Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №85
27.10.2008

ИСЛАМ НА КАРТЕ МИРА

Ислам в Узбекистане

К 65-летию основания Среднеазиатского духовного управления мусульман

На территории нынешнего Узбекистана Ислам начал распространяться в VII–IX веках. Центральная Азия была в те времена местом соприкосновения многих религиозных культур: зороастрийской, иудейской, христианской. Может, это обстоятельство было из числа тех, что способствовали превращению Узбекистана в один из мусульманских центров мирового значения. И в первую очередь речь идет о таких городах, как Бухара и Самарканд. Недаром в мусульманском мире часто говорили: «Если ты не можешь совершить хадж в Мекку, то достаточно дважды побывать в благородной Бухаре (Бухоро-и-Шариф). Ну, а Самарканд долго считался самым красивым городом на всем Среднем Востоке. Такие имена, как эмир Тимур, создавший огромную империю от моря до моря, его сын монарх-астроном Улугбек, врач Ибн Сина, связаны с узбекской землей. Основатель династии Великих Моголов в Индии Бабур был уроженцем Ферганы.

Этническая территория узбеков долгое время была разделена между несколькими государствами. К северу от Амударьи она была включена в состав Бухарского эмирата, а на юге — в состав Афганистана. Именно на основе Хивинского, Кокандского ханств, а также Бухарского эмирата, вошедших в новое время в состав России, а позднее и Советского Союза, происходило формирование узбекской нации и государства. Несмотря на то что с вхождением в состав России государства, существовавшие на территории нынешнего Узбекистана, лишились политического суверенитета, мусульманское население здешних мест могло сохранять и практиковать свою веру и связанные с ней обычаи.

В начале прошлого века, особенно в период революций 1917 года, появляются первые узбекские исламские организации, создаются издательства религиозной литературы, мусульманская пресса. На территории нынешнего Узбекистана в те времена действовало около 10 тысяч мечетей. В первые десятилетия советской власти на Ислам, особенно в Средней Азии, не оказывалось такого давления, как на Православие. Ислам рассматривался не только как религия, но и как национальная традиция, к которой надо было относиться с должной деликатностью. Однако в конце 1920-х годов, с перерастанием нового режима в откровенно тоталитаристскую диктатуру, положение изменилось и в Узбекистане. Согласно специальному постановлению от 1928 года было разрушено или перепрофилировано на другие цели большинство мечетей, а к концу 30-х годов в тогдашнем советском Узбекистане не осталось ни одного духовного учебного заведения. В годы Великой Отечественной войны отношение к Исламу, как и к религии в целом в тогдашнем Советском Союзе, сильно изменилось. В 1943 году было создано Среднеазиатское духовное управление мусульман с центром в Ташкенте, возобновилось совершение хаджа в Мекку, хотя и в очень ограниченных масштабах, а также празднование исламских праздников. Следующую волну религиозного возрождения Узбекистан пережил в 1980–1990 гг. Тогда количество мечетей в стране утроилось — с 84 до 250, возникла впервые за долгие годы возможность свободной проповеди религии.

Говоря о культурно-общественной специфике Ислама в сегодняшнем независимом Узбекистане, следует отметить, что власти и правящая политическая сила (Народная демократическая партия Узбекистана) стремятся разработать концепцию, определяющую роль и место Ислама в жизни страны. Президент Ислам Каримов говорил: «В определении внутренней и внешней политики нашей страны важную роль будет играть и исламский фактор. Этот фактор заложен в образе жизни и психологии нашего народа, в его духовных и культурных ценностях, а также в его усилиях по взаимопониманию с другими исламскими народами». В современной узбекистанской политической философии введен даже специфический термин «светский исламизм». Как этногосударственная политика «светский исламизм» направлен на подъем через традиционные национально-конфессиональные духовные ценности экономики страны и создание правового государства демократического типа.

Расширяя разнообразные связи как с мусульманскими государствами, так и с другими странами, Узбекистан тем не менее избегает того, чтобы взять политическую систему какого-либо из них в качестве образца отношений Ислама и политической власти. Неприемлемо как жесткое разделение секулярной политической системы и религии по образцу Турции, так и исламская республика наподобие иранской, а также идея всемирного распространения исламской революции. Помимо различия в том, что иранцы — шииты, а узбеки в большинстве своем являются суннитами ханафитского мазхаба, нужно заметить, что в Узбекистане являются неприемлемыми любые формы политического исламизма, во-первых, потому что исламский радикализм проявляет себя непременно в крайних формах, в чем Узбекистан убедился и на собственном трагическом опыте, а во-вторых, потому что политический исламизм практически всегда базируется на извращенном толковании базовых идей исламской религии.

Для исламской уммы нынешнего Узбекистана всегда было характерно более чем толерантное отношение к представителям других народов и религий. Например, в Бухаре со времен раннего средневековья проживает одна из самых значительных групп евреев — персоязычные бухарские евреи. Узбекистан был второй постсоветской страной после России, установившей дипломатические отношения с Израилем. Кстати, самый богатый человек этой страны Лев Леваев — уроженец Ташкента, выходец из бухарско-еврейской среды.

Толерантный и очень интеллектуальный характер Ислама в Узбекистане обусловлен также и тем, что он неразрывно связан с суфизмом, и прежде всего с самым влиятельным суннитским суфийским тарикатом в мире — накшбандийя, восходящим к суфийскому учителю XIV века Багаутдину Накшбанду, жившему в Бухаре. Здесь ныне находится и его мазар, являющийся местом паломничества его последователей. Узбекистанский суфизм, оказавший огромное влияние на культуру этой страны, создавший помимо прочего уникальные методы духовного и физического целительства, в годы независимости обрел новый импульс, он в значительной мере определяет культурный облик страны в мировом сообществе.

Валерий Исмаил ЕМЕЛЬЯНОВ




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.