Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №85
27.10.2008

ИСЛАМ НА КАРТЕ МИРА

Ислам в Узбекистане

К 65-летию основания Среднеазиатского духовного управления мусульман

На территории нынешнего Узбекистана Ислам начал распространяться в VII–IX веках. Центральная Азия была в те времена местом соприкосновения многих религиозных культур: зороастрийской, иудейской, христианской. Может, это обстоятельство было из числа тех, что способствовали превращению Узбекистана в один из мусульманских центров мирового значения. И в первую очередь речь идет о таких городах, как Бухара и Самарканд. Недаром в мусульманском мире часто говорили: «Если ты не можешь совершить хадж в Мекку, то достаточно дважды побывать в благородной Бухаре (Бухоро-и-Шариф). Ну, а Самарканд долго считался самым красивым городом на всем Среднем Востоке. Такие имена, как эмир Тимур, создавший огромную империю от моря до моря, его сын монарх-астроном Улугбек, врач Ибн Сина, связаны с узбекской землей. Основатель династии Великих Моголов в Индии Бабур был уроженцем Ферганы.

Этническая территория узбеков долгое время была разделена между несколькими государствами. К северу от Амударьи она была включена в состав Бухарского эмирата, а на юге — в состав Афганистана. Именно на основе Хивинского, Кокандского ханств, а также Бухарского эмирата, вошедших в новое время в состав России, а позднее и Советского Союза, происходило формирование узбекской нации и государства. Несмотря на то что с вхождением в состав России государства, существовавшие на территории нынешнего Узбекистана, лишились политического суверенитета, мусульманское население здешних мест могло сохранять и практиковать свою веру и связанные с ней обычаи.

В начале прошлого века, особенно в период революций 1917 года, появляются первые узбекские исламские организации, создаются издательства религиозной литературы, мусульманская пресса. На территории нынешнего Узбекистана в те времена действовало около 10 тысяч мечетей. В первые десятилетия советской власти на Ислам, особенно в Средней Азии, не оказывалось такого давления, как на Православие. Ислам рассматривался не только как религия, но и как национальная традиция, к которой надо было относиться с должной деликатностью. Однако в конце 1920-х годов, с перерастанием нового режима в откровенно тоталитаристскую диктатуру, положение изменилось и в Узбекистане. Согласно специальному постановлению от 1928 года было разрушено или перепрофилировано на другие цели большинство мечетей, а к концу 30-х годов в тогдашнем советском Узбекистане не осталось ни одного духовного учебного заведения. В годы Великой Отечественной войны отношение к Исламу, как и к религии в целом в тогдашнем Советском Союзе, сильно изменилось. В 1943 году было создано Среднеазиатское духовное управление мусульман с центром в Ташкенте, возобновилось совершение хаджа в Мекку, хотя и в очень ограниченных масштабах, а также празднование исламских праздников. Следующую волну религиозного возрождения Узбекистан пережил в 1980–1990 гг. Тогда количество мечетей в стране утроилось — с 84 до 250, возникла впервые за долгие годы возможность свободной проповеди религии.

Говоря о культурно-общественной специфике Ислама в сегодняшнем независимом Узбекистане, следует отметить, что власти и правящая политическая сила (Народная демократическая партия Узбекистана) стремятся разработать концепцию, определяющую роль и место Ислама в жизни страны. Президент Ислам Каримов говорил: «В определении внутренней и внешней политики нашей страны важную роль будет играть и исламский фактор. Этот фактор заложен в образе жизни и психологии нашего народа, в его духовных и культурных ценностях, а также в его усилиях по взаимопониманию с другими исламскими народами». В современной узбекистанской политической философии введен даже специфический термин «светский исламизм». Как этногосударственная политика «светский исламизм» направлен на подъем через традиционные национально-конфессиональные духовные ценности экономики страны и создание правового государства демократического типа.

Расширяя разнообразные связи как с мусульманскими государствами, так и с другими странами, Узбекистан тем не менее избегает того, чтобы взять политическую систему какого-либо из них в качестве образца отношений Ислама и политической власти. Неприемлемо как жесткое разделение секулярной политической системы и религии по образцу Турции, так и исламская республика наподобие иранской, а также идея всемирного распространения исламской революции. Помимо различия в том, что иранцы — шииты, а узбеки в большинстве своем являются суннитами ханафитского мазхаба, нужно заметить, что в Узбекистане являются неприемлемыми любые формы политического исламизма, во-первых, потому что исламский радикализм проявляет себя непременно в крайних формах, в чем Узбекистан убедился и на собственном трагическом опыте, а во-вторых, потому что политический исламизм практически всегда базируется на извращенном толковании базовых идей исламской религии.

Для исламской уммы нынешнего Узбекистана всегда было характерно более чем толерантное отношение к представителям других народов и религий. Например, в Бухаре со времен раннего средневековья проживает одна из самых значительных групп евреев — персоязычные бухарские евреи. Узбекистан был второй постсоветской страной после России, установившей дипломатические отношения с Израилем. Кстати, самый богатый человек этой страны Лев Леваев — уроженец Ташкента, выходец из бухарско-еврейской среды.

Толерантный и очень интеллектуальный характер Ислама в Узбекистане обусловлен также и тем, что он неразрывно связан с суфизмом, и прежде всего с самым влиятельным суннитским суфийским тарикатом в мире — накшбандийя, восходящим к суфийскому учителю XIV века Багаутдину Накшбанду, жившему в Бухаре. Здесь ныне находится и его мазар, являющийся местом паломничества его последователей. Узбекистанский суфизм, оказавший огромное влияние на культуру этой страны, создавший помимо прочего уникальные методы духовного и физического целительства, в годы независимости обрел новый импульс, он в значительной мере определяет культурный облик страны в мировом сообществе.

Валерий Исмаил ЕМЕЛЬЯНОВ




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.