Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №99 — Экономика Золотой Орды
27.11.2009

Изучение любого государства не может обойтись без экономической составляющей, однако в отношении Золотой Орды данное правило совершенно игнорируется. Очевидно, что за нежеланием освещать этот вопрос со стороны отечественных историков скрывается не только историческая ненависть к этому периоду своего прошлого, но и боязнь раскрытия мифа – мифа о «варварстве» некогда самого могущественного на территории Евразии государства.

Мечеть хана Узбека в Старом Крыму
Мечеть хана Узбека в Старом Крыму

Конечно, на сегодняшний момент, в условиях сложившегося негативного контента вокруг ордынского периода, даже более или менее объективное исследование наталкивается на самые разные подводные камни как ввиду распространенных антиордынских настроений, так и по причине малого присутствия фактологического материала. Тем не менее некоторые факты заставляют исследователей (в случае их заведомой объективности) взглянуть на вещи с несколько иных вопреки сложившимся в российской традиции позиций. Часть таких фактов имеют непосредственное отношение к экономике.

Факт первый. По свидетельствам объективных (в силу своей незаинтересованности в фальсификациях) исследователей того времени, например, Плано Карпини, проехавшего всю Золотую Орду с запада на восток и обратно, в 1246–1247 гг. в степях не было ни одного города или поселка. Однако уже в 1253 году другой иностранный свидетель, Рубрук, находит в этих самых местах новопостроенные поселения, причем в самых важных с экономической точки зрения районах. И это параллельно с тем, что восстанавливаются захваченные крепости и поселки. Как минимум это свидетельствует о неплохом знании ордынцами геополитики того времени, как максимум – о намерении создать крупную процветающую державу, что, в общем-то, им и удалось. Тот же Рубрук сообщает нам поразительную для якобы «кочевнического» характера ордынцев вещь: оказывается, «строить дома у монголов считается занятием выгодным». Так были ли они кочевниками?

Отметим еще одну интересную деталь: основное изменение в строительстве городов, выразившееся в значительном укрупнении масштабов такой политики, произошло во время правления хана Берке, принявшего, как известно, ислам. Ханы же, правившие после него, закладыванием новых и расширением старых городов практически не занимались. По странному (или же как раз ничего странного?) стечению обстоятельств, эти четыре хана мусульманами не были. Зато во времена хана Узбека (не только принявшего ислам, но и сделавшего его фактически государственной религией) Золотая Орда оказалась на пике своего расцвета. Никакой мифологии – только факты.

Факт второй. Едва получив власть над огромными территориями, ордынцы практически сразу приступают к чеканке своей валюты. Один золотоордынский монетный двор в Крыму за год выпустил в обращение больше монет, чем Москва за сорок лет, начиная с 1380 года. Судя по размерам кладов, в XIV веке семьи в среднем обладали более чем 500 (!) серебряными монетами. Исходя из распределения доходов и богатства (что можно проследить из разной величины кладов), у части населения явно существовала определенная граница их благосостояния. Можно было бы отнести эту группу к феодальному или купеческому сословию, но известные по тем временам цены на продовольствие и свидетельства о том, что прожиточный минимум семьи составлял порядка 100 монет в месяц, сделать этого не позволяют. Что же это была за группа? Как ни странно (с точки зрения «варварского» уклада жизни ордынцев), но подобной группой были... служилые люди. То есть те, кто, говоря современным языком, устраивался на работу и получал обычную зарплату. Об этом, в частности, свидетельствует практика выплаты жалованья за несколько месяцев или полгода, существовавшая, согласно историческим данным, в золотоордынских городах. Периодичность поступления зарплат и не позволяла рабочему классу выходить за определенные рамки своего благосостояния, при том что наличность таких рабочих семей варьировалась в пределах 70–1500 монет, что и позволяет сделать вышеуказанный вывод о среднестатистическом доходе в размере более 500 монет. Так от какого государства «отставала» в своем развитии Золотая Орда?

Факт третий. Естественно, что экономическая система любого государства строилась и на налоговой системе. Но, несмотря на то что налоги являются неотъемлемой частью любой экономики, ордынцам ставят это в вину. Будто до них с народа никто никакой дани не собирал и будто эти налоги шли исключительно в карман ханов и их приближенных. Но на какие же тогда средства строились те самые города, о которых было сказано выше? На какие финансы строились дороги, которые после ордынцев так и не научились строить? А разве каменные фортификационные сооружения, получившие название «кремль» (вероятнее всего, от тюркского кырым, то есть «крепость»), не стали появляться в столицах русских княжеств почти сразу после их вхождения в состав Орды?

