Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №98 — Такфир на службе врагов ислама
26.10.2009

С учетом того, что в последние годы на Кавказе параллельно понятиям «Исламское государство, джахилийя, такфир» очень часто произносится фамилия известного мыслителя – Сайида Кутба, предлагаем вашему вниманию совершить небольшой экскурс в историю, чтобы узнать то, чему он учил.

Правление Г. А. Насера и модификация С. Кутбом своих взглядов

С. Кутб приветствовал военный переворот в Египте 1952 года, приведший к власти Гамаля Абдель Насера, в надежде создания лидером «Даруль-Ислам». Но даже при всем желании Г. Насера могла ли геополитическая канва способствовать этому? Подписанное в 1954 году англо-египетское соглашение по Суэцкому каналу, легализовавшее нахождение в районе Суэца английских войск, не устраивало социалистический лагерь. И Насер в сверхсжатые сроки стал менять внешнеполитические ориентиры, получив, по всей видимости, предложения, от которых «невозможно было отказаться». В 1955 году Египет начал закупать оружие в Чехословакии. В 1956-м Г. Насер объявил о национализации Суэцкого канала, после чего огосударствление затронуло свыше 80% экономики страны. Египет пошел по социалистическому пути.

Гамаль Абдель НасерЧто касается С. Кутба, то он осудил соглашение 1954 года, и в тот же год после покушения на главу Египта (не суть важно, мнимого или реального) власти запретили деятельность «Братьев-мусульман», а С. Кутб подвергся аресту. Как представляется, в тюрьме мыслитель окончательно разочаровался в политике Г. Насера, что явилось причиной переоценки (дополнения) им своих взглядов. Так, в застенках Лиман Турра родился труд «Вехи на пути». Согласно С. Кутбу, «неисламским» оказался «весь мир»: «На многом из того, что мы считаем исламской культурой... и исламским мышлением, стоит печать невежества...

Под категорию джахилистского общества подпадают и те, которые утверждают, что они мусульманские... [т. к.] не претворяют в системе своей жизни поклонение Единому Аллаху, и только Ему... Ислам отвергает... законность считать их мусульманскими. С учетом невозможности «сосуществования на земле Правды и Лжи... Исламу необходимо выработать адекватные методы противостояния миру джахилийи», — продолжал С. Кутб. Называя «увещевание и проповедь» основой «изменения умонастроения и убеждений людей», он подчеркивал возможность джихада для «уничтожения царства невежд» в целях создания условий индивидууму «служить Единственному Богу». Вследствие же предназначения Ислама «всему миру» эта религия «должна обладать правом сметать на своем пути все преграды в виде систем или традиций, затрудняющих людям свободу выбора». Но «не навязывая учение насильно», а лишь «изменяя обстоятельства» в пользу избавления человечества от «извращающих его природу и попирающих свободу выбора... вредоносных влияний».

Вполне возможно, что в эволюции взглядов С. Кутба немалую роль играла эмоциональная подоплека, вызванная длительным нахождением ученого в заточении. Ему пришлось испытать пытки, издевательства, наверняка он столкнулся и с предательством. Естественно, все проявления несправедливости связывались им с существовавшим египетским режимом. А отсюда — жесточайшее обобщение чуть ли не всего мусульманского мира в состоянии джахилийи. На свободе С. Кутб оказался лишь в 1964 году, но... только на 8 месяцев. Скорее всего, его выпустили для обвинения (в 1965-м) в участии в «антиправительственном заговоре» марксистской направленности. Уж слишком опасались власти дальнейших «обобщений» С. Кутба. В 1966 году трибунал приговорил его к повешению.

Еще один экскурс в историю

Сайид КутбПо данным бывшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, ныне тертьего секретаря посольства РФ в Египте М. Ражбадинова, в середине 1960-х гг. «теории такфира стихийно возникали в ходе первых дискуссий в тюрьме Лиман Турра между политзаключенными без всякого влияния книги Кутба. Такфиристы обрушивали обвинения не только на власти, но и на своих главных тюремных оппонентов — сокамерников “БМ”... за то, что последние отказывались обвинить в неверии надзирателей и офицеров тюрьмы». Одним из лидеров зарождающегося движения стал экс-активист «БМ» Ахмад Шукри Мустафа, у которого, как отмечает со ссылкой на лидера «БМ» в 1973–1986 гг. Омара ат-Тельмесани М. Ражбадинов, проблема такфира возникла «в результате ошибочного понимания концепции Кутба. Ат-Тельмесани... считает, что Кутб ни разу в прямой форме никого не обвинил в неверии. В своих комментариях... на 44-й аят суры «Аль-Маида» («А кто судит не по тому, что низвел Аллах, то это неверные») Кутб говорил, что правитель может стать неверным только в том случае, если он публично и полностью откажется от шариата». То есть Ш. Мустафа использовал идеи С. Кутба в гипертрофированном обрамлении.

