Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №104 — Духовные управления мусульман в годы Великой Отечественной войны
28.04.2010

В последние годы многое пишется о духовном, моральном, религиозном факторах в деле обеспечения победы советского народа. Значительное место отводится православию, но Отечественная война шла и с участием миллионов мусульман на фронте и в тылу. Казань и Уфа, Баку и Ташкент, Моздок и Грозный сыграли выдающуюся роль в деле Победы. Если уроженцы республик Средней Азии использовались преимущественно в оборонной промышленности, то огромное большинство мусульман – уроженцев Татарстана, Башкортостана и Азербайджана оказались в рядах действующей армии. В двух последних республиках были созданы национальные формирования масштаба дивизий. В итоге каждая из этих трех республик потеряла на фронтах больше 300 000 своих уроженцев. Они заплатили «кровавую десятину» этой войне. В результате мусульмане Волго-Уральского региона попали в демографический кризис, из которого они не могут выйти и сегодня...

В начале 1941 года началась новая атеистическая кампания, когда закрывались чудом уцелевшие церкви и мечети. На всю Россию к западу от Оки осталась действующей только одна мечеть в Москве, в Казани – лишь мечеть «Марджани». В 1937–1938 гг. было уничтожено практически все руководство Центрального духовного управления мусульман, разгромлено Духовное управление мусульман Крыма, уничтожены религиозные лидеры Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии. Счет шел на тысячи репрессированных улемов и имамов. При этом, по данным переписи 1937 года, абсолютное большинство в мусульманских регионах оставались верующими. Авторитет духовенства оставался высоким, в нем по-прежнему видели национальных и религиозных лидеров. Имамы с первых дней войны выступали за победу Красной армии, но их не допускали в прессу и на радио.

Нацисты вели более гибкую религиозную политику, руководимую высококвалифицированными исламоведами-тюркологами. В Крыму и на Кавказе началось массовое открытие мечетей. Гитлеровская пропаганда весьма умело афишировала факты репрессий против духовенства и верующих. В мусульманских воинских формированиях, созданных нацистами, появились муллы. Массовое антисоветское восстание в горах Кавказа должно было открыть фашистам дорогу к бакинской нефти, без которой Красная армия просто не могла бы вести военные действия. Но гитлеровцы просчитались. Большинство мусульман встали на защиту своей Родины. Из мусульман не удалось создать «Псковской миссии». Хотя лидеры российских мусульман в эмиграции были последовательными антикоммунистами, но они были и антифашистами и понимали, что нацисты являются закоренелыми убийцами.

Поэтому в мае 1942 года, в дни, когда провалились наступательные операции Красной армии и началось нацистское наступление на Волгу и Кавказ, газета «Труд» опубликовала обращение за подписью муфтия Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Габдуррхмана Расули. Он был членом религиозной комиссии еще на III Всероссийском мусульманском съезде 1906 года. Из поколения еще джадидистских лидеров он оказался единственным выжившим мусульманским деятелем, авторитетным в масштабе всего СССР. Обращение было принято на состоявшемся 15–17 мая 1942 года (впервые после 1926 года) съезде мусульманского духовенства в Уфе. В «Обращении представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии» после официальных заявлений о свободе вероисповедания для мусульман в СССР Г. Расули дал религиозное обоснование борьбе советских мусульман против нацизма:

«Великий Аллах в Коране говорит: “Сражайтесь с теми, которые сражаются с вами, но не будьте зачинщиками, ибо Бог не любит несправедливых” (Бакара, стих 186)...

Великий пророк Мухаммед говорит: “Любовь к родине, защите ее есть долг религии”. Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении. Даже мирный труд мужчин и женщин, занявших должность ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою.

Уважаемые братья-мусульмане!

Вышеизложенные изречения великого Аллаха и его пророка Великого Мухаммеда призывают вас, мусульмане, не жалея сил, сражаться на полях брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев. Оставшиеся в тылу мужчины и женщины, не поддавайтесь малодушию и панике, приложите все усилия для изготовления всех необходимых предметов для успешного ведения Отечественной войны и обеспечения жизни населения.

В этой святой Отечественной войне против фашистской Германии и ее приспешников, доказав свою правоту, покажите перед всем миром верность своей Родине, молитесь в мечетях и молитвенных домах о победе Красной армии.

Мы, ученые Ислама и духовные деятели, живущие в Советском Союзе, призываем всех мусульман к единодушной защите любимой Родины и мусульманского мира от германских фашистов и их приспешников.

