Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №85
27.10.2008

МОЗАИКА

Полосу подготовила Нина АЛЕКСАНДРОВА

ДАТЫ И СОБЫТИЯ НОЯБРЯ

7–100 лет со дня рождения Максуда Шейхзаде (1908–1967), узбекского поэта.

14 — 120 лет со дня рождения Гибада Алпарова (1888–1936), татарского языковеда.

17 — 100 лет со дня выхода первого номера газеты «Восточный курьер» (1908).

18 — 190 лет со дня создания Азиатского музея (1818).

28 — 105 лет со дня рождения Аделя Кутуя (1903–1945), татарского писателя.

28 — 95 лет со дня рождения Абдурахмана Кумысникова (1913–1985), заслуженного деятеля искусств ТАССР.

КОЛЛЕКЦИЯ ЦИТАТ

Друзья бывают трех родов: друг, искренне преданный тебе, который ничего для тебя не жалеет и сделает для тебя все, что в его силах; друг, который просто хорошо относится к тебе, но на помощь которого не приходится рассчитывать; и, наконец, друг, который льстит и добр на словах, на деле же занят только собой.

Ибн Абд Раббихи

ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

«Спокойная созерцательная тайна Востока»

В творчестве русского живописца Павла Варфоломеевича Кузнецова Восток был самой яркой и оригинальной страницей.

Художник родился в Саратове. Там же окончил Школу изящных искусств. Первыми учителями Кузнецова были итальянец Сальвинии Баракки и выпускник Петербургской академии художеств В. Коновалов. В 1897 году Павел Кузнецов поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Исключительную одаренность Кузнецова заметил Серов. По его инициативе молодой художник в 1900 году был приглашен Дягилевым на выставку «Мир искусства». Какое-то время художник жил и занимался в парижских студиях. Его произведения имели успех, он был избран членом «Осеннего салона». На родине раннее творчество Кузнецова вызвало резкую критику, не всем были близки и понятны и близки картины оригинального пейзажиста.

В 1911 году Павел Кузнецов отправляется в заволжские степи, близкие и знакомые с детства. Ему хотелось избежать схематизма, оторванности от жизни. В степях Заволжья художник нашел то, что давно искал. Позднее он вспоминал: «Против Саратова расстилается широчайшая степь. Я туда поехал и был удивлен ее величием и красотой». Тема Востока на долгие годы заняла все внимание художника. Его пленила естественная жизнь кочевых народов, где люди жили в согласии между собой и в гармонии с природой. Ему нравилось писать кибитки, он восхищался восточным бытом, где все повторяется из века в век, из поколения в поколение. Почти все полотна этого «степного» периода населены женским образами, согреты теплотой человеческого чувства («Киргизки с голубями», «В степи. Лежащая в кошаре»).

Степи увлекли дальше художника. В 1912 году он побывал в Бухаре и Самарканде, создав циклы картин «Восточный город», «Горная Бухара», две серии автолитографий «Туркестан» и альбом автолитографий «Горная Бухара». В письмах художник так описывал свои впечатления: «Кругом праздник, или, точнее, бал. Город с узкими уличками, террасками, дворцами и храмами, огромные мечети, разрушающиеся от времени. Высшие школы, как наши монастыри, где ученые по книгам занимаются науками и созерцанием, и рядом идет бойкая жизнь, с верблюдами, ослами, материями и пряностями… Кругом узор и яркое солнце».

Киргизские степи, солнечные Бухара и Самарканд, нефтяные вышки Баку послужили неисчерпаемым источником вдохновения русского художника, перед полотнами которого испытываешь чувство восторга от причастности к тому миру, который был подарен нам Мастером.

ИМЕНА

«Жить для будущих поколений»

Максуд Шейхзаде родился в Азербайджане, в селении Аг-Даш, в семье врача. Получив среднее образование, Максуд Шейхзаде начинает преподавать в сельской школе. В 1921 году в газете «Коммунист» было опубликовано его первое стихотворение. В 1928 году М. Шейхзаде покидает навсегда Азербайджан и связывает свою судьбу с узбекской землей. К этому времени он успел поработать в школе, техникуме, в редакции республиканских газет и журналов. В годы учебы в Бакинском педагогическом институте Шейхзаде начал глубоко и всесторонне изучать мировую классическую литературу, овладел несколькими восточными языками. В 1932 году вышел первый сборник стихов М. Шейхзаде, в который вошло десять стихотворений поэта. Его ранние произведения отвечали духу того времени. В 1936 году выходит новый сборник стихов «Республика», через год — следующий.

Помимо творчества, поэт ведет преподавательскую деятельность в Ташкентском педагогическом институте им. Низами. В эти же годы Шейхзаде обращается к творчеству В. Маяковского, переводит на узбекский язык поэму «Хорошо!». В годы Великой Отечественной войны поэт выступает с горячими речами перед тружениками тыла, создает боевые очерки, поднимающие дух народа. Один за другим выходят его сборники: «За что борьба» (1941), «Грозою рожденные» (1942), «Песня и битва» (1943), «Сааз» (1943), воспевающие героизм и самоотверженность воинов. В послевоенный период основное место в поэзии Шейхзаде занимает тема Родины. Шейхзаде создает эпическую драму «Мирзо Улугбек», позднее на ее основе узбекскими кинематографистами был создан фильм «Звезда Улугбека». Прекрасный знаток классической литературы Востока, Шейхзаде пишет сотни литературоведческих и публицистических статей, посвященных вопросам узбекской литературы.

М. Шейхзаде познакомил узбекского читателя с произведениями мировой литературы. Его перу принадлежат переводы произведений Шекспира, Гете, Пушкина, Лермонтова и многих других.

В последние годы жизни Максуд Шейхзаде работал над исследованием о творчестве великого узбекского поэта Алишера Навои.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Новинки осени

Аджи М. Европа, тюрки, Великая степь. — М., 2008. — 476 с.

Аджи М. Тюрки и мир: Сокровенная история. — М., 2008. — 640 с.

Габиббейли И. Азербайджанская литература начала XX века. — 2-е изд., доп. — М., 2008. — 173 с.

Махтумкули Фраги. Избранное: стихи / пер. с турк.

Н. Гребнева и др.: сост. О. Оразмаммедова. — М., 2008. — 351 с.

Муртаза Мутаххари. Совершенный человек в исламе / пер. — СПб., 2008. — 205 с.

Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования. Т. 7. — СПб., 2008. — 433 с.

Синенко С. Рудольф Нуреев: истоки творчества, превратности судьбы. — Уфа, 2008. — 191 с.

Слиман Зегиду. Повседневная жизнь паломников в Мекке / пер. с фр. Л. Б. Овезовой. — М., 2008. – 429 с.

Словарь религии: Иудаизм, Христианство, Ислам / под. ред. В. Зюбера, Ж. Потэна; пер. с фр. — СПб., 2008. — 655 с.




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.