Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №98 — Запоздалое признание
26.10.2009

Памяти выдающегося татарского философа-богослова Мусы Биги (1873–1949)

29 октября 1949 года каирские газеты сообщили о кончине татарского богослова Мусы Джаруллы (Бигеева), который был похоронен в Афифи на фамильном королевском кладбище Хедивие. О нем писали: «Покойный был свободно мыслящим ученым, обладавшим живым умом. Он быстро мыслил и быстро писал. Он уважал мнение других ученых, но вместе с тем был сильным критиком...»

Муса-эфенди умер в эмиграции, на родине его имя стало возвращаться на страницы татарских изданий только с началом перестройки и гласности. Между тем Бигеев был автором 120 богословских трудов, перевода Корана на татарский язык, был публицистом и одним из лидеров общественного движения среди мусульман. В начале 1910-х гг. он стал подписывать свои статьи на тюрки — Муса Джарулла. Тогда его имя было знакомо ученым всего мусульманского мира, и в России о нем знали все.

Муса Яруллович Бигеев родился 25 декабря 1873 года в с. Кикино Пензенской губернии. Сам он дате и месту своего рождения особого внимания не уделял и в разных документах указывал их произвольно. Сейчас эта особенность привела к разночтениям, фамилия тоже пишется с искажением — Бигиев. Он имел светское и богословское образование, окончив реальное училище в Ростове-на-Дону, учился в медресе Бахчисарая, Казани, Бухары и в старейшем мусульманском университете «Аль-Азхар» в Каире. Участвовал в работе Всероссийских мусульманских съездов 1905–1906 гг. и 1914 г. Преподавал в оренбургском медресе «Хусаиния» мусульманское право, арабский язык и литературу. Избирался членом центрального бюро партии Всероссийский мусульманский союз в 1906 году и Исполнительного комитета мусульман в 1917 году, в дни Февральской революции был избран первым имамом Петроградской соборной мечети (1917–1923), выдвигался кандидатом на пост муфтия и в Учредительное собрание, издавал литературную общественно-политическую национальную газету «Аль-минбар».

Придя к власти, большевики отделили церковь от государства. Период идеологии государственного атеизма длился семьдесят лет, изменив многое в самосознании российских мусульман, хотя в первые годы советской власти отношение к мусульманам было лояльным. В 1920 году в Уфе состоялся Всероссийский съезд мусульманского духовенства, на котором Муса Биги ознакомил делегатов со своими предложениями по переустройству мусульманского общества. Годом ранее вышла в свет «Азбука коммунизма» Н. Бухарина и Е. Преображенского для малограмотного населения огромной страны. Именно эту работу вождей революции Муса-эфенди подверг критике в своем выступлении на съезде. Своеобразным ответом на нее стало «Воззвание к мусульманским нациям о религиозных, моральных, социальных и политических проблемах и действиях», или его «Азбука ислама», опубликованная в 1923 году в Берлине. Муса-эфенди рассуждал о судьбах Запада и Востока после I мировой войны, критиковал учение К. Маркса. Сразу же после этой публикации Бигеева арестовали. Его признали виновным в антисоветской агитации и пропаганде, подрыве престижа советского государства, преступной связи с мусульманскими контрреволюционными группировками и враждебно настроенными против советской власти турецкими общественными деятелями, в изготовлении и распространении литературы, призывающей к совершению преступлений. Обвинений он не признал, утверждая, что деятельность его была направлена на примирение сторонников различных направлений религии, на распространение и правильное толкование Корана. По постановлению комиссии ГПУ он был подвергнут высылке из Петрограда на два года. Такому мягкому решению властей он был обязан татарам Финляндии, которые обратились к правительству Турции с просьбой о помощи.

В те годы издавалось множество антирелигиозных газет и журналов, был создан Союз воинствующих безбожников для атеистической пропаганды среди населения, главным образом детей и молодежи. Для этнических мусульман на татарском языке выходили «Фэн эм Дин» (Наука и религия) и «Сугышчан алласыз» (Воинственный безбожник), «Аллаhсыз» в Баку, «Худосизлар» в Ташкенте и Самарканде, в Уфе «Алласыз». Молодежь пела «Интернационал», праздновала «октябрины» для новорожденных детей и комсомольские курбан- и рамазан-байрамы, на которых высмеивала духовенство. Вернувшись в Ленинград, Муса-эфенди только на джума-намаз становился имамом. Настоятелями мечети тогда были Якуб Халиков и Камалетдин Басиров. Он пытался найти работу, хотел преподавать на Восточном факультете университета. Однако его знания новой власти были не нужны. В 1926 году в составе делегации из СССР он участвовал в работе мусульманского конгресса в Мекке, принимал участие в очередном съезде духовенства в Уфе, на котором был избран в совет улемов. В 1927 году совершил хадж, а в ноябре 1930-го принял решение о нелегальной эмиграции. По сообщениям ленинградских газет тогда отдельные категории граждан лишались продовольственных карточек, в их числе были духовные лица и члены их семей. Покидая Советский Союз, Муса-эфенди увез на чужбину память о жене и детях. Своим отъездом он спас их жизни, хотя жену и детей объявили членами семьи изменника Родины и выслали из Ленинграда.

