Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №104 — Киргизия: кризис духовной власти
28.04.2010

Ситуация в Кыргызстане, где в результате волнений уже погибло свыше 80 человек, остается напряженной. Президент Курманбек Бакиев, бежавший из Бишкека, призвал перенести столицу на юг республики – в Джалал-Абад или Ош. Он не намерен без борьбы уступать власть и выводит сотни сторонников на митинги. Сейчас в Бишкеке работает временное правительство страны, которое возглавляет лидер бывшей оппозиции Роза Отунбаева. В итоге противостояние южных и северных кланов Киргизии может изрядно затянуться и перейти в гражданское противостояние и даже войну, чего больше всего опасаются эксперты.


Экс-муфтий Киргизии Муратали Жуманов на встрече с экс-президентом Киргизии Курманбеком Бакиевым

На фоне всех этих событий Духовное управление мусульман Кыргызской Республики (ДУМ КР), руководители религиозных общин, имамы мечетей хранят молчание, вместо того чтобы вести среди народа разъяснительную работу, призывая к спокойствию и диалогу. Без сомнения, духовные деятели могли выступить третейскими судьями и инициаторами диалога между властью и оппозицией, они обязаны были сыграть роль сдерживающего фактора в предотвращении насилия и беспорядков, произошедших в результате политического конфликта в стране.

Но ДУМ КР самоустранилось от роли арбитра. Равнодушие официальных мусульманских лидеров к судьбе страны стало закономерным следствием их многолетней деятельности, приведшей высший религиозный орган к сложнейшей ситуации. Таким образом, теперь можно говорить не только о политическом кризисе, но и кризисе «духовной власти» Кыргызстана.

Коррупция, клановость, борьба за передел сфер влияния в руководящих органах Духовного управления заставили мусульманскую общественность выступить с требованиями реформирования ДУМ КР, обеспечения прозрачности его финансовой деятельности и кадровых перестановок. О том, с какими предложениями по модернизации выступает исламская интеллигенция, нам рассказал директор независимого аналитического центра Кыргызстана «Религия, право и политика» Кадыр МАЛИКОВ.

 

– На одной из пресс-конференций вы отметили бездейственность мусульманских религиозных лидеров в урегулировании конфликта, возникшего в результате смены власти. Какую роль, по-вашему, могло сыграть ДУМ КР в стабилизации ситуации на территории страны?

– Бисмилляхир-рахманир-рахим!

Именно «официальное духовенство» несет сегодня большую ответственность перед Богом, перед всем народом за проведение просветительской работы среди населения, особенно молодежи. Дело в том, что многие годы работа официальных религиозных деятелей не велась на должном уровне. В нашей стране, помимо того что пишут в СМИ, существуют другие проблемы – межнациональная напряженность, межклановость. Сегодня работа имамов мечетей, религиозных лидеров заключается в просвещении населения, с тем чтобы не допустить таких конфликтов, объяснять людям исламские ценности, призывать к религии.

Хочется отметить, что после различных потрясений в Кыргызстане народ больше смотрит на духовную составляющую. Сегодня все население задумывается о корнях политического кризиса. И в первую очередь причина заключается в уровне духовности власти.

Политика должна быть нравственной. У власти должны быть богобоязненные руководители.

– Какова ситуация сегодня в Духовном управлении мусульман республики? Известно, что глава ДУМ КР Мураталы ажы Жуманов подал в отставку. Высказывает ли временное правительство свои предпочтения относительно кандидатуры нового официального лидера мусульман?

– Временное правительство пока никаких предпочтений относительно мусульманского религиозного лидера страны не высказало.

Муфтий Мураталы ажы Жуманов подал в отставку. Исполняющим обязанности главы Духовного управления стал выпускник университета аль-Азхар, бывший ректор Исламского университета Абдушукур Нарматов. Он образованный человек, пользуется большим авторитетом среди населения. Но он не готов менять систему, по которой работало ДУМ КР, систему, которая противоречит шариату.

В эти дни мы, представители мусульманских общественных организаций, исламских фондов, джамаатов, независимые теологи, улемы, встречаемся и обсуждаем вопрос реформирования ДУМ. Нужно вводить систему работы, которая соответствовала бы нормам шариата.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее, с какими предложениями по реформированию ДУМ вы выступаете.

– Реформа должна затронуть не только политическую систему в стране, но и Духовное управление мусульман Кыргызстана. В течение двух дней мы обсуждаем вопрос о том, что должна быть изменена система управления муфтията республики в соответствии с канонами шариата.

