Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №98 — Ислам в центрально-европейской части России
26.10.2009

Недавно Издательский дом «Медина» выпустил в свет очередной, 4-й выпуск энциклопедического словаря из серии «Ислам в Российской Федерации». Предлагаем вашему вниманию интервью с ответственным редактором словаря кандидатом исторических наук Дамиром Зинюровичем Хайретдиновым.

(Окончание. Начало в № 97.)

— Вы говорили о наличии в средневековой Московии целого ряда тюрко-мусульманских автономных и историко-географических образований. О каких именно образованиях идет речь? Кроме Касимова, что-то ничего не приходит на ум…

— Это такие образования, как татарские княжества в Мещере, а также ногайский Романовский улус (ныне часть Ярославской области), которые в XV–XVI вв. приобретают особое значение для мусульман России. При этом дискуссии об их реальном статусе, занимаемой территории и даже хронологии существования до сих пор далеки от завершения. Именно в этих землях сложилась локальная социальная и субэтническая группа служилых татар, которые выполняли взятые на себя функции по охране границ Московского государства, оказывали огромное влияние на большинство военных и политических акций Московии. Особая роль их в общественно-политической жизни государства проявлялась во время кризисных ситуаций, в частности в Смутное время. Мусульмане Касимова, Романова, Темни-кова, Кадома и других регионов сыграли весомую роль в таких событиях, как попытка приглашения на престол польского королевича Владислава, убийство Лжедмитрия II, затем в 1-м и 2-м ополчениях, наконец в избрании на московский престол Михаила Романова. Однако после прихода к власти Романовых они достаточно быстро стали подвергаться религиозному и экономическому давлению, вплоть до насильственного крещения и культурной ассимиляции. Поступательные шаги новой династии привели к тому, что последователи ислама были вынуждены переселиться из Ярославля и Романова под Кострому, из Темникова и Кадома — в более восточные регионы страны. В XVII в. крестились и ассимилировались бордаковские, боровские, мугреевские, юртовские и другие группы татар. Переселилось в другие места тюркское население Червленого Яра, при этом правительством целенаправленно создавались незаселенные зоны шириной до 200 км, чтобы феодально зависимое население не смогло бежать в вольные общества казаков и татар. Так образовались длительные лакуны в непрерывной истории ислама Воронежа, Курска, Белгорода и Тамбова.

— Боровские татары?

— Именно так. Боровские, пронские, михайловские, серпуховские татары... О некоторых подразделениях татар, которые существовали в Центральной России, мы вообще ничего не знаем. О некоторых отыскались самые поверхностные сведения, которые мы поспешили опубликовать в данном словаре. В целом же мы считаем, что данный словарь должен стать отправной точкой для исследователей, с тем чтобы, опираясь на различные сюжетные линии, представленные в этом и других изданиях серии « Ислам в РФ», проводить дальнейшие изыскания.

— Итак, татары Центральной России крестились и ассимилировались. На этом — конец исследованию?

— Ну что вы! Это только начало современной эпохи истории ислама в Центральной России!

Дело в том, что дальнейшая территориальная экспансия России привела к включению в ее состав таких мусульманских земель, как Крым, Северный Кавказ, Закавказье, Казахстан, Средняя Азия, выходцы из которых в XVIII–XIX вв. в качестве почетных пленников, военных ссыльных появлялись и в Центральной России. В новое время татары, в первую очередь из нижегородских земель, возродили исчезнувшие мусульманские общины в Ярославле, Твери, Костроме (в этом случае речь идет о местных татарах — потомках романовских ногайцев), построив здесь мечети и попытавшись сделать то же самое в Иванове, Вологде, Курске, Калуге.

Таким образом, к Ново-му времени территория Центральной России, которая традиционно в российской историографии рассматривается исключительно с москвоцентричных, мононациональных позиций, в действительности вобрала в себя многочисленные мусульманские элементы из различных этнических групп, из разных регионов огромной Российской империи.

— А почему не получилось построить в имперское время мечети в Вологде и Иванове, например?