Под впечатлением пережитого и передуманного в СССР Биги написал книгу «Женщина в свете священных аятов Благородного Корана» о проблемах семьи, хиджаба, правах женщины, о социальном и общественном статусе женщины, многоженстве, браке и разводе. Средства на публикацию книги в Берлине, в типографии А. Мухаммедова, дала семья Джамалетдин из Финляндии. В 1933 году, когда к власти пришел Гитлер, была опубликована эта работа, рекомендованная им профессорам и мыслителям и посвященная жене Асьме-ханум. Он верил, что печатное слово сохранится.

«Асьма, твоя красота — отражение твоего целомудрия. Целомудрие украшает женщину, делает красавицей.

Царица моя, величественная моя Асьма, эту книгу под названием “Женщина”, написанную с намерением выразить свое уважение всем мусульманкам, и с желанием передать, хотя бы вкратце, суть Корана о семейных устоях, я посвящаю тебе. Моей скромной, чистейшей, заботливой подруге, переносившей с большим снисхождением и милосердием причиненные мной горести и беспокойства на протяжении 30 лет. Окружавшей всех моих детей, всю семью счастьем, всегда радовавшей мое сердце обликом и словом своим. Моей царице, величественной моей Асьме. Прими и прости все мои недостатки. В последние годы нашей совместной жизни я оставил заботливую, уважаемую мать моих драгоценных дорогих дочерей и сыновей, обрекая на унижения и муки. В том не было моей вины, на то воля Всевышнего. Не простишь — имеешь право, но позволь мне, грешному, припасть к твоим ногам и поцеловать их.

Твой раб: ибн Фатима»

Об этом посвящении она не узнала.

Муса-эфенди жил и работал в Египте и Турции, Афганистане и Финляндии, Иране и Ираке, Индии и Японии. После войны хотел вернуться, но, увы... Около 500 томов своих книг он завещал национальной библиотеке Анкары. Финские татары провели меджлисы в сороковой день и в годовщину его смерти. В Хельсинки и Стамбуле вышли в свет книги о нем. На родине же о его смерти не было известно ничего. Для ленинградских татар Муса-эфенди оставался человеком-легендой. Старики на семейных меджлисах вспоминали о Мусе-мулле, пересказывали его проповеди и произведения, стремясь донести их суть до молодых. Муса-эфенди оказался единственным из мусульман-прогрессистов, имя которого было неразрывно связано с Петербургом-Петроградом-Ленинградом, но с каждым годом становилось все меньше и меньше тех, кто его помнил и мог читать его книги.

В 1991 году на общегородском референдуме Ленинграду было возвращено историческое название Санкт-Петербург. Татарская интеллигенция возобновила издание газеты «Нур». Памяти Биги было посвящено одно из собраний общественности в Этнографическом музее.

В ноябре 1999 года в Анкаре состоялся симпозиум, посвященный памяти Мусы-эфенди в связи с 50-летием его кончины, а в декабре турецкие и татарские ученые провели конференцию в Казани, на которую была приглашена дочь богослова Фатима Мусовна Тагирджанова (1918–2006). Темой, объединившей всех выступавших, было творческое наследие Мусы-эфенди в современном мире. Прочитав памяти богослова суру из Корана, двухдневную работу конференции завершил тогда турецкий ученый Мехмет Гермез, автор книги о Мусе-эфенди.

Знаковым для потомков Бигеева стал 2006 года, когда в транслировавшейся по ТВ проповеди по случаю Курбан-байрама председатель Совета муфтиев Р. Гайнутдин напомнил современному духовенству теорию «О Всеохватности Божественной милости» татарского богослова-реформатора Мусы Бигеева. Тогда же в проекте «Иджма = Согласие» МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН проф. Е.А. Резваном был создан документальный фильм о нем. Еще один фильм вышел в 2008 году, и на IV фестивале мусульманского кино «Золотой минбар» эта картина «И раскололся месяц» (режиссер Б. Баишев) получила приз «За вклад в дело исламского просвещения».

В ноябре 2008 года в музее «Разночинный Петербург» работала выставка «“Я этим городом храним”. Петербургская многонациональная семья», часть экспозиции которой была посвящена жизни и деятельности М. Биги.

Сирийский публицист Мухаммад Курд Али писал шестьдесят лет назад: «Муса Джарулла действовал основываясь на своих знаниях, он был прекрасным примером человека, созданного для того, чтобы посвятить свою жизнь служению религии и нравственности. Этот человек... был одним из тех ученых, которые не получают признания при жизни. Но его ценность все больше будет проявляться с течением веков. Его жизнь полна пользы и добра...»

Альмира ТАГИРДЖАНОВА



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.