Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №97 — Мозаика
17.09.2009

Страницу подготовила
Нина АЛЕКСАНДРОВА

Диалог цивилизаций

На юг. Из летней поездки

Сергей Сергеевич Голоушев родом из дворян, сын начальника Оренбургского жандармского управления. Он родился в Петербурге в 1855 году. После окончания Оренбургской гимназии поступил в медико-хирургическую академию. В начале 1870-х годов Голоушев организовал революционный кружок, известный более под названием кружок «голоушцев». В 1874 году Сергей Голоушцев был арестован. После ссылки отошел от революционной деятельности, работал врачом, был членом литературного кружка «Среды». С. С. Голоушев был известен как литературный и театральный критик, беллетрист. Многие свои произведения Голоушев подписывал псевдонимом Сергей Глаголь. В 1900 году в Москве вышла книга С. Глаголя «На юг. Из летней поездки в Константинополь, Афины, Неаполь, Рим и Венецию».

 

Улица в КонстантиноплеПодъезжая к Константинополю и смотря на развертывающуюся перед нашими глазами картину, я невольно прежде всего искал глазами знакомые контуры святой Софии и долго не мог ее найти. Очевидно, старая Византия была построена иначе и не захватила тех холмов, с которых теперь царит над городом громадное Сулейманье-джами. Святая София скромно прячется в садах ближайшего к морю холмика старого сераля, и видно ее только отчасти с Золотого Рога от моста. Не видно ее хорошо ниоткуда и из города. Всюду прячется она то за причудливый киоск колодца Ахмета III, то за горделивую мечеть того же султана, то просто за обступившие ее дома, и больно становится на сердце, когда бродишь кругом этого сокровища и не можешь найти точки, откуда можно было бы увидать его во всей его красе, и кажется, что эта сама гордая старуха стыдится своего позора и не хочет вам показаться на глаза окруженной своими стражами.

Еще труднее пробраться внутрь мечети, и долго бродите вы среди окружающих святыню мусульманских пристроек, отыскивая те знаменитые «святые ворота», через которые только и может вступить гяур под своды отнятого у него храма. Но вот и они. Перед вами тотчас вырастает фигура в грязном халате и белой чалме, и начинается обычный торг о размере бакшиша <...>.

Святая СофияВ святой Софии есть какая-то прелесть величия, придающая храму таинственность и особое значение. И в самом деле, прошло почти четырнадцать веков, пронеслась над храмом страшная буря, вся Византия давно стерта с лица земли, грабили его венецианцы, грабили турки, Магомет II затопил его кровью и наполнил трупами, которые образовали груду в две сажени вышиной, наследники завоевателя обстроили храм двориками, пристройками и минаретами, а храм все стоит и стоит в сумрачной своей красоте, точно скованный гигант, и сами завоеватели не только не посмели его разрушить, а по образцу его же воздвигли вокруг свои мечети <...>.

Магометане ничего не тронули во святой Софии во внутренней ее архитектуре, кроме драгоценного алтаря, вместо которого виднеется маленький михраб. Тут же невдалеке ажурная кафедра для муллы и серебряная султанская ложа. Наверху, на колоннах, громадные зеленые круги с золотыми арабскими письменами, а немного повыше вашей головы стелется целая паутина кругов и узоров из железных прутьев со стеклянными стаканчиками для освещения. Вот и все, что прибавили внутри магометане.

В храме пусто, хотя кое-где видны группы учителей с учениками, которые, сидя на карточках и покачиваясь, во все горло распевают Коран. В углу за колонной какой-то нищий улегся на свернутой цыновке и спит сном праведника <...>.

Знакомство с Константинополем начинают с осмотра святой Софии, и я сделал то же самое, но это большая ошибка. После Софии уже ничто не поражает и все кажется мизерным.

Сергей Глаголь

 

Имена

Танцора невиданный труд

Чародеем танца называли Махмуда Эсамбаева. Он получил звание народного артиста в восьми республиках бывшего Советского Союза, был любимцем у публики всех возрастов и национальностей. Природа наградила артиста удивительной музыкальностью, редкой гибкостью тела и большим трудолюбием.