Старая система управления была создана специально для централизации Духовного управления и контроля со стороны государственных структур. Муфтий имел полную власть. И в Высшем совете улемов сидели его люди. Он сам кого хотел назначал, снимал. Везде ключевой фигурой был муфтий. Это авторитарная система. Поэтому в последние годы в муфтияте были частые скандалы, связанные с коррупцией, хищением средств.

Учитывая все проблемы, мы хотим обратиться во временное правительство, суд, прокуратуру в связи с нарушениями, имеющимися в старом уставе Духовного управления. Вероятно, ДУМ Кыргызстана будет сопротивляться нашим действиям.

Но основная наша цель – не смена руководителя муфтията, а реформа системы управления. Главную координационную роль должен играть Высший совет улемов. Его члены избираются на региональных курултаях мусульман. Причем избраны должны быть лучшие. Они не только должны быть хорошими организаторами и руководителями, но и обладать религиозными знаниями, то есть быть улемами. Затем члены совета избирают руководителя.

Муфтий играет роль исполнителя в Духовном управлении, как премьер-министр в правительстве государства. Все структуры муфтията, в том числе комитет по хаджу, подчиняются Высшему совету улемов. Таково наше видение организации работы ДУМ КР.

– Вы сказали, что в последние годы случались скандалы, связанные с коррупцией, хищением средств руководством ДУМ. О каких фактах нецелевого использования средств вы могли бы рассказать?

– В течение последних 10–15 лет почти все скандалы вокруг Духовного управления мусульман были связаны с коррупцией структур, отвечающих за хадж. На нашу страну выделялось немало квот для совершения паломничества на сумму от 5 до 7 млн долларов. Однако квоты перепродавались в другие страны – Узбекистан, Китай. В итоге часть наших граждан, желавших посетить святые места, не могли этого сделать из-за коррумпированности лиц, ответственных за хадж.

Проблема в том, что финансовая деятельность Духовного управления не была прозрачной. Это касается и сбора закята, и инвестиций арабских государств на развитие религии. Нужен Общественный совет, который проверял бы расходование средств. Такого контроля не было. Все финансирование не было подотчетным.

Именно расцвет коррупции в официальных духовных управлениях мусульман, мечетях ударил по имиджу Ислама. Поэтому в последнее время население все больше ищет ответов у «неофициального духовенства», иногда в организациях сектантской направленности. ДУМ идеологически и даже по интеллектуальному уровню не соответствует предписаниям шариата.

– Были ли попытки возбудить уголовные дела по факту нецелевого использования средств представителями ДУМ КР?

– Были жалобы по этому вопросу. Но попыток обращения в суды не было. Здесь очень трудно возбудить уголовное дело в отношении высшей религиозной власти.

– Давайте поговорим об образованности мусульманских деятелей. Есть ли в стране грамотные имамы и ученые?

– В «официальном духовенстве» очень мало образованных людей, потому что вся система построена по кланово-региональному признаку, где идет борьба за сферу влияния.

С другой стороны, у нас много выпускников исламских вузов и факультетов теологии светских университетов Иордании, Саудовской Аравии, Турции. Но они не могут найти себя, так как их не подпускают к духовному управлению, видя в них опасность, их рассматривают как соперников и конкурентов. И это при том, что в стране около 2500 мечетей.

– Складывается такое впечатление, что религиозные власти ничем не отличаются от политических. Те же проблемы – коррупция, клановость, некомпетентность.

– Совершенно верно. Назревает пора проводить реформу религиозной власти. Раньше киргизы были далеки от Ислама. Но сегодня Ислам начинает играть важную роль в нашей стране. Я бы сказал, что сейчас у нас наблюдается исламский ренессанс, особенно среди молодежи. Население возвращается к мусульманским ценностям. Киргизская молодежь видит в Исламе не просто традиции, а идеологию, образ жизни.

Пришло время новых молодых политиков – богобоязненных, ответственных. Если будет богобоязненный, ответственный политик, то он сможет выстроить эффективную систему правления. Если он слабый, то он ничего не будет менять и все останется по-прежнему.

Нужно менять понимание власти. Власть должна быть духовно-нравственной. «Не изменит вас Аллах, пока вы сами себя не измените», – говорит Всевышний в Коране. Общество само должно менять себя в духовно-нравственном плане.

 

Беседовала Ася КАПАЕВА
Материал сайта islam.ru



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.