— Причины детально исследованы в соответствующих словарных статьях. Основная же причина понятна: местная власть всячески препятствовала социализации мусульман, пыталась не допустить расширения численного состава общины и повышения ее качественных характеристик. Зачастую негативное отношение к вопросу строительства мечетей (так же как и католических костелов и т. д.) высказывали местные православные епископы, которые в то время имели господствующие позиции во властной вертикали.

— Где же тогда молились мусульмане?

— В частных домах либо в специально арендуемых помещениях. Например, в ходе составления словаря нам стало известно, что в Курске впервые к этой мере, т. е. аренде помещения, мусульмане прибегли в 1891 году. Руководил этим процессом состоятельный касимовский татарин домовладелец Аббас Ханбеков.

— Вы только что сказали, что это были нижегородские татары?

— Выходцы из современной Нижегородской области действительно составляли большинство в татарско-мусульманских общинах городов центральноевропейской части России. Однако по финансовым показателям они, как правило, уступали менее многочисленным касимовским татарам, с которыми проживали бок о бок. Но в религиозных вопросах первенство, как правило, всегда было за нижегородскими татарами.

Например, в том же Курске деятельность общины финансировал касимовец Ханбеков, а имамами были исключительно нижегородцы: Камалетдин Басыров из семейства потомственных имамов (кстати, он был родным дядей Ризы-хазрата Басырова, имама Московской соборной мечети в 1964–1994 гг.), Белялетдин Салахетдинов из села Куй-Суы. Кстати, имам Калуги Салахетдин Алимов был двоюродным братом Камалетдина Басырова.

Аналогично развивалась мусульманская община в Твери: соборная мечеть была построена на деньги касимовского купца Фатиха Алышева, а имамом был нижегородский татарин Хусаин Сеид-Бурхан — по слухам, потомок последнего касимовского султана Сеид-Бурхана бин Арслана.

— То есть касимовские и нижегородские татары тесно связаны между собой?

— Конечно. Вообще все группы татар не отделяют себя от единой нации, а наш интерес к своим корням — это просто попытка разобраться в том, что было на самом деле, чтобы снять шелуху и мифы, в которые обернуто современное татароведение.

— Кроме татар, какие другие мусульманские народы проживают в регионе?

— Уже в советский период к старожилам-татарам добавились трудовые мигранты из Азербайджана, Кавказа и Средней Азии, а также представители репрессированных народов. Разумеется, в тот период религиозная жизнь среди них не могла вестись легально, но в некоторых регионах она не прерывалась и в годы репрессий. Интересным и неожиданным является тот факт, что в Курске мусульмане заключили официальный договор с советской властью о пользовании мечетью, а в таком регионе, как Тамбовщина, одна из мечетей не закрывалась на протяжении всего советского периода. Активно действовали, особенно в послевоенный период, неофициальные муллы Ярославля, Костромы, Тулы, Курска, Иванова, Владимира, не говоря уже о Пензенской области и Мордовии.

Возрождение религиозной жизни, происходящее здесь с 1990-х гг., сопровождается резким изменением этнодемографической ситуации. Среди причин этого — и экономическая, и обусловленная конфликтами миграция из регионов Северного Кавказа и Средней Азии. Проблемы, возникающие при этом, могут быть разрешены с учетом богатой истории ислама в регионе. Так, в большинстве областей ЦФО мигранты позднего времени вливались в существующие мусульманские общины.

— Итак, словарь вышел в свет. Каковы дальнейшие планы в серии «Ислам в РФ»?

— В настоящий момент мы готовим к печати фундаментальное исследование «Ислам на Урале», которое изучает ту же самую проблематику через призму семи регионов (за пределами национальных республик мусульманских народов). Следующим намечен том «Ислам в Поволжье». В целом планируется издать 12 томов в этой серии, причем такие территории, как Татарстан, Башкортостан, Дагестан, выделены в отдельные тома.


Новая мечеть Касимова. Современный вид

Более подробно о проекте можно прочитать на сайте издательства idmedina.ru.

Беседовал
Ильдар Нуриманов



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.