Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №86
01.11.2008

НАШ ИСЛАМ

Съезды и выборы у российских мусульман


Участники III Всероссийского съезда мусульман. Н. Новгород 1906 г.

В европейской традиции сложилось представление о том, что институт выборов противоречит мусульманской традиции. На самом деле после смерти Пророка Мухаммада, мир ему, электоральные процедуры проходили на всех уровнях. И здесь основную роль играл аш-Шура — Совет. Он был создан по предсмертной воле халифа Умара из шести соратников Пророка Мухаммада. Именно аш-Шура избрал третьего халифа Усмана в 644 году. В тюркских государствах ханы выбирались на съездах — Курултаях, который в Казанском ханстве русские источники назвали «Совет земли казанской».

После создания в 1788 году Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) юридически даже его председатели-муфтии должны были быть избираемыми. В 1817 году Александр I подписал указ об образовании Министерства духовных дел, по которому муфтий должен был избираться мусульманским обществом. Это положение вошло и в утвержденный Николаем I в 1836 году устав Департамента духовных дел иностранных исповеданий (ДДИИ). Однако, как это частенько бывает в России, даже законодательные акты самодержца не исполнялись. И поэтому в силу устоявшейся практики муфтии назначались на должность императором по представлению министра внутренних дел. Только в сентябре 1889 года Государственный совет внес соответствующие изменения в законодательство и обычная практика обрела силу закона.

Нельзя забывать, что муфтият был коллегиальным учреждением по петровскому образцу, то есть вопрос решал не единолично муфтий, а большинство коллегии из четырех человек, куда входили председатель (муфтий) и три члена (казыя). Уже при Екатерине II указами правительствующего Сената было установлено, что дела в ОМДС решаются простым большинством голосов, а личные решения муфтиев не имеют силы и не должны приниматься к исполнению.
С созданием при Александре I в 1802 году министерской системы, где все единолично решал министр, система управления в ОМДС не изменилась.

Казыи (судьи) по уставу ОМДС избирались мусульманским духовенством Казанской губернии сроком на три года. Сочетание принципа назначаемости муфтия с принципом избираемости трех казыев из числа улемов Казанской губернии давало возможность сочетать интересы как имперской власти, так и самих мусульман. Если учесть, что все муфтии до Мухаммад-Сафы Баязитова (до 1915 года) были выходцами из Уральского региона, из башкирского сословия, то казыи представляли интересы татар Поволжья. Они избирались из наиболее квалифицированных улемов, обычно с зарубежным (преимущественно бухарским) образованием.

Этот факт контактов с заграницей стал рассматриваться отрицательно после присоединения большей части Центральной Азии к России. После 1889 года казыи начали назначаться Министерством внутренних дел по представлению муфтия, как правило, из улемов, имевших чисто российское образование. Таким образом, был нарушен и коранический принцип аш-Шура, оказавшийся аналогичным с коллегиальным принципом создателя новой России. Но все решения принимались на основе принципа аш-Шура. Это четко видно по документам ОМДС, включая указы на должности духовенства.

Уже в начале XIX века шейх суфийского ордена накшбандийа Хабибулла б. Хусаин фактически предложил вариант избрания муфтия в своем лице. Мулла Хабибулла был наиболее популярен среди татар-мишарей Нижегородского края. Однако Хусаин сумел сохранить административный контроль над регионом, и в 1804 году Хабибулла отправился в Петербург, где добивался создания Духовного собрания Саратовской губернии. Штаты его правления фактически были аналогичны штатам ОМДС, и предполагалось введение сана муфтия. Однако административный ресурс муфтия и неудачное использование Хабибуллой суфийского термина «халифа» («заместитель»), воспринятое властями как претензии на полномочия османского султана и халифа, блокировали его деятельность.

Вопрос об избрании муфтия неоднократно поднимался российскими мусульманами. Причем в постановлениях III Всероссийского мусульманского съезда в Нижнем Новгороде указывалось, что на съезде всей уммы империи должен быть избран раис аль-улама — председатель улемов (ученых). Так как съезд выступил за введение всеобщего избирательного права, то коллегию выборщиков должны были составить уже не только имамы, но и все российские мусульмане. Но лишь после февральской революции, давшей возможность проведения и первого за 200 с лишним лет православного собора, на общенациональном съезде в мае 1917 года в Москве были избраны муфтий Галимджан Баруди и коллегия из шести казыев сроком на три года.

