Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №85
27.10.2008

ТЕМА НОМЕРА

Опыт старшего поколения для новых вершин

Этот год богат на юбилеи. Прежде всего это 220-летие Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС). В этом году отмечалось 175-летие со дня рождения Зайнуллы Расули (1833–1917) — великого шейха ордена накшбандийа, основателя и мударриса троицкого медресе «Расулийя». 1923 год был судьбоносным для преемника ОМДС — Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ). 10–25 июня 1923 года в Уфе проходил II Всероссийский съезд улемов и мутаваллиев при ЦДУМ. На нем муфтием и председателем ЦДУМ был избран великий богослов Риза Фахретдин. Казыями стали такие улемы, как Кашшаф Тарджемани, Зыя Камали, Габдулла Сулеймани, Магди Магкули и Мухлиса Буби. На съезде впервые был избран Совет улемов (Голямалар шурасы). В апреле этого года в Махачкале прошли торжества, посвященные памяти шейха ордена накшбандийа Сайфуллы-кади Башларова. В 1943 году, в дни Великой Отечественной войны, было создано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ). В том же 1943-м было учреждено ДУМ Северного Кавказа. 17 октября в Грозном прошло торжественное открытие Соборной мечети. Юбилейные мероприятия охватили целый ряд мусульманских центров СНГ. Своеобразным завершающим аккордом станут мероприятия в историческом центре евразийской экономики — Нижнем Новгороде 3–4 ноября. Они посвящены как большим юбилеям года, так и 15-летию Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО), которое должно сопровождаться и сменой караула: в отставку уходит основатель и бессменный до этого момента руководитель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов.

Умма идет на выборы

В последние годы сложилось представление о том, что муфтии, как патриархи, сохраняют свой пост до смертного часа. Но это не совсем верно ни юридически, ни фактически. В 1917 году на Всероссийских мусульманских съездах было принято решение о том, что муфтии и казыи избираются на срок три года. Аналогичное решение в январе 1918 года приняло Миллет меджлисе (Национальное собрание) — парламент национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири. В 1920-е гг. регулярно (1920, 1923, 1926) проходили Всероссийские съезды улемов и мутаваллиев. 30 ноября 1923 года НКВД РСФСР утвердил Устав ЦДУМ, по которому оно распространяло полномочия на европейскую часть РСФСР и Сибирь, Украину (кроме Крыма) и Казахскую Республику (тогда РСФСР). По Уставу ЦДУМ имело право на открытие приходов; образование мухтасибатов; составление метрических книг и выдачу справок на их основании; открытие религиозных школ и краткосрочных школ для подготовки духовенства с разрешения органов власти. По нему также утверждался трехлетний перерыв между съездами. Только начало коллективизации и «безбожной пятилетки» привело к акту правового нигилизма, когда советские органы перестали выполнять собственные законы. Несмотря на неоднократные обращения, муфтию ЦДУМ Ризе Фахретдину так и не дали провести съезд. С 1940-х гг. допускались только совещания духовенства, но никак не съезды. Поэтому, когда в 1948 году ЦДУМ превратилось в ДУМЕС, из нового Устава исчезли ключевые пункты о съездах, мухтасибатах и праве на религиозное образование.

Регулярная практика съездов была восстановлена в годы перестройки. Тогда же ушли в отставку председатели Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана и Духовного управления мусульман Северного Кавказа. Сегодня в уставах ДУМов четко значится норма о необходимости проведения съездов раз в три года или в пять лет, причем при участии не только духовенства, но и прихожан. Но и в более ранние времена смена муфтиев была вполне реальным делом. Весьма жесткий конфликт возник уже при первом муфтии Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммеджане Хусаине (1788–1824 гг.) Дело касалось как конфликта между муфтием и казыями, так и попытки Хабибуллы б. Хусаина (аль-Оруви) либо сместить муфтия, либо добиться создания отдельного Духовного собрания для поволжской (мишарской) зоны. Первая отставка муфтия произошла в марте 1917 года, когда национальные лидеры Уфы сместили Мухаммад-Сафу Баязитова, обвиненного в связях с охранкой и ставленником Распутина премьером Штюрмером. Малоизвестно, что муфтий Духовного управления мусульман европейской части России и Сибири (преемника ЦДУМ в 1948–1993 гг.) Габдельбари Исаев добровольно покинул пост муфтия в 1980 году. Этот муфтий-фронтовик предпочел провести последние годы своей жизни в мире и спокойствии.

Сегодня часто говорится о смене караула. Действительно, годы перестройки и последовавшие за ними «свинцовые девяностые» были не самым спокойным временем. Здесь, как на войне, можно считать год за три. В этот период председатели духовных управлений мусульман взяли на себя прежде всего хозяйственные функции. Им, как во второй половине XVIII века, пришлось фактически выстраивать инфраструктуру в лице мечетей, метебов, медресе, мухтасибатов, самих духовных управлений. Ведь спустя 60 лет не осталось почти никого, кто помнил хотя бы относительно благополучные 1920-е годы.

