Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №103 — Соборная мечеть Петербурга
09.04.2010

Соборная мечеть Санкт­Петербурга – одна из крупнейших мечетей Российской империи. Это самая северная мечеть в мире, которая к тому же до недавнего времени оставалась самым крупным мусульманским храмом в Европе. В 2010 году исполняется 100 лет с момента закладки первого камня в основание мечети. К этой дате приурочен сегодняшний рассказ об истории ее создания и существования на протяжении столетия.

Подготовил Дамир Хайретдинов

Мусульмане Санкт-Петербурга уже с конца XVIII века пытались получить разрешение властей на выделение земли и строительство в столице мечети. В начале XIX века существовали готовые архитектурные решения по возведению мечети: проекты «Татарская мечеть» 1803 г. и «Татарское подворье в Петербурге» 1804 г., созданные под влиянием крымско-татарской культовой архитектуры, однако реализацию проектов власти отложили «впредь по удобности». В 1861 г. с прошением о разрешении открытия мечети выступил имам первого мусульманского прихода Санкт-Петербурга Мухаммед-Амин Хантемиров, сын уроженца Сергачского уезда Нижегородской губернии и предшествующего петербургского имама Мухаммед-Алима Хантемирова. На этот раз столичные власти ответили согласием, но проект не был реализован в силу позиции муфтия ОМДС Габдулвахида Сулейманова – также нижегородского татарина и уроженца с. Большое Рыбушкино, который имел личные счеты с семейством петербургского имама.

В 1881 г. план возведения Соборной мечети был, наконец, согласован со всеми ветвями власти, и началась кампания по сбору пожертвований на ее строительство, продолжавшаяся до 1905 г.

В 1906 г. был официально зарегистрирован Комитет по постройке Соборной мечети в Санкт-Петербурге, который в течение двух последующих лет организовал конкурс архитекторов по разработке проекта здания, а затем на средства бухарского эмира Сеида Абдул-Ахад-хана приобрел земельный участок и 3 декабря 1910 года, после торжественной закладки камня, приступил к строительству.

Соавторами проекта выступили архитекторы Н. В. Васильев (в его ведении находилась вся художественная часть проекта), А. И. фон Гоген и С. С. Кричинский. Монолитная железобетонная структура мечети сооружалась под руководством гражданского инженера Е. И. Гонцкевича, каменная облицовка производилась подрядчиком Г. Ф. Канном. В мастерских поселка Кикерино близ Гатчины изготавливались майоликовые изразцы для оформления портала, купола и завершений минаретов. Чтобы исключить возможную произвольность в оформлении, художник-керамист П. К. Ваулин командировал в Туркестан художника П. М. Максимова. В результате в мастерских «Ваулин и Ко» был воссоздан прием изготовления резной майоликовой мозаики, что способствовало точному в стилистическом отношении следованию прообразу, т.е. воспроизведению колорита и духа восточного искусства.

Грандиозная мечеть была вчерне открыта в дни празднования 300-летия дома Романовых 21 декабря 1913 г. Однако отделочные работы были полностью завершены лишь после революции, 30 апреля 1920 г. – эта дата указана на портале мечети.

Юридически Соборная мечеть стала правопреемницей первого мусульманского прихода, который в то время возглавлял ахун Мухаммед-Зариф Юнусов – уроженец с. Овечий Овраг (Куй Суы) Нижегородской губернии из рода потомственных имамов Биккининых-Абдулжалиловых. Его отец Мухаммед-Шакир Юнусов возглавил первый мусульманский приход столицы после отстранения Хантемирова в 1869 г., а в 1888 г. он передал ведение этим приходом своему сыну. Зариф-хазрат и провел первый общественный намаз при открытии Петербургской мечети.

С начала 1915 г. после кончины Зарифа-хазрата имамом мечети стал Жалялетдин Нежеметдинов (Соколов) – уроженец с. Пошатово все той же Нижегородской губернии, ахун из числа потомственных имамов Соколовых, которые вошли в историю своим служением в Ярмарочной мечети г. Нижнего Новгорода. Муэдзином с 1916 г. был Фатех Гималетдинович Юнусов, уроженец с. Чембилей Сергачского уезда Нижегородской губернии.

Будучи граждан-ским муллой, Ж. Не-жеметдинов-Соколов в го-ды войны также исполнял обязанности ахуна Второй роты, и по службе был тесно связан с военным ахуном Петроградского гарнизона Мусой Бигиевым. Именно М. Бигиеву – одному из крупнейших мусульманских богословов России ХХ века – суждено было возглавить Соборную мечеть в революционный 1917-й год, а сам Жалялетдин-хазрат был расстрелян большевиками вместе со своим отцом и другими имамами в ночь с 13 на 14 февраля 1919 года между селами Семеновка и Пошатово на Нижегородчине.

В конце октября 1917 г. в Соборной мечети впервые в истории России прошел совместный намаз суннитов и шиитов, который провел военный ахун Петроградского военного округа Фаттахутдин Хасанович Девлеткамов (Давлекамов) – потомственный имам, выходец из г. Касимова, имам Ханской мечети этого города. В совместном намазе участвовали официальные представители петроградских мусульманских организаций, представители шиитской общины Санкт-Петербурга и специально прибывшие азербайджанцы-шииты из Закавказья, где весной 1917 года началось движение в сторону религиозного мира между шиитами и суннитами.

