Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №103 — Мозаика
09.04.2010

Коллекция цитат

Нет истинной веры без усердия и воздержанности ее услуг, без постоянного переживания и борьбы за ее чистоту и возвышенность.

Абай Кунанбаев (1845-1904), казахский поэт и мыслитель

 

Диалог цивилизаций

Адольф Янушкевич.

Письма из путешествия по казахским степям

18 лет жизнь польского писателя Адольфа Янушкевича была связана с Казахстаном. За участие в революционных событиях он был лишен дворянского звания с конфискацией имущества и сослан на поселение в Сибирь. В мае 1833 г. Янушкевич прибыл в Тобольск. Через восемь лет, в 1841 г., ссыльным «вышло послабление», которое давало возможность стать солдатом или чиновником. Янушкевич стал канцеляристом Омского окружного суда, а затем его перевели в канцелярию начальника Пограничного управления «сибирскими киргизами». Он изучал казахский язык и занимал пост секретаря Комитета по уложению проекта казахского права. В 1845 г. Янушкевич уезхал в казахские степи. Каждый день он записывал самое интересное из увиденного. О своем путешествии он сообщал в письмах матери, друзьям, и братьям. После смерти Адольфа Янушкевича его друг Густав Зелинский передал все письма и дневники родным писателя. В память о старшем брате семья Янушкевич на свои средства издала книгу путешествий. В одном из писем Густаву Зелинскому от 12 июня 1846 года Янушкевич описал поединок казахских поэтов-песенников – праздник, который произвел огромное впечатление на писателя. Для сохранения исторического колорита в «Дневниках и письмах из путешествия по казахским степям» автор называет казахов по-старому – киргизами. Предлагаем вашему вниманию отрывок из этой книги.

***

«Началась борьба. Немая тишина вновь объяла юрту. Как на Олимпийских играх, два поэта боролись друг с другом. Едва один выстрелит строфой, другой немедля отстреливается; страсть у обоих все возрастала и разжигала острую борьбу. Это была захватывающая картина. Не зная искусства стенографии, могу тебе передать только несколько строф, составляющих смысл поэзии нового уленши, удержанных памятью одного из моих толмачей. «О! И я – уленши киргизского народа; и я не первый раз пою в присутствии такого множества великих людей, людей прославленных!.. И я – уленши, но не такой, как Орынбай: песни Джаная не такие, как песни Орынбая… О, Орынбай! Ты прославлял джендерала, и Джанай сумел бы его похвалить! Но зачем ему похвалы бедного уленши, когда он и без них велик, прославлен и любим в степи?! Ты прославлял наших султанов, потому что любишь их халаты и коней, а я никому не люблю льстить, как несчастный мусапир (нищий)… Ты льстишь каждому, потому что, словно голодный пес, ждешь, чтобы тебе бросили кость, а не хочу быть нечистым животным… И ты смеешь называться уленши? Ты, поющий только тем, кто тебе платит?!.. Если ты настоящий уленши, почему ты не поешь об умерших? Почему не прославляешь тех, которых уже нет? Почему не прославляешь тех, которых уже нет? Почему не славишь наших отцов, наших предков, что когда-то жили в этой степи? О! Как их прославлять (передразнивая голос и жестикуляцию Орынбая), как о них петь, когда они не дадут ни коня, ни халата, а если бы и дали свои кости, их бы и собака не стала есть… Ой ты, Орынбай! О! Ты славный уленши! А знаешь ты, какова была степь в давние времена? Кем был киргиз во времена хана Аблая?..» – и т.д.

Желая доказать, что он все знает, как молитву, и в состоянии петь всякие вещи и еще кое-что, Орынбай прыгнул со своей домброй не дальше и не ближе, как к сотворению мира, и, начав от Адама, воззвал славу каждому из патриархов, как перед этим присутствующим султанам; потом, переплыв в Ноевом ковчеге воды потопа, бросился с вершины Арарата на библейскую древность, не пропустив ни вавилонского Навуходоносора, ни фараонов Египта; наконец, неудержимый, словно Ниагарский водопад, запел о каждом из знаменитых мужей, которых встречал по дороге, и, не передохнув ни минуты в течение часа, счастливо добрался до самого Магомета. Этот ураган песни, нависший над последними десятью веками, вот-вот должен был упасть на головы героев исламизма и разбиться мелодичными брызгами над Киргизской Ордой, как вдруг… О! При самом выходе из Мекки на домбре нашего певца Фариса лопнула струна.