Про этот титанический труд еще только начали писать. И действительно, сегодня российских мусульман ждут тысячи мечетей. Несмотря на все попытки расшатать государство Российское, в Центральном регионе, Поволжье, Приуралье и Сибири царит мир. Не принесли успеха и попытки оторвать Северный Кавказ от России. И если муфтии и имамы вне Кавказа платили свою цену нервами и здоровьем, то на Северном Кавказе нередки убийства имамов. От рук террористов пали муфтий Дагестана Абубакрови, первый президент Чеченской Республики муфтий Ахмад-хаджи Кадыров.

Время улемов

Титул алима (улема) — мусульманского ученого всегда высоко почитался в мире Ислама. Любое государство гордилось своими улемами. Имена Абу-Ханифы, Малика б. Анаса, ан-Насафи, имама Шафии связаны преимущественно с арабским миром. Аль-Фараби (второй учитель) является символом исламской традиции у казахов. Центральная Азия гордится именами имама Бухари, Убайдуллы Садрушшариата, аль-Газали, аль-Маргинани, имама Матуриди, известными по всему мусульманскому миру. Среди татар славны имена ат-Тафтазани, Курсави, Марджани; на Кавказе: Ахмада аль-Йамани, Кунта-хаджи. Все они давно и прочно почитаются российскими мусульманами. Выдающимися улемами был традиционно славен Северный Кавказ, начиная с эпохи проникновения Ислама в VII веке. После принятия Ислама на государственном уровне в 922 году волжские булгары все больше стремились отправить молодежь в самые лучшие медресе мусульманского мира, чтобы воспитать своих алимов и казыев. Дважды в истории российских мусульман, особенно татар, пресекались традиции мусульманской учености: после уничтожения Казанского ханства в 1552 году и после «безбожной пятилетки» на рубеже 1920–1930-х гг.

Напомним, что в 1923 году на II Всероссийском съезде улемов и мутаваллиев при ЦДУМ был избран Совет улемов (Голямалар шурасы). Он был создан «для правильного решения вопросов фикха и шариата, то есть разъяснения, указания путей и руководства умма исламия (исламской нацией) в поддержании в чистоте религии Ислама».

В резолюции Всероссийского мусульманского форума «Мусульмане России на пороге третьего тысячелетия» (Нижний Новгород, 5 ноября 2005 года) указывается на необходимость формирования Совета улемов, продолжая традиции, заложенные Центральным духовным управлением мусульман в 1920-е годы. Уже более семи десятилетий вначале в советские, затем в постсоветские времена российская умма не имеет возможности оценить возникающие в жизни новшества с позиции фикха и шариата, то есть мусульманского права. Для предупреждения кризисных ситуаций необходимо наличие органа, который разъяснял бы всем российским мусульманам пути поддержания в чистоте религии Ислама. Ведь именно посредством фетв мусульманское право обеспечивает контакты с окружающим миром и оценивает условия современности с точки зрения шариата. В фетвах Совета улемов необходимо дать опровержения всем радикальным мнениям, способствующим дестабилизации ситуации как внутри уммы, так и в Российской Федерации в целом. Стоит отметить, что Советы улемов созданы при Центральном духовном управлении мусульман в Уфе и Духовном управлении мусульман Дагестана в Махачкале, Духовном управлении мусульман Татарстана в Казани и Духовном управлении мусульман Чечни в Грозном. Они проделали определенную положительную работу по анализу религиозной литературы, выделили источники, имеющие, по их мнению, радикальную направленность, составили списки рекомендуемой литературы. Но их деятельность необходимо координировать: ведь радикалы едины.

В резолюции-обращении III Всероссийского мусульманского форума «Ислам в России — гарант российского гражданского общества», прошедшего в Москве в ноябре 2007 года, указывается, что «идея формирования Совета улемов, направленная на углубление консенсуса общественности и государства, нашла одобрение среди большинства лидеров общероссийских мусульманских организаций, руководителей муфтиятов, мусульманских общин регионов России». Этот процесс идет, может быть, не столь стремительно, но стабильно…

Сегодня Умар-хазрат Идрисов возглавляет Фонд имени имама Абу-Ханифы. В отсутствие в России законодательства о вакфах именно фонды начинают аккумулировать потенциал для развития новых проектов. Ведь Фонд имени имама Абу-Ханифы был учрежден в соответствии с постановлением II Всероссийского мусульманского форума «для поддержки просветительских проектов и деятельности молодых представителей мусульманской уммы РФ по развитию гражданского общества». Среди его планов — создание Центра мусульманской культуры в Нижнем Новгороде, который должен стать моделью для будущих городских исламских центров в России. Умму нашей Родины ждут новые проекты, новые пути. И здесь особенно необходимо сотрудничество опытных лидеров и нового поколения мусульман.


Участники первых Всероссийских съездов мусульман. Начало XX в.


I Всероссийский мусульманский форум. Нижний Новгород, 2005 г.

Дамир МУХЕТДИНОВ,
кандидат политических наук




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.