Несмотря на все проблемы периода Гражданской войны и военного коммунизма, 16–25 сентября 1920 года в Уфе под председательством муфтия Г. Баруди проходит I Всероссийский съезд улемов и мутаваллиев (светские лидеры попечительских советов общин), где происходит структурирование Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) как религиозного управления мусульман Внутренней России, Сибири и Казахстана. Структура ЦДУМ была трехступенчатой: высшая (Диния назараты — в составе председателя — муфтия и шести членов — казыев); средняя (мухтасибат) из трех человек во главе с мухтасибом; нижняя (мутаваллиат) — из муллы, муэдзина и секретаря-казначея при каждой мечети. Самое главное, что она была выборной на каждом из уровней. Эта структура и принцип выборов раз в три года были закреплены и в уставе ЦДУМ, утвержденном Наркоматом внутренних дел РСФСР в 1923 году.

В июне 1923 года в Уфе проходил II Всероссийский съезд улемов и мутаваллиев, на котором присутствовали 285 делегатов. На съезде муфтием был избран Риза Фахретдин. В 1926 году состоялся III Всероссийский съезд улемов и мутаваллиев, на котором присутствовали 430 делегатов и гости из Узбекистана и Крыма. Эффективность самоуправления была столь велика, что в 1927 году ЦДУМ объединяло 14 825 мусульманских приходов — исторический максимум.

В 1929 году власти не дали провести съезд в соответствии с уставом ЦДУМа. И после смерти муфтия Р. Фахретдина в 1936 году не получено разрешение на проведение съезда. Мухтасиб Уральской области Габдуррахман Расулим был избран на совещании ряда преимущественно уфимских имамов. Одновременно было инспирировано «дело о заговоре руководителей ЦДУМ», по которому было арестовано более 30 человек.

Следующий съезд (фактически совещание) состоялось 15–17 мая 1942 года. Здесь было не до дискуссий, так как после провалившегося наступления Красной армии нацисты рвались к Сталинграду и на Кавказ. Итогом съезда стала публикация в газете «Труд» обращения за подписью муфтия ЦДУМ Г. Расули. В нем улемы называли войну против фашистской Германии джихадом, а ее участников — шахидами.

Впервые с 1926 года ЦДУМ получило специальное разрешение на созыв съезда от правительства СССР 11 сентября 1948 года. В нем участвовали только 53 человека и лишь представители духовенства. Целью было ограничение прав ЦДУМ. Так, в октябре 1948 года на съезде мусульманского духовенства ЦДУМ было преобразовано в Духовное управление мусульман европейской России и Сибири (ДУМЕС). Здесь был принят новый устав, по которому из ведения ДУМЕС были изъяты полномочия по созданию медресе и мектебе, организации курсов для подготовки служителей культа, образованию мухтасибатов, ведению метрических книг.

Эти нелегитимные даже с точки зрения советского законодательства 1920-х гг. съезды, резко ограничившие территорию и сферу деятельности ЦДУМ, не могли не сказаться на популярности единого органа. Такое отсутствие связи с регионами во многом сыграло роковую роль в дни распада ДУМЕС в начале 1990-х гг. Новые муфтияты играли и на струне демократии, собирая многолюдные съезды, где вначале были представлены чуть ли не все приходы в лице имамов и мутаваллиев. Сегодня отсутствие постоянных контактов с прихожанами не дает возможность проявить активность ряду сегодняшних структур, объединяющих многие регионы. Особенно это касается Совета муфтиев России, чьи приходы объединяют территории с мусульманским меньшинством. Принцип всеобщей всенародной выборности был и остается ключевым для эффективного функционирования российской уммы.

 
Члены послевоенного съезда мусульман. Учреждение ДУМЕС. 1948 г.

Айдар ХАБУТДИНОВ,
доктор исторических наук




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.