Пока он натягивал струну, его соперник, не желая признать себя побежденным, предпринял новую атаку. «Тохта! Тохта («Подожди, тихо!»)», – Орынбай ударил по струнам и начал вариации на заданную тему, которые исполнил с любовью и блеском. Все киргизы, до тех пор молчавшие, прерывали его частыми выкриками и восторгались его талантом. Действительно, это было что-то прекрасное, если и я, не знающий языка, получил большое наслаждение. Услышав провозглашенное торжественным, словно звон башенных часов, голосом знакомое слово «бир (один)!» и вскоре за ним, еще торжественнее, со всей мощью духа веры брошенное, как бы с вершины выстреленного в небо минарета, набожным голосом муллы слово «Аллах», я сердцем понял, что великий поэт воспевает величие бога, который является высшим существом, и вместе с ним склонил голову перед величием этого «бир!», что сотворило миры…»

 

Даты и события АПРЕЛЯ

• 1 – 75 лет со дня рождения Роберта Ахметзянова (1935–2008), поэта, лауреата Государственной премии Татарстана им. Г. Тукая.

• 12 – 80 лет со дня рождения Загиры Гумеровой (1930–2002), татарской писательницы.

• 14 – 140 лет со дня рождения Наримана Нариманова (1870–1925), азербайджанского писателя и общественного деятеля.

• 26 – 65 лет назад на куполе рейхстага было водружено Знамя Победы (1945). Одним из первых водрузил знамя татарин Гази Загитов.

 

Имена

Наш Малик

В Великой Отечественной войне сражался за Родину весь народ многонационального Советского Союза. Республика Казахстан отправила на фронт 12 стрелковых дивизий, 4 национальные кавалерийские дивизии, 7 стрелковых бригад, в том числе 2 национальные стрелковые бригады. История войны навсегда сохранила подвиг Героя Советского Союза Малика Габдуллина. Война застала М. Габдуллина в институте во время учебы в аспирантуре. Как и большинство его сверстников, Малик подал заявление с просьбой отправить его добровольцем на фронт. М. Габдуллина зачислили в 316-ю стрелковую дивизию политруком, а затем он служил политруком 3-ей стрелковой роты. Первый бой Малик Габдуллин принял в октябре 1941 г. под Москвой. Когда в полку была создана первая в дивизии рота автоматчиков, Габдуллина назначили ее политруком. В середине ноября 1941 г. перед дивизией стояла сложная задача – фашисты готовили новое наступление на Москву. Рота автоматчиков уничтожила 2 танка и около 150 фашистов. Девиз роты звучал так: «Стоять насмерть, не пропустить врага к столице!» В одном из своих политдонесений старший батальонный комиссар Галушко писал: «Рота автоматчиков, где политруком работает тов. Габдуллин, является ведущим подразделением в полку. Его личный пример, храбрость и мужество в бою, организованность и дисциплина являются методом воспитания личного состава роты».

Победу Малик Габдуллин встретил в Австрии, где он служил в главном Политуправлении.

Через год М. Габдуллин вернулся в Алма-Ату и продолжил научную деятельность. Габдуллин занял должность заместителя директора института языка и литературы. В 1947 г. Малику Габдуллину за исследовательскую работу «Казахская былина» было присвоено звание кандидата филологических наук. В 1951 г. ученый стал ректором Казахского педагогического института имени Абая.

Последние годы своей жизни герой работал в институте литературы и искусства имени

М. Ауэзова

 

Книжная полка

Историография Казахстана

Бродовский М. И. Очерк Киргизской степи. Происхождение киргиз и их прежнее и нынешнее управление // Землеведение. – 1913. – Т.20, кн. 3. – С. 46–56.

Валиханов Ч. Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи: [описание ногайки, сабли, ножа, стрел, ружья] // Записки Императорского русского георгафического общества. – 1904. – Т. 29. – С. 274–282.

Никитин В. П. Исторический очерк Семипалатинской области // Памятная книжка Семипалатинской области. – 1897. – отд. 2. – С. 131–183.

Зверев Н. Казахстан – страна орлиных крыльев / Н. Зверев, О. Мацкевич. – Алма-Ата: Казахстан, 1965. – 176 с.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.