Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №98 — К вопросу об исторической справедливости
26.10.2009


Так будет выглядеть территория вокруг Нижегородской Соборной мечети в ближайшем будущем

Привлечение внимания общественности к проблемам уммы как ее составляющей — один из первых шагов к их решению. Предлагаем вашему вниманию выступление члена Общественной палаты Нижегородской области, председателя Совета улемов ДУМНО Дамира-хазрата Мухетдинова на общественных слушаниях, которые прошли 30 сентября в Нижнем Новгороде. Конкретные проблемы, поднимаемые им, касаются непосредственно нижегородских мусульман, но вместе с тем они иллюстрируют общие тенденции развития имиджа российских мусульман в обществе.

Некоторые полагают, что история должна освещаться только в черно-белых тонах. Кто-то считает, что многие исторические эпизоды следует раз и навсегда забыть, что в многонациональной палитре нашей страны не всегда есть место для отдельных народов. И чем больше мы погружаемся в историю, тем очевиднее та несправедливость, которая проявлялась по отношению к национальным и религиозным меньшинствам в нашей стране. К сожалению, подобные тенденции наблюдаются и сегодня. Посмотрите, как прекрасно выглядит православный Печерский монастырь в 500 метрах от Нижегородской соборной мечети, — невозможно вспомнить, что еще 20 лет назад в стране была эпоха советского атеизма! Конечно, монастырь преобразился не без глобальной и масштабной помощи государства.

А теперь посмотрим, что происходит с храмами мусульман, которые являются коренным населением Нижегородчины. Как стало известно недавно, вся территория вокруг действующей соборной мечети была кулуарно поделена между заинтересованными структурами. Каким-то тайным образом, в отсутствие общественных слушаний, без учета мнения местных жителей и давних насельников этих мест, организации приобрели свои участки и наступают на мечеть со всех сторон.

Вот Печерский монастырь — настоящий красавец, расположившийся на просторе. А вот Нижегородская соборная мечеть, рядом с которой сейчас находятся гаражи, а близлежащие земли уже отданы под строительство канатной дороги, которая соединит города Бор и Нижний Новгород. Вот по этой маленькой дорожке справа от мечети должна пройти магистраль, по которой будут ездить автобусы, грузовики и другой транспорт. Это значит, что мечеть будет разрушена — не потому, что ее кто-то снесет, а из-за коррозии почвы вследствие чрезмерной нагрузки на нее.

Что касается территории за мечетью, то ее уже отдали спорткомплексу, чтобы там построили горнолыжный спуск и аквапарк. Перед нашим храмом уже построили два высотных дома — это настоящие башни-близнецы на американский манер. Они закрыли мечеть с одной стороны. Справа построят канатную дорогу, которая будет разрушать мечеть, слева стоит огромный лыжный трамплин, который загораживает наш храм еще с одной стороны. А на Откосе за мечетью тоже появятся спортивные сооружения. И тогда памятник федерального значения — Нижегородская соборная мечеть, которая в 2015 году будет отмечать свое 100-летие, — будет полностью закрыт со всех четырех сторон и будет разрушен!

Разве это есть бережное отношение к нашей культуре? Посмотрите, что происходит на территории Нижегородской соборной мечети во время мусульманских богослужений. В прошедшем недавно празднике Ураза-байрам приняли участие более 5000 человек. Людям в прямом смысле слова негде было молиться! Люди вынуждены были стелить свои коврики даже рядом с туалетами и там молились! А в Москве во время недавнего праздника Ураза-байрам было астрономическое количество верующих — только в одной Московской соборной мечети 60 000 человек приняли участие в молитве. Люди расстелили свои молитвенные коврики на 2 километра от мечети, в том числе рядом с православными храмами и рядом со спорткомплексом «Олимпийский»! Тем самым было остановлено и движение, и какая-либо жизнедеятельность на прилегающих улицах.

Мы идем по этому же сценарию. Нижегородская область — это не просто многокультурный и многонациональный регион, а местность, где мусульманское население является а) исторически коренным и б) быстро развивающимся. Если, согласно переписи 1989 года, в Нижегородском регионе проживали только нижегородские татары в количестве 68 000 человек, то сейчас, если прибавить к этой цифре число всех мигрантов, получивших прописку, зарегистрировавшихся по месту пребывания и вступивших в брак, общее количество мусульман составит уже более 200 000 человек населения. При этом население региона уменьшилось с 3700 тысяч человек, по данным переписи 1989 года, до 3,5 млн в 2002 году. Таким образом, мы получаем, что доля русского православного населения в регионе сокращается, а доля мусульманского населения постоянно растет. Поверьте, о том, что приезжих мусульман становится больше, я говорю и с радостью, и с настороженностью одновременно. Ведь проблемы из-за огромного количества мигрантов испытываем в первую очередь мы, коренное татарское население региона! Их подчас неконструктивная критика, а порой и радикальные взгляды направлены прежде всего против нас. Каждый приносит свое понимание ислама, свою ментальность и культуру в наш регион.

