Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №103 — Имамы Петербургской мечети
09.04.2010

Соборная мечеть Санкт-Петербурга была заложена еще в царской России, она стала свидетельницей революции, пережила лихолетье советского безбожия и была возвращена верующим. История мечети – это история общины, движущей силой которой всегда остается имам.

Халиков Якуб Камалович (1884 или 1887 – после 1931?) – имам Соборной мечети Ленинграда с 1920 по февраль 1931 гг. Родился в с. Ключищи Нижегородской губернии. Арестован 16.02.1931 г. в Ленинграде, осужден.

 

Басыров Камалетдин Басырович (1876–1930-е?) – имам Соборной мечети Ленинграда с 1920 по февраль 1931 г. Родился в с. Ключищи Нижегородской губернии в семье потомственных имамов Башаровых-Басыровых. Его родным племянником являлся Басыров Ризаутдин Салахетдинович (1907–1994), имам московской Соборной мечети в 1964–1994 гг.

О Камалетдине-хазрате известно, что он служил имамом в Курске в 1914–1920 гг., с 1920 г. жил в Петрограде, тогда же стал имамом Соборной мечети. 16.02.1931 г. он был арестован в Ленинграде, осужден на 10 лет и умер в лагере.

 

Ахтямов Самигулла Фаттяхович (1868–1930-е?) – имам Соборной мечети Ленинграда в 1930-х гг. Происходит из рода Фаттахетдиновых, потомственных имамов с.Красный Остров (ныне Сеченского района Нижегородской области). Все шесть его родных братьев стали имамами: четверо работали деревенскими муллами в родном селе, другие возглавили крупные городские приходы: Мяйдют (ум. в 1917 г.) – ташкентский; Фаттахетдинов Абдулвадуд (1882–1954) являлся имам-хатыбом московской Соборной мечети в 1914–1928 гг.

Самигулла-хазрат служил муэдзином Петроградской Соборной мечети в 1914–1920 гг., с 1920 года являлся заведующим мечетью. В 1921 году совместно с М. Бигиевым и др. участвовал в выработке устава Мусульманского общества при мечети, которое, однако, тогда же попало под кампанию ликвидации мусульманских общин. В 1932 г. родной племянник хазрата, первый имам нижегородской Соборной мечети Шахимардан Ильясов на допросе сказал, что Самигулла-хазрат в настоящее время служит муэдзином в «Главной Ленинградской мечети». В 1935 году он стал имам-хатыбом мечети, настоятелем мусульманского прихода Ленинграда.

 

Исаев Абдулбари Низамутдинович (1907–1983) – имам ленинградской Соборной мечети, председатель Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). Родился в д. Верхнее Аташево (ныне Чекмагушевский район Башкортостана). В 11-летнем возрасте успешно выдержал экзамен по устному чтению Корана. В 1926 году стал имамом мечети д. Карьявды Бирского кантона БАССР. В 1929 году был арестован и направлен на принудительные работы по заготовке леса, через год освобожден. В 1933 году уехал в Киргизию, где являлся неофициальным имамом.

Вернувшись в Башкирию, устроился на работу в Уфе и поселился недалеко от здания ЦДУМ. С началом Великой Отечественной войны ушел на фронт, в битве под Москвой в декабре 1941 году был ранен, после второго ранения в битве под Сталинградом в 1943 году вернулся в Уфу. В 1943 году перешел на работу в ЦДУМ (с 1948 года – ДУМЕС). Это был важный период в жизни Абдулбари-хазрата, поскольку он вошел в ближайшее окружение муфтия Габдрахмана Расулева – одного из выдающихся отечественных мусульманских религиозных деятелей XX века. После смерти Расулева в 1951 году А. Н. Исаев продолжил работу в аппарате ДУМЕС: сначала председателем совета мечети 1-го прихода Уфы, а в 1953 году – имам-хатыбом мечети 2-го уфимского прихода.