То, что налоговая система в Золотой Орде была выстроена на пять с плюсом, факт очевидный, и единственное, что этому факту противопоставляют, – ордынцы «грабили» своих подданных. Но можно ли назвать грабительскими 10% от дохода (так называемая «десятина»), которые взимались с населения, если сейчас в России такой налог составляет 13%, будучи при этом одним из самых низких в мире? Более того, согласно Л. Гумилеву, «в течение 20 лет после Батыя с северных русских княжеств никакой дани, податей, налогов монголы вообще не взимали». Церковные земли налогами, как известно, не облагались в течение всего золотоордынского периода – это к вопросу о толерантности ордынцев.

Конечно же, несправедливо было бы утверждать о «великой гуманности» ордынцев. Как и другие завоеватели, они несли с собой и разрушения, и несчастья. Вопрос заключается в другом – насколько катастрофичными были последствия, и здесь многие деятели от науки нашли и находят до сих пор крайне благодатную для мифотворчества почву. Но, как мы видим, реальные факты заставляют взглянуть на тот период совсем в другом ракурсе.

Факт четвертый. То, что торговля была одной из основных движущих сил средневековых государств, сомневаться не приходится. Но если бы ордынцы были «варварами» (как пытаются нам представить часть ученых), то торговые пути должны были захиреть, вследствие чего население оказалось бы на грани экономической катастрофы. Как это уже очевидно, никакой катастрофы не случилось и после нескольких лет запустения, вызванного военными действиями, новое государственное образование начинает усиленно разрастаться, укрепляться и расцветать. В том числе развивалась и торговля, и русские княжества не только не выпали из этого процесса, но и активно в нем участвовали. Так, например, послы египетского хана отмечали, что в 1263 году на Нижней Волге были «постоянно видны плавающие русские суда». А в различных русских городах археологами были найдены десятки, если не сотни, свидетельств торговых связей с самыми разными регионами как в самой Золотой Орде, так и за ее пределами. Начиная с золотоордынских монет и оружия до керамических изделий и тканей. И это не говоря уже о «восточных сладостях», доступность которых могла быть осуществлена только благодаря четко выстроенной торговой системе.

Помимо торговцев, в другие земли выезжали и ремесленники, что подтверждается наличием в некоторых ордынских городах целых русских кварталов, где существовали свои производственные центры. На месте проживания русских ремесленников находят и керамические, и ювелирные изделия, выполненные в русской манере и связанные с христианской символикой. По широко распространенному, но явно ошибочному мнению, в этих кварталах жили пленники, однако результаты археологических исследований, позволяющие выявлять разные характерные особенности, говорят совсем о другом. В частности, кладбища, где захоронены ремесленники из Руси, отличаются нормальной формой в духе обычной мирной жизни свободных людей, а не пленных рабов. Ну и, наконец, остатки церквей, расположенных в таких кварталах, – все это явно свидетельствует о наличии русских диаспор, мирно проживавших в ордынских городах, так же как и диаспоры других народов.

Факт пятый. В некоторых регионах происходили такие интересные процессы, что поневоле начинаешь сравнивать жителей той эпохи с современностью. Очень хорошо это видно из истории города Мохши. За какой-то небольшой период некогда захолустное поселение становится столицей целого улуса, где чеканится своя собственная монета. Более того, исходя из археологических данных, можно сделать вывод о начале урбанизации местного населения, населявшего близлежащую округу. И, надо полагать, жившим в округе людям было куда стремиться – проведенные раскопки свидетельствуют о прямо-таки сказочной для того времени социокультурной обстановке в городе. Жилые дома строились из камня и кирпича, причем во многих из них имелось (внимание!) подпольное отопление. В городе имелись личные и общественные бани; широко была развита такая инфраструктура, как канализация и водопровод! И это не где-то «на острове Буяне в царстве славного Салтана». Такое поистине сказочное (как нам кажется, исходя из преподносимой нам мифологической истории) великолепие было создано так называемыми «варварами» в глухой, никому неизвестной мордовской деревушке посреди дремучих лесов. Как же тогда выглядели другие золотоордынские города, во множестве строившиеся на территории крупнейшей на тот период евразийской державы?

Выводы

Тема, вынесенная в название статьи, несомненно, мало изучена и требует отдельных исследований. Но при этом следует четко осознавать, что по крайней мере в нашей стране на пути таких исследований встают как минимум две проблемы: 1) явная необъективность большей части трудов на эту тему и 2) вытекающая из первой проблема почти полного отсутствия необходимых источников. Будем надеяться, что когда-нибудь при изучении крупнейшего для своего периода евразийского государства фактология все же вытеснит мифологию, так умело вкрапленную в золотоордынскую историю.

Марат ХАЙРЕТДИНОВ,
редактор рубрики «Аналитика» www.islamrf.ru



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.