Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №99 — Краеугольный камень
27.11.2009

Если цивилизация строится по принципу, основанному на бытии, идущему от чего-то, будь то космос или что-либо другое, то эта цивилизация неисламская. Исламская же цивилизация основана на признании реально существующего вечно живого Всевышнего Аллаха. У разных народов Аллаха могут называть по-разному, но лишь при одном условии – без обожествления того, что не является Аллахом. «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий» («Аль-Бакара», аят 256).

«Быть субъектом» означает стоять в центре вещей и обладать свободной волей. Активный познающий субъект – это тот, кто в Священном Коране называется Халифа – наместник, или, точнее, преемник. По причине ослушания и ухода с Прямого пути человечество практически утратило свое наместничество, к которому остались причастны лишь Пророки и Посланники Всевышнего. Они стали Его наместниками, поскольку Аллах даровал им исключительные качества. Однако наместники являлись своего рода «проводниками» (на прямой путь), будучи при этом «ведомыми Всевышним». В конечном счете эсхатологический «ведомый» – это последнее проявление реального человеческого субъекта, где высшее смирение, следование Всевышнему становится единым целым с высшей волевой активностью – движением по прямому (а не циклическому, как в философских системах Юго-Восточной Азии) пути. И тогда те, кто следовал за «проводниками», соответственно сами получали возможность стать в той или иной мере наместниками.

После появления ислама стало возможным осуществление одновременно двух очень важных изменений. Ислам не стал говорить, что надо устранить дискриминацию, несправедливость и собственность и тогда все само собой образуется. Он также не стал утверждать, что следует совершенствоваться изнутри, не обращая внимания на то, что снаружи, то есть что посредством нравственного самоусовершенствования исправится и все общество. Человеческому обществу, согласно логике ислама, обязательно необходимо выступать против дискриминации, обездоленности, несправедливости, угнетения, удушения свобод, против тирании и возвеличения идолов, в роли которых могут выступать и такие абстрактные понятия, как разум или, к примеру, наука.

Ислам одновременно призвал к внутреннему, психологическому единству под сенью веры во Всевышнего и поклонения только Ему одному и в то же время возвысил свой голос во имя общественного единства в борьбе против общественных недостатков и пороков. Реализм и широта взгляда ислама на проблему хорошо проявляется в аяте, который Пророк ислама, мир ему и благословение Всевышнего, приводил в своих известных посланиях главам других стран: «Приходите к слову, равному для вас и для нас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Единого Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи» (сура «Семейство Имрана», аят 64). Исламское общество является естественным обществом. В нем нет дискриминации и нет уравниловки. Коран признает существование естественных различий и различных степеней способности с точки зрения мироздания. Человеческое общество – это место соревнования во имя прогресса и развития. «Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились» (сура «Аль-Маида», аят 48). Коран много говорит (например, в суре «Аз-Зумар», аят 29) о неприкаянности, раздвоенности, разброде и шатаниях, бесцельности движения человека при многобожии и внутреннем единстве, обретении единых ориентиров и становлении на путь эволюционного прогресса в монотеистическом обществе.

В начале 1989 года лидер Исламской Республики Иран имам Хомейни направил послание председателю Президиума Верховного Совета СССР М. С. Горбачеву, в котором призывал его пересмотреть основные аспекты политической линии Советского Союза с точки зрения их соответствия религиозному монотеистическому мировоззрению. «Основная проблема Вашей страны, – писал он, – лежит не в вопросах собственности, экономики и свободы. Ваши трудности заключаются в отсутствии истинной веры в Бога, и это ведет и будет вести Запад в трясину пошлости, в тупик. Ваша основная трудность заключается в тщетной длительной борьбе против Бога, основного источника бытия и всего сущего... Материализмом нельзя спасти человека от кризиса веры и духовности, который является главной болезнью человеческого общества на Западе и Востоке... Я настоятельно призываю Вас к тому, чтобы, разрушая здание марксистских иллюзий, Вы не оказались в плену Запада и Великого дьявола... Разве можно назвать опиумом для народа религию, устремленную к установлению справедливости в мире и желающую освободить человека от оков материальных и душевных забот? Да, безусловно, та религия, которая станет средством предоставления материальных и духовных богатств исламских и неисламских стран сверхдержавам и будет кричать об отделении религии от политики, и есть опиум для народа. Но это уже не настоящая вера, а то, что народ называет “проамериканской” религией».

