Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №98 — Способы и пути паломнического движения в Хиджазе
26.10.2009


Общий вид Мекки и Заповедной мечети. Фото Мухаммада Садик-бека, 1880 г.

Российская мусульманская традиция, наука и дипломатия создали целый ряд выдающихся источников, посвященных истории хаджа. Но совершенно особую роль здесь занимает отчет штаб-капитана Габдельазиз (Абд-ал-Азиз) Давлетшина «О командировке в Хиджаз», с фрагментами которого мы будем знакомить наших читателей на протяжении нескольких номеров. Полная версия опубликована во втором выпуске ежегодного сборника путевых заметок о хадже «Хадж российских мусульман» (сост. и отв. ред. И.А. Нуриманов), выпускаемого ИД «Медина».

Особенности условий сообщения

В Хиджазе вследствие опасности путей сообщения находятся в особых условиях. Единственно между Меккой и Джеддой (Джиддой) благодаря военной охране этой дороги еще возможно, хотя с опасностью, совершать переезды во всякое время года и небольшими группами, по остальным же дорогам движение происходит исключительно значительными партиями, в известное время года и с особенными предосторожностями.

Кафеля и рякибы

Давлетшин был выходцем из рода татарских мурз Приуралья, получивших российское дворянство, а со временем и прекрасное светское образование. Он продолжил традиции дипломатических агентов из числа российских мусульман, проникавших во многие страны от Индостана до Средиземноморья. При этом он принимал активное участие в жизни мусульманской общины России и был страстным поборником развития ее востоковедного знания.

Для переездов служит обыкновенный верблюд или грузовой (джамаль), тогда на спине его укрепляется пара корзин, имеющих для тени нечто вроде шалаша и называющихся «шуртуфами», или легкий (хейджин), который ходит только под седлом. Кроме шуртуфов (шекдеф), существуют еще так называемые «техтереваны» — будки, висящие между двух длинных оглобель. Для техтеревана требуется два грузовых верблюда, которых ввиду значительной тяжести этого приспособления часто меняют, и потом, переезды в них обходятся очень дорого и доступны только очень богатым людям.

Из джамалов составляются более или менее значительные «кафеля» (караваны) под главенством «мукавимов» (караван баши). Хейджины же сводятся в «рякибы», и их ведет выбираемый самими едущими при выступлении на весь путь шейх.

Кафеля ввиду опасности путей двигаются обыкновенно днем, выступая рано утром и останавливаясь в зависимости от длины перехода; верблюды каждого мукавима составляют отдельную партию, выстраиваемую, сообразуясь с шириной дороги, в три-четыре параллельные линии; партии следуют не далеко одна от другой; сам мукавим едет обыкновенно на хейджине, верблюдовожатые же, как бы ни был длинен переход, всегда идут пешком, так как шуртуфы, занимая значительное место в ширину, часто задевают друг за друга и нередко происходят весьма неприятные для сидящих в них опрокидывания. Рякибы в жаркое время года по необходимости идут ночью, выступая в час-два утра, останавливаясь около семи часов, вновь поднимаясь около четырех часов пополудни и двигаясь до 8–9 часов вечера.

Как в кафелях, так и рякибах во время остановок верблюдов не выпускают на пастьбу, но сейчас же кладут их и задают сено, всего в сутки за три раза около 15 фун. на голову, поят же при возможности два раза в день.

Переезды на хейджинах совершаются сравнительно быстро, 50–80 вер. в сутки, но путешествие на них чрезвычайно утомительно и практикуется только между Меккой и Мединой и от последнего города по направлению к Багдаду и Бассора (Басра); и наоборот, езда кафелями, хотя очень медленная, 3–31/2 вер. в час, причем переходы иногда продолжаются 20–25 часов, но шуртуфы представляют сравнительно удобные приспособления, где можно иметь защиту от солнца или лежать вытянувшись.

Движение кафеля и рякибов происходит обыкновенно в течение 4–5 месяцев хаджа и в месяце реджеб (раджаб), когда жители Мекки совершают свое паломничество в Медину; в остальное же время всякое сообщение прекращается.

При выступлении кафеля из Мекки, Медины или Ямбога турецкие власти берут иногда от мукавимов особых заложников, которые впредь до получения известия о прибытии каравана по назначению содержатся в заключении; затем освобождаются, независимо от того, были ли по дороге единичные случаи ограбления или нет.

Грабежи и нападения бедуинов

Опасность путешествия происходит или от мелких грабежей бедуинов, или от открытого их нападения на караваны, или же от вооруженного сопротивления некоторых кабиля (племена) к проходу каравана через их территорию.