Молитесь великому и милостливому Богу о скорейшем избавлении врага, освобождении всего человечества и мусульманского мира от тирании человеконенавистников-фашистов».

Это обращение было переведено на языки мусульманских народов и распространялось властями в местах компактного проживания мусульман. Любому мусульманину было понятно, что смерть за веру делает человека мучеником (шахидом). Именно поэтому мечеть на Поклонной горе в Москве называют мечетью шахидов.

3 марта 1943 года в газете «Известия» была опубликована телеграмма Г. Расули о сборе средств мусульманами на строительство танковой колонны и о том, что он лично вносит 50 000 рублей на это дело. В ответ председатель Совета народных комиссаров И.В. Сталин направил телеграмму Г. Расули с просьбой передать благодарность мусульманам, участвовавшим в сборе средств на постройку танковой колонны.

В 1943 году было создано Среднеазиатское духовное управление мусульман (САДУМ). Будущий муфтий Эшон Бабахан отбыл в столицу СССР. В Москве И.В. Сталин расспрашивал о настроениях среди мусульман, их жизни, предложил собрать Курултай мусульман, образовать Духовное управление, призвать мусульман оказать помощь фронту и решительно вести борьбу против захватчиков. В Ташкенте был создан подготовительный комитет, куда были привлечены и авторитетные богословы России: председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) шейх Габдуррахман Расули; мухтасиб Москвы имам-хатыб Московской соборной мечети Халил-Рахман Насретдинов и мухтасиб Казани имам-хатыб казанской мечети «Марджани» шейх Кияметдин Кадыров (аль-Кадыри).

Первый Курултай мусульманских улемов проходил 15–20 октября 1943 года в Ташкенте. Он принял решение о создании Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана – САДУМ. Председателем САДУМ был избран 85-летний шейх Эшон Бабахан ибн Абдулмажидхан. САДУМ приняло Обращение ко всем мусульманам, в котором, в частности, говорилось: «Мы, мусульманские богословы и представители верующих Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Казахстана, от имени всех мусульман адресуем это Обращение вам, наши дорогие сыны и братья! Плечом к плечу со всеми народами сражайтесь, как храбрые львы, против нацистских захватчиков, уничтожайте ненавистных фашистов так, чтобы ни один из них не остался на нашей планете! Защищайте каждую пядь нашей земли и укрепляйте свои ряды железной дисциплиной. Мы призываем всех верующих молиться Аллаху и просить Его помочь нашим солдатам и ниспослать быструю победу над врагом».

Муфтий Эшон Бабахан мобилизовал муфтият на целенаправленную работу по оказанию помощи фронту. Организовывали сбор одежды для солдат и денежных средств для производства оружия, были инициаторами создания постоянного комитета для оказания материальной помощи и моральной поддержки семьям фронтовиков.

20–23 июня 1944 года в Буйнакске прошел учредительный съезд Духовного управления мусульман Северного Кавказа (ДУМСК). Он принял обращение: «Мусульманское духовенство Северного Кавказа, как и остальных республик и областей Советского Союза, с первых дней Отечественной войны разъяснило верующим мусульманам, что защита Родины является их священным долгом… Мы призывали и призываем верующих мужчин и женщин, идущих в армию и работающих в тылу, сражаться с врагом не щадя своего живота, до полного его истребления; работать в тылу не жалея своих сил для того, чтобы приумножить силу и мощь нашей армии и нашего Отечества». 23 июня это обращение было опубликовано в газете «Правда». На совещании ДУМСК, прошедшем 9–10 ноября 1944 года, был создан фонд помощи сиротам погибших воинов Красной армии. Муфтий Х.-Г. Гебеков 13 ноября 1944 года получил ответ и благодарственную телеграмму от И.В. Сталина.

Таким образом, и в самые страшные дни поражений и в дни побед мусульманские лидеры СССР и миллионы членов уммы нашего Отечества на фронте и в тылу были едины в своем патриотическом порыве. К сожалению, миллионы мусульман пострадали не только от фашистских захватчиков, но и целыми народами были репрессированы. Поэтому не все награды нашли героев, не все смогли выполнить свой патриотический долг, но Победа была одна на всех. И мы не имеем права забывать о великом ратном подвиге наших предков...

Айдар ХАБУТДИНОВ,
профессор, доктор исторических наук



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.