Сегодня западная модель общества преподносится как нечто универсальное, безальтернативное, хотя многое свидетельствует о наличии глубочайших болезненных язв внутри этого организма. Одним из наиболее сильных доказательств этому является мусульманская община Европы; не будет преувеличением сказать – самая динамично развивающаяся часть общества, самим фактом своего существования опровергающая расхожее представление об архаичности и бесперспективности ислама и универсальности западных ценностей. К примеру, только в одной Германии ежегодно около 30 тысяч немцев, без грамма «этнического мусульманства», принимают ислам. Хотелось бы отметить, что обращение в ислам в Европе идет, как правило, на уровне элиты. Есть широко известные случаи, когда серьезные ученые-христиане, все познав, имея самый широкий доступ к Господним откровениям разных времен и народов, тем не менее принимали ислам, например Рене Генон и Стив Джонсон. «У меня в гостях, – приводит один из таких примеров переводчица Корана на русский язык Валерия Порохова, – был известный канадский ученый-эмбриолог Кейт Мур, лауреат Нобелевской премии в области медицины, так вот, он говорит, что если бы прочитал Коран раньше на двадцать лет, то на двадцать лет раньше получил бы Нобелевскую премию...»

«Западная мысль, – пишет Р. Гароди, бывший член политбюро Компартии Франции, – привела к социальным потрясениям, человеческим несчастьям, и только ислам с его огромным потенциалом является заменой [западному мировоззрению], на которую с надеждой взирает весь мир... Ислам – это краеугольный камень всех цивилизаций на земле, это цель, от которого зависит будущее всего человечества... Новый мировой западный порядок, который нам навязывается, – это религия, о которой вслух не говорят. ...Логика рынка, вбирающая в себя нынешнее противостояние и будущую конкуренцию, – это логика войны, приведшая к резкому нарушению равновесия между Севером и Югом, накапливающие огромные богатства на одном полюсе и ужасающую нищету на другом. Америка превратила мир в “джунгли”, где дерутся за власть и деньги, где анархия насилия, бросая вызов Богу, противопоставляет себя Его законам. Конечный результат развала западной цивилизации будет очень тяжелым...»

Четырнадцать веков понадобилось Европе, чтобы осознать, наконец, несостоятельность обвинений в ложности пророческой миссии Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. Так, известный западный исламовед У. Монтгомери писал: «Возможное обвинение в шарлатанстве было бы не выходом, а безысходностью. Западу не известна другая личность, достигшая такого достоинства».

Мусульманская община – умма – это «те, кто последовал за Посланником», те, кто стал данником (субъектом) Всевышнего. В плане «наместничества» умма является виртуальным субъектом, носительницей метафизической перспективы, которой пока только предстоит реализоваться. Отсутствие политического и социального единства в умме отделяет ее сегодня от реализации активной субъективности.

Западная «демократия», которая так привлекательна для многих, – это лишь небольшая часть исламской демократии. Та часть, которая удобна и необходима для политических партий и движений, для власти в любом государстве, для опутывания народа некой общественно-политической и законодательной паутиной, позволяющей управлять обществом. Многие аспекты жизни американского, европейского и азиатского обществ сходны с исламскими принципами, однако путь, которым прошли народы, был путем «учебы на собственных ошибках». Тогда как эта дорога была явлена тысяча четыреста с лишним лет назад. Но все это время находились (и находятся до сих пор) те, кто обливает Божественные предписания грязью, проявляя тем самым свою безмерно высокомерную богоборческую сущность.

Сегодня, когда человек как бы «просыпается» после долгой «спячки», пытается найти свое место в жизни, в первую очередь он обращается к духовной, непознанной стороне своего существования. Наблюдается трансформация отношения людей к религии. Постепенно человек познает свои истоки, осознает себя причастным к великому таинству бытия и начинает ощущать свою Веру. Возрождающийся ислам все более укрепляет свои позиции во всем мире – через возвращение старых и возведение новых храмов, через увеличение числа молодежи, обучающихся религии, через интерес людей к исторической правде об этой религии, через повседневный быт, праздники и обряды и, самое главное, через духовное становление Личности. Очевидно, что нравственные ценности религиозно-философского учения ислама в обществе, переживающем духовный кризис, способны благотворно влиять на сознание людей и заполняют вакуум, образующийся после крушения идолов лжебогов.

Аналитический центр «Амаль»



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.