Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №99 — Пути паломников в Хиджаз
27.11.2009

Мы продолжаем знакомить читателей с фрагментами отчета штаб-капитана Габдель-азиз (Абд-ал-Азиз) Давлетшина о его поездке в Хиджаз и напоминаем, что с полную версию отчета вы найдете во втором выпуске ежегодного сборника путевых заметок о хадже «Хадж российских мусульман» (сост. и отв. ред. И. А. Нуриманов), выпускаемого ИД «Медина». Книга представлена на нашем портале.

(Продолжение. Начало в № 98.)

Мехмели (махмаль) сирийский и египетский

Ввиду опасностей путей уже с древних времен практикуется посылка ежегодно в Мекку и Медину ко времени хаджа особых больших, охраняемых сильным эскортом, паломнических караванов, во главе которых идет мехмель (махмаль). Мехмелем (махмалем), собственно, назывался раньше верблюд, на котором семья пророка совершала паломничество из Медины в Мекку, впоследствии название это стали давать особым богато украшенным шатрам, возимым с особой торжественностью на специально для них предназначенных верблюдах.

Один из мехмелев (махмалей) – сирийский – отправляется из Дамаска, куда ко времени его выступления собирается большое число паломников как из самой Сирии, так и из соседних Анатолии и Персии. Каравану придается для охраны особый отряд, который в 1898 году состоял из 550 ч. конницы, в том числе 150 человек на хейджинах, 200 конных забтие (жандармерия), при двух горных орудиях, под начальством особого паши, на которого возлагается отвезти в Мекку и Медину, кроме разных принадлежностей для двух больших мечетей в этих городах, также и суммы на весь годовой расход вилайета. Путь до Медины сирийский мехмель (махмаль) проходит обыкновенно в 27–30 дней, от Медины до Мекки – в 12 дней и сейчас же по окончании обрядов возвращается обратно в Дамаск тем же путем.

Другой мехмель (махмаль) – египетский – идет из Каира. До занятия этого края англичанами названный мехмель (махмаль) направлялся сухим путем через Суец (Суэц), Акаба, Ваджг (аль-Ваджх), Ямбог (Янбо), Робуг (Рабиг) до Мекки и возвращался тем же путем, заходя в Медину. Ныне же египетский мехмель (махмаль) перевозится из Суеца (Суэц) до Джедды (Джидды) на пароходе и возвращается через Медину на Ваджг (аль-Ваджх), где его ожидает особый пароход. С египетским мехмелем (махмалем) отвозится заготовляемый ежегодно в Каир «кисва», или черный шелковый покров для Каабы. В 1898 году означенный мехмель (махмаль) прибыл к Джедде (Джидде) совсем без охраны, так как, говорили, англичане не согласились дать войско, и потому он конвоировался по Хиджазу турецким отрядом.

В X веке хиджри (по хиджре) посылался еще один мехмель (махмаль) из города Хейс в Емен (Йемен), но затем был оставлен.

До развития пароходства и прорытия Суецкого (Суэцкого) канала мехмели (махмали) имели для паломничества громадное значение. Дамаск и Каир служили тогда главными сборными пунктами для всех отправлявшихся в Хиджаз с севера и с запада, но в настоящее время если и сохранил некоторое значение, то только сирийский мехмель (махмаль).

Пути паломников в Хиджаз

Пути в Хиджаз – исключительно вьючные тропы; движению на колесах, если бы и имелись экипажи, препятствуют в некоторых местах сыпучий песок и иногда обвалы камней; единственным возможным для колесного движения путем является таковой между Меккой и Джеддой (Джиддой) и далее до Арафата, – по этим направлениям шериф и вали, одни только имеющие экипажи в Хиджазе, ездят в фаэтонах.

Грунт всех дорог исключительно крупный песок, обыкновенно довольно плотный, редко где глубоко-сыпучий; везде поблизости гор дороги усеяны более или менее крупными камнями, узкие же ущелья и седловины загромождены обломками скал, сильно затрудняющими движение.

Водой на пути чаще всего пользуются из колодцев; колодцы весьма различной глубины, от 5 до 15 саж., цилиндрической формы, значительного диаметра (21/2–3 арш.), и все основательно обделаны камнем и часто с желобами из того же материала для водопоя. Вода извлекается большими кожаными ведрами на веревках, причем ширина колодцев позволяет работать сразу нескольким людям; редко можно встретить приспособления вроде деревянных блоков.

По обычаю у бедуинов водой из колодцев беспрепятственно и безвозмездно могут пользоваться все проезжающие, вода же из цистерн приобретается только покупкой.

Мне лично пришлось проехать от Ресуль-Эсведа (ар-Рас аль-Асвад) (верстах в 20 южнее по берегу моря от Джедды) до Мекки и далее до Арафата, затем от Мекки по дороге Гаир до Медины и оттуда на Ямбог (Янбо); при описании же других путей я пользовался маршрутами, составленными Мохаммед-Садик-пашой, водившим несколько раз египетский мехмель (махмаль) и проехавшим по всем главным дорогам Хиджаза.