Во весь голос «заговорила» «такфиристская мысль» несколько позднее. После смерти Г. А. Насера в 1970 году страну возглавил Анвар Садат, оказавшийся более «податливым» к западному пути. Социалистические тенденции Насера приказали долго жить, заключительным аккордом чего явилась высылка из страны в середине 1972 года последних советских специалистов, включая военных советников! Как представляется, в качестве «отступных» за эту «понятливость» Вашингтон санкционировал в 1973 году осеннее нападение Египта на Израиль. В 1974 году в результате посредничества Вашингтона израильские войска отошли за Суэц, также освободив ряд зон Синая. После этого дипотношения между Египтом и США оказались восстановлены, а А. Садат провозгласил политику «открытых дверей», окончательно распрощавшись с «идеалами социализма».

Так вот именно после первых шагов А. Садата такфиризм стал «мягко» легализовываться. В 1971 году на политическую арену ступила «Ат-такфир ва-ль хиджра» («Обвинение в неверии и уход от мира») Ш. Мустафы, определившая египетское общество страной «неверных». «На первом этапе ему присягнули как повелителю правоверных (то есть халифу мусульман) и как руководителю «Общины такфира и хиджры». Он начал назначать своих сторонников руководителями на разных территориях. А в сентябре 1973 года членам партии было приказано запастись оружием и продовольствием, затем отойти в горы и расположиться в пещерах. Это выглядит отнюдь не случайным, так как группа призывала «праведных мусульман» переселяться (осуществить хиджру) в «отдаленные места». Хиджра делилась как бы на две категории: территориального и духовного «разрыва» «истинных мусульман» с «обществом кяфиров» с последующим свержением общества джахилийи и установлением истинной власти Аллаха. Таким образом, под «безбожеством» оказался не только правящий режим, но и все общество. «Неверными считались те, кто... не присягнул руководителю этой партии». Ряд источников именуют это движение «хариджитским бунтом».

С середины 1970-х схватка мировых монстров за Египет приняла новые очертания. Сначала по инициативе «сверху» («зубатовщина» египетского образца) стали рождаться «мягкие» «исламские группы» антимарксистского толка. После чего пришел черед «тяжелой артиллерии»: инспирирование структур радикального толка. Параллельно «Общине такфира» действовала группа «Молодежь Мухаммада» (Салих Сиррийя), затем появились «Аль-гамаа аль-исламийя» (1975) (на основе «исламских групп») и «Аль-Джихад». Один из активистов последней, Мухаммад Абд ас Салям Фараг, также обвинял правящий египетский режим в безбожии, что «обосновывало» разрешенность вооруженной борьбы с властью, состоящей из «мусульманских вероотступников» (муртад). Стал употребляться термин «Даруль-куфр» (область неверия), позволявший распространить «такфиризм» и на категорию «обычных» граждан. Вслед за чем настало время преподнесения идеологии внешнего джихада для строительства «Даруль-ислам». По мнению такфиристов, начинать нужно было «со своих» «неверующих» — арабских режимов, лишь после чего приступать к «чужим», типа Израиля. Получалось, что «людьми Писания» (иудеи, христиане) оказалось быть «выгоднее», чем «номинальными» мусульманами, чья кровь дозволена «истинно правоверным» (как при Сталине, когда под различного рода статьи УК проще было попасть коммунисту, чем беспартийному). По утверждению египетских исследователей, все названные группы имели салафитскую направленность.

Согласно ряду источников, А. Садат попытался противопоставить «левым силам» (то бишь фактически «революционным» такфиристам) «БМ», но в 1979 году братство осудило египетско-израильское мирное соглашение, став в оппозицию главе государства. В 1981 году по решению группировки «Аль-Джихад», объединившейся с «Аль-Джамаат аль-Исламия», А. Садат был убит.

Вся логика предшествующих событий вроде должна свидетельствовать о «советской руке» в его устранении. Но не все так однозначно. Еще с конца 1970-х гг. США начали проявлять интерес к использованию военно-воздушных баз близ Каира и возле Наг-Хамади. А с началом президентства Рональда Рейгана Вашингтон усилил воздействие на Каир в целях получения полного доступа к египетской авиабазе Рас-Банас, расположенной на покидаемой израильскими войсками части Синая. Однако под различными предлогами А. Садат отказывался подписать документ на этот счет. Так что убитый экс-президент испытывал давление со всех сторон.

В любом случае его смерть, последовавшая от пули этнического мусульманина, приоткрывала завесу над актуальностью появления в одночасье групп такфиристской направленности. Факт насильственной смены власти в мусульманской стране при помощи самих же приверженцев Ислама как бы отдалял от процесса внешние силы («неверных»).

В целом для профессионалов инициировать такой ход событий не составляло труда, так как под «лоббируемое» «национально-религиозное» движение можно было подвести идеологическую базу с опорой на Коран. Так, одни течения преподносились просоциалистическими (постулаты о социальной справедливости), другие — прокапиталистически-демократическими (признание Кораном частной собственности). Но для «внешнего пользования» противоборство между сторонами «на местах», согласно терминологии Ленина, шло «в форме борьбы одной религиозной идеи против другой».

Из вышеизложенного явно усматривается политическая подоплека такфиризма. Из чего вытекает логический вывод об аналогичных корнях происходящего и в кавказском регионе.

Теймур АТАЕВ,
политолог, Азербайджан



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.