. Такие факты в годы воинствующего атеизма заставили правительство бывшего СССР принять специальное постановление о мазаре Бахааддина Накшбанда.

15 ноября 1949 года было принято специальное постановление правительства бывшего СССР за № 1755 «О закрытии памятника Бахааддин». Но, несмотря на это, верующие тайно пробирались к гробнице, молились около входа – вера, убеждения брали верх. Время показало – запреты не могут бороться с верованиями людей, их обычаями и традициями.

Роберт АЛЬМЕЕВ,
кандидат исторических наук,
генеральный директор
Бухарского государственного архитектурно-художественного
музея-заповедника



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.