Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №98 — Проблемы ислама и Благородное собрание
26.10.2009

Мусульмане России — связующее звено между Российской Федерацией как государством и странами исламского мира. Такую мысль в той или иной форме озвучили в своих выступлениях многие зарубежные участники международной конференции «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности», прошедшей 24 сентября в Колонном зале Дома союзов в Москве.

Сам по себе тезис не нов, он на разных уровнях был озвучен, как только Россия стала наблюдателем при Организации Исламская конференция (ОИК), но данная конференции стала явным и долгожданным воплощением этого утверждения. На площадке, организованной Советом муфтиев России, встретились, с одной стороны, представители более 43 исламских стран, начиная с уровня верховных муфтиев и министров, и крупные российские государственные деятели, в том числе мэр Москвы и главы субъектов федерации, — с другой. Приветствия участникам направили президент России Дмитрий Медведев, спикер Госдумы Борис Грызлов, генсек ОИК Экмеледдин Ихсаноглу, эмир Кувейта Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах.

Тем не менее конференция удостоилась как положительных, так и отрицательных откликов.

Аргументы

Конференция «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности», во-первых, продемонстрировала высочайший уровень и широту зарубежных контактов СМР как свидетельство действительно высокого авторитета СМР и его лидера — муфтия шейха Равиля Гайнутдина в исламском мире. Во-вторых, стала подтверждением политики сближения с исламским миром и линии соблюдения паритета в отношении всех традиционных конфессий России в лице мусульман во внутренней политике, что было не раз продекларировано устами самого высшего звена российских государственных деятелей.

То, что конференция «людей в чалмах» прошла буквально в двух шагах от Государственной думы и трех шагах от Кремля, в Колонном зале Дома союзов, где до революции размещалось Благородное собрание, а после советский народ прощался со своими вождями, это, безусловно, сигнал для чиновников федерального, регионального и муниципального уровней. Сигнал о том, что современная позиция Кремля по «исламскому» вопросу не предполагает, как это было ранее, игнорирование или нарушение прав мусульманского сообщества России и для того, чтобы находиться в актуальной политической струе, представителям государства всех уровней необходимо учитывать мусульманский фактор во всей его многогранности.

Вы можете представить себе, чтобы 10 лет назад столичный мэр Юрий Лужков приехал на форум к имамам и муллам, провел там практически полдня да еще заявил, что правительство Москвы совершает джихад в смысле созидания во благо каждого мусульманина, живущего в столице! И предстоящие выборы градоначальника тут ни при чем, потому что, откровенно говоря, такие пассажи вряд ли впечатлят этнических мусульман, имеющих московскую прописку и идущих на выборы, они актуальны, скорее, для «понаехавших» из регионов в поисках лучшей доли татар, башкир, дагестанцев, чеченцев и др. В данном случае мы получаем совершенно отчетливое подтверждение тому, что мусульманское сообщество в лице СМР эффективно включилось в столичное публичное пространство, научилось разговаривать с представителями государственной власти на их языке. Здесь нам видится большая заслуга команды муфтия Равиля Гайнутдина, а также старания так называемого «общественного крыла» СМР — Исламского культурного центра России во главе с Абдулвахедом Ниязовым.

Таким образом, хотя конференция и была формальностью, но очень нужной, важной и своевременной формальностью.

Контраргументы

Чем отличаются конференции, проводимые в Европе или теми же исламскими странами, от наших? Первые проходят, как правило, за круглым столом, каждый из участников имеет микрофон, участники конференции соответственно имеют право выразить свое мнение, дополнить или возразить докладчику. У нас все не так. На сцене размещен обширный президиум из докладчиков уровня VIP, остальные участники сидят в зрительном зале и внимают. От ощущения театральности происходящего не избавиться никак, тем более от ощущения разделенности участников на касты, имеющие право на слово и не имеющие.

От прошедшей в Колонном зале Дома союзов конференции ощущение ровно такое. Буквально большую часть времени заняли доклады и выступления общего содержания, «за мир во всем мире», которое неизменно завершалось словами «желаю успехов в работе конференции». Настоящего обмена мнениями, к сожалению, не состоялось, хотя государство в лице вице-спикера Совета Федерации Александра Торшина в преддверии конференции (на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС 22 сентября) обозначило, какие вопросы хотело бы проработать совместно с мусульманами — от решения демографических проблем до вопросов исламского банкинга и страхования.