В 1920-х гг. Соборную мечеть возглавляли Я. К. Халиков и К. Б. Басыров. Оба они вместе с членами приходского совета, или «двадцатки» (Баймашев Абдулла, Багманов Мухаммедхан, Лукманов Исхак, Салаватовы Хусаин и Мустафа, Садердинов Ярула, Садеков Хасян), были арестованы в ночь с 15 на 16 февраля 1931 г.

В период воинствующего атеизма численность прихожан резко уменьшилась. В новых условиях у мусульман появились большие задолженности по уплате налогов. Существенной проблемой стало состояние здания: уже в начале 1930-х гг. комиссии отмечали выпадение отдельных элементов майоликовых деталей купола. С 1933 г. подвал мечети стал использоваться под овоще- и фруктохранилище; трест «Похоронное дело» осматривал помещение мусульманского храма для размещения в нем столярных мастерских.

10 июня 1940 г. Ленинградский городской совет депутатов трудящихся принял постановление «О закрытии мусульманской мечети». Мечеть была закрыта под предлогом невыполнения ремонта кровли, что приводило к разрушению здания. В том же 1940 г. мусульмане пытались оспорить решение властей, считая, что ремонт выполнен ими на 70%, однако обратный ход делу дан не был. С этого времени мусульмане под руководством неофициального имама из Гатчины Мутугуллы Хаметова стали собираться на пятничный намаз на Ново-Волковском мусульманском кладбище, которое тогда входило в состав пригорода.

В мае 1941 г. для экспозиции Музея истории религии и атеизма были переданы имеющие историческую ценность вещи, в том числе серебряные лопатка и молоток, хранившиеся в Соборной мечети с момента ее закладки. Мечеть предполагалось отремонтировать и использовать «под культурно-просветительное учреждение», хотя фактически в здании находились различные склады и овощехранилище. Однако из-за начавшейся Великой Отечественной войны власти также не выполнили работы по ремонту кровли. До 1949 г. в здании находился склад Ленгорздрава, а затем оно было передано Государственному Эрмитажу для создания в нем Музея Востока (первоначально – Музея искусства Средней Азии).

Сразу после окончания войны, мусульмане начали ходатайствовать о регистрации их общины и утверждении членов «двадцатки». В своих документах они отмечали, что число мусульман в городе составляет 15 тысяч человек. После передачи здания мечети Эрмитажу мусульмане обращались к властям с просьбами разрешить им построить на собственные средства молельный дом или передать общине пустующее здание начального училища при католическом костеле св. Станислава, закрытом в 1935 г. На имя Н. С. Хрущева, Г. М. Маленкова, К.Е. Ворошилова направлялись коллективные и личные (напр., от У. А. Богданова и Х. М. Камалетдинова) обращения.

В 1956 г. Соборная мечеть была возвращена верующим. Этому событию способствовали налаживавшиеся дружеские связи СССР с мусульманскими странами. Просьба президента Индонезии Ахмеда Сукарно включить ленинградскую мечеть в программу визита способствовала открытию мусульманского храма в январе 1956 г. и скорому приведению внутреннего убранства в порядок. Прихожане сами освобождали и ремонтировали здание, грузили складированное в нем имущество Ленгорздрава в присланные грузовики, выносили мусор, передавали в дар мечети ковры.

Имам-хатыбом Соборной мечети с момента ее открытия был утвержден А. Н. Исаев, который, помимо собственно религиозных функций, выполнял и представительские, принимая прибывающие в Ленинград иностранные делегации. Первой из них была делегация из Индонезии: Сукарно посетил мечеть в августе 1956 г. В ходе своего визита в город на Неве 10 мая 1958 г. мечеть посетил другой харизматический лидер мусульманского мира – президент Египта Гамаль Абдель-Насер. Посещение этой мечети стало важным элементом культурной программы визитов в Ленинград делегаций из различных стран Азии и Африки – Ирака, Йемена, Ирана, Нигерии и т. д.

Постоянными прихожанами Соборной мечети, кроме проживающих в городе мусульман, были студенты-мусульмане из развивающихся стран и приезжавшие в качестве туристов татары из Финляндии. Численность верующих на праздничных богослужениях особенно возрастала в том случае, если праздник совпадал с общевыходным днем. Совет по делам религии отмечал слабость атеистической пропаганды среди ленинградских мусульман.

Разрушение купола Соборной мечети и протечки продолжались, что привело к необходимости начала реставрационных работ. Большие суммы передавались прихожанами, мусульмане зарубежных стран также оказывали помощь в восстановлении мечети. Ремонт затянулся на десятилетия; в ходе него майоликовое убранство купола было заменено техническим фарфором.

С января 1972 г. по июль 1977 г. имам-хатыбом мечети являлся Х. В. Махмудов. С августа 1977 г. до настоящего времени ее возглавляет Д. Н. Пончаев.

После окончания восстановительно-реставрационных работ в 2003 г. во дворе мечети была установлена памятная доска со словами благодарности официальным лицам (А. А. Собчаку, В. В. Путину, В. А. Яковлеву и др.), а также отдельным представителям мусульманской общины, оказавшим финансовую помощь.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.