В 1956 году он был назначен имам-хатыбом ленинградской Соборной мечети, только что возвращенной верующим. Во втором по значению городе СССР А.Н. Исаев старался использовать любую возможность для укрепления исламской религии. Приверженность ленинградских мусульман к исламу способствовала сохранению их этнического самосознания, защищала от ассимиляции, и немалую роль в этом сыграл Абдулбари-хазрат. Будучи талантливым проповедником и оратором он, по существу, с середины 1950-х до середины 1970-х гг. являлся лидером мусульманской общины Ленинграда. Обладая феноменальной памятью (читал наизусть весь Коран), хазрат с легкостью обходился без переводчиков, когда принимал многочисленные делегации из различных мусульманских стран.

С мая 1975 по июнь 1980 гг. он занимал пост председателя ДУМЕС, после добровольного ухода с этого поста вернулся в Ленинград, где и скончался в 1983 году Похоронен на Ново-Волковском мусульманском кладбище.

 

Махмудов Хафиз Валиевич (1937 – 16.10.2008) – активный участник и один из лидеров современного исламского возрождения в Санкт-Петербурге. Родился в семье переселенцев из Сафакулевского района Курганской области в ауле №6 Называевского района Омской области. Происходит из верующей семьи, где сохранялись мусульманские традиции (старший брат его матери Мухаммад-Карим был известным неофициальным муллой).

В 1958 году был принят в медресе «Мир-и-Араб» в Бухаре (Узбекистан), диплом с отличием получил в 1966 году, в ноябре был назначен помощником имам-хатыба в мечеть г. Ижевска (Удмуртия), в 1967 году по просьбе мусульман стал имам-хатыбом мечети Ижевска. В 1968 году был переведен в Уфу на должность секретаря-переводчика ДУМЕС, с февраля 1971 года – и.о. ответственного секретаря и казыя ДУМЕС. Исполнял обязанности имам-хатыба соборной мечети Уфы. На факт назначения повлияли его хорошее знание арабского и русского языков, высокий уровень образованности. Занимался направлением на учебу в «Мир-и-Араб» многих молодых имамов, в том числе нынешних муфтиев и имамов Т. Таджутдина (Уфа), М. Велитова (Москва), З. Шакирзянова (Омск) и др.

С января 1972 года по июль 1977 года Хафиз-хазрат был имам-хатыбом Ленинградской Соборной мечети; в этот период неоднократно принимал прибывавшие в Ленинград иностранные делегации из различных стран. Однако в 1977 году он был отстранен от должности при прямом участии Совета по делам религии. После увольнения продолжал деятельность по религиозному просвещению, за что неоднократно подвергался гонениям. В 1978 году был выселен из Ленинграда. Неоднократно задерживался правоохранительными органами за религиозную пропаганду. В 1982 году за то, что написал письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Ю. В. Андропову с призывом изменить политику государства по отношению к религии, Хафиз-хазрат был арестован в помещении Верховного Совета ССР и помещен в психиатрическую больницу на несколько месяцев. Впоследствии он продолжал вести просветительскую деятельность, являлся одним из лидеров неформального движения мусульман Ленинграда. Несмотря на его неофициальный статус, его можно по праву считать одним из наиболее авторитетных мусульманских лидеров города на Неве в 1970–1990-х гг.

По признанию современников, Хафиз-хазрат стал одним из важных передатчиков традиций дореволюционного образования царской России до нынешнего поколения мусульман. В похоронной молитве по нему принимало участие несколько тысяч человек.

 

Пончаев Джафар Насибуллович (16.03.1940) – муфтий, председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России. Родился в с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области. В 1968 году поступил в медресе «Мир-и-Араб» в Бухаре, в 1971 году продолжил учебу в Исламском институте им. аль-Бухари в Ташкенте. После его окончания работал ответственным секретарем ДУМЕС в Уфе. В августе 1977 года получил направление в Ленинградскую Соборную мечеть в качестве имам-хатыба. В 1991 году был назначен имам-мухтасибом Мухтасибатского правления Северо-Западного региона РФ. В 1994 году стал муфтием ДУМ Санкт-Петербурга в составе ЦДУМ.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.