Дорога от Джедды (Джидды) до Мекки и далее до Арафата

Наиболее оживленным и удобным путем в Хиджазе является дорога между Джеддой (Джиддой) и Меккой, длиной около 70 верст, охраняемая по всему протяжению постами в 10–12 чел., расположенными приблизительно через каждые пять верст; в пунктах, где есть вода, устроены камышовые навесы – нечто вроде постоялых дворов-кахве, то есть кофейня, где можно получать кофе и чай; вода по всему пути добывается из колодцев и в первой половине дороги до Хадда везде неприятная на вкус. Вдоль дороги идет телеграфная линия, установленная до Мекки на хороших чугунных шестах, а далее через Арафат до города Таифа на деревянных столбах.

От Джедды (Джидды) до Бахря (Бахра) дорога, имея восточное направление и незаметно подымаясь, пролегает по ровному дну широкого вади, окруженного невысокими горами, покрытыми кое-где кустами жесткой травы и колючими деревцами «шука», грунт везде твердый. Верстах в 6 от начального пункта первое кахве Ресуль-Каим (Рас аль-Каим), следующее Регамэ, верстах в четырех, затем через такое же расстояние – Джерадэ, потом на равных расстояниях, около 21/2 верст, Форкад и Авд; верстах в 6 от Авд дорога входит в широкое Вади-эль-Фатима (Вади Фатыма) и сворачивает на северо-восток, держась средины названного ущелья. В 15 верст от Авд арабское селение Бахря (Бахра), приблизительно на средние пути до Мекки, здесь расположен штаб табора, охраняющего дорогу. Сохраняя северо-восточное направление и следуя по Вади-эль-Фатима (Вади Фатыма), дорога через семь верст от Бахря (Бахра) приходит в Хадда – первое селение с садами. Вода в Хадда хотя довольно пресная, но кишит какими-то насекомыми. Версты две от последнего пункта дорога идет по пескам и затем сворачивает из вади на восток и, держась в общем этого направления до самой Мекки, лавирует между горами, избегая подъемов и спусков; начиная от Хадда горы постепенно делаются все выше, ущелья теснее и вода более вкусная. Верстах в четырех от Хадда – Салим, еще через 9 верст – Шемиси; между этими двумя последними пунктами находится знак в виде сложенных из камней столбов, показывающих границы Херема (Харама); затем в четырех верстах – Мокталя (Мукталя), через три версты – Бостан (Бустан), от которого Мекка отстоит приблизительно на пять верст; на последнем промежутке дно ущелий, по которым пролегают дороги, имеет значительные перегибы, не сглаженные водой благодаря тому, что грунт – сплошная скала; в подобных местах высечены в давние времена по всей ширине ущелья широкие ступени, затрудняющие езду на колесах и не облегчающие движения и на вьючных животных; такие ступени встречаются по многим дорогам в окрестностях Мекки и Медины.

Расстояние между Джеддой (Джиддой) и Меккой караванами проходится обыкновенно в два дня с остановкой для ночлега в Бахря (Бахра) или Хадда; едущие же на ослах успевают проехать и в один день.

Далее Мекки дорога, сохраняя прежнее направление, но имея более значительный подъем, идет по дну глубокого и узкого ущелья Вади-эль-Мина; окружающие горы, достигающие значительной вышины, лишенные всякой растительности, состоят из сплошных каменистых массивов. В верстах семи от Мекки ущелье сильно суживается (до 20–30 саж.), затем бутылкообразно начинает постепенно вновь расширяться; в этом стиснутом высокими горами месте расположено селение Мина, состоящее приблизительно из 200 небольших домов, обитаемых только в течение трех дней в году, во время хаджа.

От Мина ущелье делается шире, горы понижаются, и такой характер местности продолжается верст пять до Моздалефэ (Муздалифа), отмеченного только одинокой мечетью, имеющей значение лишь во время хаджа. Верстах в двух от последнего пункта ущелье вновь суживается до 40–50 саж., дорога пролегает версты три между двумя параллельными стенами гор и выходит в обширную песчаную котловину, у северо-восточной окраины которой возвышается гора Арафат. Грунт на всем протяжении песчаный и, начиная от Мина, делается сыпучим; водой пользуются из меккского водопровода, который пролегает по этому ущелью.

Собственно, паломническая дорога у Арафата и кончается, но тропа, доступная только движению на ослах, продолжается далее до города Таифа, переваливая гору Джебель-эль-Кора (Джабаль аль-Кара) в пункте Года (5820 фут.); эта тропа служит кратчайшим и очень оживленным в летнее время путем между Меккой и вышеназванным городом.

(Продолжение следует.)



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.