Автор этих строк в курсе, что подавляющее большинство конференций такого уровня в нашей стране проходят именно по такой схеме и в той же атмосфере декларативности и театральности. Тем не менее это не наш путь. Мы должны совершенно четко осознавать, что новый курс кремлевской политики в отношении мусульман основан на прагматизме и убеждении в том, что без участия официальных религиозных структур невозможно взять под контроль миграцию идей в среду исламской молодежи извне. Для того чтобы партнерство с государством продолжалось, необходимо доказать состоятельность этого постулата да и состоятельность «официального духовенства» в деле привлечения настроений молодежи на свою сторону.

Смыслы

Много ли молодых людей из неофициальных джамаатов услышали прекрасный доклад муфтия Сирии Ахмада Бадруддина Хассуна о духовном единстве трех авраамических религий в свете Ислама? До какой прослойки мусульманской молодежи дошел, без преувеличения, программный доклад муфтия Гайнутдина, который начал с того, что в действительности концепция российского государства как части исламского мира не в ущерб ее православной составляющей была сформулирована ярчайшим представителем мусульманской политической мысли в России Исмаилом Гаспринским еще в 1881 году?

По аналогии с человеком в футляре, мусульманский истеблишмент не имеет права обособляться от реальных проблем уммы за маской внешней благопристойности и успешности, жить обособленно в своем «золотом чапане». Поэтому настало время подумать над тем, как применить накопленный опыт и весь массив зарубежных партнерских отношений для фронтального идеологического охвата мусульманской молодежи помимо той, что приходит учиться в исламские вузы и медресе и воспитывается под пристальным вниманием своих наставников. И язык, и методы, и риторика должны быть новыми, ин-но-ва-ци-он-ны-ми, как сейчас модно говорить. Самое главное — посыл должен быть таким, который найдет отклик в молодой душе.

Тем более актуальны эти слова в свете того, что очень многим успех прошедшей конференции не дает спокойно жить. Отзывы антимусульмански настроенной прессы утверждают: то, что по приглашению СМР приехали лидеры мусульманских общин мусульманских государств, президенты Башкортостана и Ингушетии Муртаза Рахимов и Юнус-Бек Евкуров, а Владимир Жириновский начал свою речь со слов «Во имя Всевышнего Милостивого и Милосердного», — это совершенно не успех, это вам показалось. Мол, Р. Гайнутдин реального веса не имеет и он всего лишь один из многих. Обозреватель «Независимой газеты» даже дошел до того, что заявил: якобы на конференции не было ни одного представителя КЦ МСК. Видимо, у человека стойкий дальтонизм к людям в папахах, иначе как же он не заметил главу КЦ МСК Исмаила Бердиева, его заместителя муфтия Чечни Султана Мирзаева, муфтия Дагестана Ахмада Абдуллаева, ректоров северокавказских вузов.

Особенно впечатляет шумиха, возникшая вокруг фразы из доклада муфтия Р. Гайнутдина: «Важно подчеркнуть, что первое масштабное государственное объединение русского православного и тюркских мусульманских народов произошло в XIII–ХIV вв. в составе мусульманской Золотой Орды, когда именно благодаря политической воле золотоордынских ханов началось собирание разрозненных русских княжеств вокруг Москвы». Многие ее восприняли как личное оскорбление, тем более очевидно, что в ту пору, когда мусульмане делают шаг вперед навстречу укреплению российской государственности, немало пошатнувшейся в бурные 90-е, и говорят: «Россия, мы с тобой и мы посвящаем все свое наследие и сегодняшнее богатство тебе», другие остаются в плену концепции мусульманства как внутреннего врага, борясь с которым, нация остается в тонусе и сплачивается.

«...ряд отечественных историков прямо называют историю Золотой Орды частью истории самой России. Еще задолго до появления централизованной российской государственности было немало примеров политического взаимодействия русских и татар, их интенсивных торговых связей, тесного переплетения интересов. Есть и прямые свидетельства взаимного участия в военных действиях: русских — на стороне татарских ханов, татар — на службе у московских правителей.

...И впоследствии целый ряд особенностей государственного устройства России, а также черты имперского политического сознания были предопределены именно отношениями с поволжскими ханствами. Российское централизованное государство восприняло многие элементы финансового, военного, налогового и управленческого устройства Золотой Орды».

Откуда, вы думаете, этот отрывок? Выступление Владимира Путина на праздновании 1000-летия Казани в 2005 году. Так что государство свой выбор уже сделало, желательно, чтобы на следующих конференциях можно было похвастать тем, каких результатов достигли при его поддержке мы сами.

Диляра Ахметова



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.