Пользуясь этой трибуной, я довожу до сведения общественности следующее: мы, нижегородские татары-мусульмане, приложим все усилия, чтобы сохранить Нижегородскую соборную мечеть и сделать этот памятник архитектуры достойным его ближайшего соседа — Вознесенского Печерского мужского монастыря. Будут и обращения в адрес президента, премьер-министра, генпрокуратуры.

Можно зарыть голову в песок и всю жизнь жить со своей проблемой, как мы жили в советское время, когда изучали историю Золотой Орды и на переменах слушали гневные речи о том, что «чурки нерусские понаехали, всех вас отсюда выгоним, это русская земля». В 2006 году на заявления председателя ДУМНО Умара-хазрата Идрисова о том, что «нельзя в светском государстве на территории государственных учебных заведений строить часовни и вводить основы православной культуры в школах как обязательный предмет, ломая хребты, не считаясь с мусульманами и иными» тогдашний зам. главы ОВЦС РПЦ отец Всеволод Чаплин ответил: «Православные основы русской культуры должны быть преподаваемы в школе, а если человек принципиально не хочет знать историю Русской церкви и ее искусство, ему вообще лучше подыскать себе другую страну». Но мы никогда не знали и не знаем другой Родины, кроме как России и Нижегородской области!

Поэтому, когда уважаемый ректор Ленинградского областного института развития образования Сергей Александрович Лисицын говорит, что введение или невведение в школах основ православной культуры — это «болтовня со стороны», мне хочется возразить: «Это не болтовня со стороны», это говорят главы крупнейших субъектов Российской Федерации, президенты Шаймиев, Рахимов, Алиев. И говорят они не о чем-то несущественном, а о соблюдении Конституции РФ и об опасности скатиться по этнонациональным коридорам и тем самым начать устраивать в школах и детских садах разборки.

Главный советник департамента по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в ПФО Сергей Николаевич Андриянычев рассказал о том, что, будучи в Америке он обратил внимание на то, что на «аллее могил солдат, где установлен памятный камень, нет и следа упоминания участия советских солдат во 2-й мировой войне». Я в качестве примера хочу привести прекрасную книгу, которую издала Тамара Ивановна Ковалева, директор музея ННГУ, — там есть блок, посвященный Сергачу. Я ее специально всю просмотрел и нашел единственного татарина, которым оказался Илларион Михайлович Бибиков, происходящий из рода татарских князей. Больше в Сергаче нет ни одного татарского лица или фотографии. Но нижегородские татары в истории известны больше именно как сергачские татары. Мы гордимся Маратом и Динарой Сафиными, Маратом Башаровым, Динияром Билялетдиновым, Маратом Измайловым, Зинятуллой Билялетдиновым и вспоминаем, что все они нижегородские, сергачские татары, которые внесли и вносят огромный вклад в становление культуры, спорта, науки и образования современной России. Но почему мы не находим их именам места в наших учебных пособиях и книгах? Вот с этого момента начинается фальсификация — мы сами фальсифицируем, но хотим, чтобы украинцы и прибалты не шли по этому пути! Давайте сначала научимся уважать друг друга — своих соседей, представителей коренных народов страны. И тогда действительно нас начнут уважать и прибалты, и украинцы, и другие нации.

Уважаемый председательствующий Роман Григорьевич Стронгин привел цитату из Пушкина: «Европа неблагодарна». Коль Европа неблагодарна, нужно стремиться двигаться на Восток. Востоком восторгались классики русской поэзии — Пушкин с его циклом «Подражания Корану» и все остальные русские философы, мыслители призывали видеть друга в Востоке. Разве не об этом говорил побратим и приемный сын хана Батыя Александр Невский? «Крепите оборону на Западе, а друзей, союзников ищите на Востоке!» Коль мы взяли его имя как «Имя России», раз мы возвели его в ранг национального героя, то давайте прислушаемся к нему. Некоторые говорят, что Россия может сохраниться как Россия, только если в основе ее будет православие. Я думаю, что это убийственная формулировка. Если эту фразу сказать на Кавказе, если сказать ее чеченцам, ингушам, дагестанцам, даже татарам и башкирам, то они вас не поймут! Вот если вы им скажете, что Россия должна оставаться в границах Московии 1552 года или современного Садового кольца, тогда честь вам и хвала. И то будет неверно, потому что Москва — это уже не та православная златоглавая Москва, которая известна нам по историческим книгам, и об этом еще раз свидетельствует то, что на последний праздник Ураза-байрам в одной только Московской соборной мечети на проспекте Мира собралось более 60 000 мусульман!


Заседание Общественной палаты Нижегородской области, 30 сентября 2009 г.

Да хранит всех нас Бог!



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.