Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №98 — Ислам в центрально-европейской части России
26.10.2009

Недавно Издательский дом «Медина» выпустил в свет очередной, 4-й выпуск энциклопедического словаря из серии «Ислам в Российской Федерации». Предлагаем вашему вниманию интервью с ответственным редактором словаря кандидатом исторических наук Дамиром Зинюровичем Хайретдиновым.

(Окончание. Начало в № 97.)

— Вы говорили о наличии в средневековой Московии целого ряда тюрко-мусульманских автономных и историко-географических образований. О каких именно образованиях идет речь? Кроме Касимова, что-то ничего не приходит на ум…

— Это такие образования, как татарские княжества в Мещере, а также ногайский Романовский улус (ныне часть Ярославской области), которые в XV–XVI вв. приобретают особое значение для мусульман России. При этом дискуссии об их реальном статусе, занимаемой территории и даже хронологии существования до сих пор далеки от завершения. Именно в этих землях сложилась локальная социальная и субэтническая группа служилых татар, которые выполняли взятые на себя функции по охране границ Московского государства, оказывали огромное влияние на большинство военных и политических акций Московии. Особая роль их в общественно-политической жизни государства проявлялась во время кризисных ситуаций, в частности в Смутное время. Мусульмане Касимова, Романова, Темни-кова, Кадома и других регионов сыграли весомую роль в таких событиях, как попытка приглашения на престол польского королевича Владислава, убийство Лжедмитрия II, затем в 1-м и 2-м ополчениях, наконец в избрании на московский престол Михаила Романова. Однако после прихода к власти Романовых они достаточно быстро стали подвергаться религиозному и экономическому давлению, вплоть до насильственного крещения и культурной ассимиляции. Поступательные шаги новой династии привели к тому, что последователи ислама были вынуждены переселиться из Ярославля и Романова под Кострому, из Темникова и Кадома — в более восточные регионы страны. В XVII в. крестились и ассимилировались бордаковские, боровские, мугреевские, юртовские и другие группы татар. Переселилось в другие места тюркское население Червленого Яра, при этом правительством целенаправленно создавались незаселенные зоны шириной до 200 км, чтобы феодально зависимое население не смогло бежать в вольные общества казаков и татар. Так образовались длительные лакуны в непрерывной истории ислама Воронежа, Курска, Белгорода и Тамбова.

— Боровские татары?

— Именно так. Боровские, пронские, михайловские, серпуховские татары... О некоторых подразделениях татар, которые существовали в Центральной России, мы вообще ничего не знаем. О некоторых отыскались самые поверхностные сведения, которые мы поспешили опубликовать в данном словаре. В целом же мы считаем, что данный словарь должен стать отправной точкой для исследователей, с тем чтобы, опираясь на различные сюжетные линии, представленные в этом и других изданиях серии « Ислам в РФ», проводить дальнейшие изыскания.

— Итак, татары Центральной России крестились и ассимилировались. На этом — конец исследованию?

— Ну что вы! Это только начало современной эпохи истории ислама в Центральной России!

Дело в том, что дальнейшая территориальная экспансия России привела к включению в ее состав таких мусульманских земель, как Крым, Северный Кавказ, Закавказье, Казахстан, Средняя Азия, выходцы из которых в XVIII–XIX вв. в качестве почетных пленников, военных ссыльных появлялись и в Центральной России. В новое время татары, в первую очередь из нижегородских земель, возродили исчезнувшие мусульманские общины в Ярославле, Твери, Костроме (в этом случае речь идет о местных татарах — потомках романовских ногайцев), построив здесь мечети и попытавшись сделать то же самое в Иванове, Вологде, Курске, Калуге.

Таким образом, к Ново-му времени территория Центральной России, которая традиционно в российской историографии рассматривается исключительно с москвоцентричных, мононациональных позиций, в действительности вобрала в себя многочисленные мусульманские элементы из различных этнических групп, из разных регионов огромной Российской империи.

— А почему не получилось построить в имперское время мечети в Вологде и Иванове, например?