По дороге между Меккой и Джеддой (Джиддой), где движение постоянное, образовались из разного сбора целые шайки разбойников, постоянно грабящих, несмотря на посты; на путях же между Меккой, Мединой и Ямбогом (Янбо) зло это развивается во время движения паломников — грабежом занимаются целые кабиля, ничуть не считая это преступлением, свободно и открыто распродавая добытое этим путем имущество. Во время одной из остановок на пути между Меккой и Мединой один бедуин из колена Ляхова носил по всему нашему рякибу, предлагая купить, оружие, пояс, паломническую одежду и пр. костюм убитого перед этим хаджи (паломника), в чем сам открыто сознавался; несмотря на ничтожную цену, никто из рякиба не решился сделать это приобретение. Грабеж паломников сделался целым выгодным промыслом, и, как текинцы в прежнее время говорили своим кредиторам: «Подожди немного, вот съезжу в Персию на аламан, расплачусь», так и бедуины успокаивают своих заимодавцев: «Потерпи до прибытия хаджиев, ограблю кого-нибудь и уплачу».

Занимающиеся грабежом бедуины следуют за караваном, как голодные волки за стадом, скрываясь днем где-нибудь поблизости, высматривая отставших путников и выходя на промысел по наступлению ночи. Когда караван остановится в темноте для отдыха и происходит обыкновенная в таких случаях суматоха, то эти хищники успевают смешаться с людьми каравана и срезать кушаки, в которых обыкновенно хранятся деньги, нескольким лицам, предварительно оглушив их ударом по затылку дубинкой, что очень часто кончается смертью. Когда караван уже стал, суматоха улеглась и местность освещена факелами, то злоумышленники эти выжидают отошедших за естественной надобностью путников и отошедших неосторожно далеко, редко возвращаются сами. Позже, когда караван засыпает, то эти бедуины занимаются воровством, подкрадываясь и унося какие попадутся вещи. Многие не без основания считают виновными в грабежах и самих верблюдовожатых караванов, которые, говорят, отлично знают злоумышленников, дают им указания, кого и как ограбить и пр.; поэтому путешественники всеми мерами стараются расположить к себе своих верблюдчиков, выдавая им ежедневно бакшиши, отдавая им остатки кушанья и т. п.

Наиболее страдают от подобных грабежей почему-то турки: в этом году при следовании паломнического каравана из Медины в Мекку было убито до 50 человек хаджиев (паломников), при обратном следовании — 10 человек, почти все исключительно турки. Причину объясняют тем, что турки, всегда вооруженные, надеясь на свое оружие, неосторожно отходят от каравана, отказывают своим верблюдовожатым в бакшише, носят на соблазн бедуинам громадные кушаки; но, вероятно, тут играет известную роль и общая ненависть арабов к туркам.

В этом году пострадал только один русскоподданный мусульманин — ночью на остановке около Робуга (Рабига) в него пустили камнем, но он отделался легким ушибом; в ту же ночь уворовали у него мешок, в котором находилось все его имущество. Об этом случае я узнал на пути из Медины к Ямбогу (Янбо) и, хотя с пострадавшим ходил с жалобой по прибытии в Ямбог (Янбо) к каим-макаму, но жалоба как заявленная несвоевременно не была принята; остальной путь этот паломник совершил на средства своих соотечественников. Вообще грабежи русских мусульман очень редки благодаря отчасти старику мукавиму Мухайсину, который уже более 40 лет занимается перевозкой русских хаджи и умеет держать своих бедуинов в руках; возможно, что и благодаря обаянию русского имени.

Бывают примеры и открытого нападения на караван; это в тех случаях, когда мукавим проходит через район враждующей с ним кабиля. Задача мукавима в таких случаях сводится к тому, чтобы или заключить перемирие, или с оружием в руках пробиться через неприятельскую территорию. В апреле этого года близ Робуга (Рабига) было подобное нападение на кафеля вышеупомянутого Мухайсина; людям его, имевшим численный перевес, удалось отразить нападение; паломники слышали только свист пуль и отделались одним страхом. В 1895 году было подобное же нападение, но враждующие после продолжительной перестрелки собрались в кружок и заключили мир.

Более серьезным является задерживание всех караванов из-за неуплаты некоторым беспокойным кабиля, занимающим дорогу между Мединой и Ямбогом (Янбо), обещанной со стороны турецкого правительства субсидии. Как было уже упомянуто, бедуины считают себя полными хозяевами своих районов и на этом основании полагают себя вправе допускать или не допускать через их землю проход караванов, в благополучном следовании которых так или иначе заинтересованы власти. В подобных случаях для уговаривания посылаются посредники из почетных представителей соседних кабиля, которым не всегда удается достичь цели; в 1897 году Ибне-Харби держали восемь месяцев закрытой дорогу между Ямбогом (Янбо) и Мединой, и цены в этом последнем городе на все предметы первой необходимости, как то: чай, сахар, мука, керосин и пр., поднялись в несколько раз.

Виновниками всех вышеуказанных бесчинств сами арабы считают нынешних шерифа и хиджазского вали, которые, не выдавая бедуинам того, что для них получается, не принимают и других более действенных мер, чтобы положить предел их своеволиям.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.