— Причины детально исследованы в соответствующих словарных статьях. Основная же причина понятна: местная власть всячески препятствовала социализации мусульман, пыталась не допустить расширения численного состава общины и повышения ее качественных характеристик. Зачастую негативное отношение к вопросу строительства мечетей (так же как и католических костелов и т. д.) высказывали местные православные епископы, которые в то время имели господствующие позиции во властной вертикали.

— Где же тогда молились мусульмане?

— В частных домах либо в специально арендуемых помещениях. Например, в ходе составления словаря нам стало известно, что в Курске впервые к этой мере, т. е. аренде помещения, мусульмане прибегли в 1891 году. Руководил этим процессом состоятельный касимовский татарин домовладелец Аббас Ханбеков.

— Вы только что сказали, что это были нижегородские татары?

— Выходцы из современной Нижегородской области действительно составляли большинство в татарско-мусульманских общинах городов центральноевропейской части России. Однако по финансовым показателям они, как правило, уступали менее многочисленным касимовским татарам, с которыми проживали бок о бок. Но в религиозных вопросах первенство, как правило, всегда было за нижегородскими татарами.

Например, в том же Курске деятельность общины финансировал касимовец Ханбеков, а имамами были исключительно нижегородцы: Камалетдин Басыров из семейства потомственных имамов (кстати, он был родным дядей Ризы-хазрата Басырова, имама Московской соборной мечети в 1964–1994 гг.), Белялетдин Салахетдинов из села Куй-Суы. Кстати, имам Калуги Салахетдин Алимов был двоюродным братом Камалетдина Басырова.

Аналогично развивалась мусульманская община в Твери: соборная мечеть была построена на деньги касимовского купца Фатиха Алышева, а имамом был нижегородский татарин Хусаин Сеид-Бурхан — по слухам, потомок последнего касимовского султана Сеид-Бурхана бин Арслана.

— То есть касимовские и нижегородские татары тесно связаны между собой?

— Конечно. Вообще все группы татар не отделяют себя от единой нации, а наш интерес к своим корням — это просто попытка разобраться в том, что было на самом деле, чтобы снять шелуху и мифы, в которые обернуто современное татароведение.

— Кроме татар, какие другие мусульманские народы проживают в регионе?

— Уже в советский период к старожилам-татарам добавились трудовые мигранты из Азербайджана, Кавказа и Средней Азии, а также представители репрессированных народов. Разумеется, в тот период религиозная жизнь среди них не могла вестись легально, но в некоторых регионах она не прерывалась и в годы репрессий. Интересным и неожиданным является тот факт, что в Курске мусульмане заключили официальный договор с советской властью о пользовании мечетью, а в таком регионе, как Тамбовщина, одна из мечетей не закрывалась на протяжении всего советского периода. Активно действовали, особенно в послевоенный период, неофициальные муллы Ярославля, Костромы, Тулы, Курска, Иванова, Владимира, не говоря уже о Пензенской области и Мордовии.

Возрождение религиозной жизни, происходящее здесь с 1990-х гг., сопровождается резким изменением этнодемографической ситуации. Среди причин этого — и экономическая, и обусловленная конфликтами миграция из регионов Северного Кавказа и Средней Азии. Проблемы, возникающие при этом, могут быть разрешены с учетом богатой истории ислама в регионе. Так, в большинстве областей ЦФО мигранты позднего времени вливались в существующие мусульманские общины.

— Итак, словарь вышел в свет. Каковы дальнейшие планы в серии «Ислам в РФ»?

— В настоящий момент мы готовим к печати фундаментальное исследование «Ислам на Урале», которое изучает ту же самую проблематику через призму семи регионов (за пределами национальных республик мусульманских народов). Следующим намечен том «Ислам в Поволжье». В целом планируется издать 12 томов в этой серии, причем такие территории, как Татарстан, Башкортостан, Дагестан, выделены в отдельные тома.


Новая мечеть Касимова. Современный вид

Более подробно о проекте можно прочитать на сайте издательства idmedina.ru.

Беседовал
Ильдар Нуриманов



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.