Он танцевал с детства. Сначала в кругу друзей, на свадьбах, потом тайком от отца бегал в хореографическую студию при Доме культуры в Грозном. В 1939 году Махмуд впервые выступил на большой сцене в составе Государственного ансамбля песни и танца Чечено-Ингушской Автономной Республики. Он стал первым из чеченских танцоров, исполнившим танцы других народов. В составе ансамбля он исполнил русский и армянский танцы.

Во время Великой Отечественной войны Махмуд Эсамбаев в составе концертной бригады уехал на фронт.

В ноябре 1944 года судьба привела Эсамбаева в Киргизский театр оперы и балета. Сначала были эпизодические роли, а марте 1952 года Эсамбаев выступил в главной партии в балете «Тарас Бульба». В Киргизии не было ни одного уголка, где не знали бы артиста. На одном из концертов Эсамбаева, проходивших по городам Урала, его пригласили в Москву. И вновь он покорил публику своими зажигательными танцами. Во время Всесоюзного художественного фестиваля Эсамбаев исполнил индийский танец «Золотой бог» и испанский танец с кастаньетами, публика рукоплескала. Эсамбаев впервые получил лауреатскую медаль.

В Испании за лучшее исполнение национального танца он был удостоен золотой медали. Самые бурные аплодисменты Эсмбаев получил, покоряя танцевальные площадки Латинской Америки, Франции, Индии. Артист изучал танцы, обычаи и нравы народов мира. В программе «Танцы народов мира» ему рукоплескали миллионы зрителей на всей планете, не знавшие чеченского и русского языков, но прекрасно понимавшие язык дара танца. Где бы ни выступал знаменитый танцор, он всегда начинал программу с чеченских танцев.

В 1961 году состоялся дебют Эсамбаева в кино. «В мире танца», «Я буду танцевать», «Земля Санникова», «Лебединое озеро», «На край света» — далеко не полный перечень фильмов с участием артиста.

«Конечно, я счастливый человек: всю жизнь делал то, что хотел, — танцевал», — признался народный любимец в одном из интервью.

 

КОЛЛЕКЦИЯ ЦИТАТ

Брань и хула людская — всё ничтожно.

Пройдите мимо, помните, друзья,

Что ни хулой, ни бранью невозможно

То осквернить, что осквернить нельзя.

Мирза Шафи

 

ДАТЫ И СОБЫТИЯ ОКТЯБРЯ

70 лет со дня образования Института языка, литературы и искусств им. Г. Ибрагимова (1939)

2 — 230 лет со дня рождения ученого, автора «Грамматики татарского языка» А. Троянского (1779–1824)

3 — 195 лет со дня рождения русского поэта М. Лермонтова (1814–1841)

20 — 90 лет со дня выхода первого номера газеты «Молодежь Татарстана» (1919)

20 — Ураза-байрам

25 — 100 лет со дня рождения народного артиста ТАССР Гали Надрюкова (1909–1989)

 

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Баширов Л. Будущее ислама в России // Россия и мусульманский мир.— 2009. — № 2. — С. 28–35.

Гарипова Я. З., Нуруллина Р. В. Социальные и этноконфессиональные установки мусульманской молодежи // Человек. — 2009. — № 1. —
С. 42–48. — (Откуда и куда).

Ефименко М. Ислам и политика в России // Россия и мусульманский мир. — 2009. — № 3. — С. 23–30.

Игнатенко А. Слово и дело. Барак Обама и исламский вопрос // Россия в глобальной политике. — 2009. — Т. 7,
№ 2. — С. 128–140.

Кармаданов О. А. Ислам и современность: некоторые подходы // Социально-гуманитарные знания. — 2009. — № 2. — С. 115–126.

Малашенко А. В. Будем знакомы: Ислам // Дружба народов. — 2009. — № 5. — С. 147–190. — (Нация и мир).Фрагменты книги известного исламоведа об основах мусульманского вероучения, изложенные в доходчивой форме для тех, кто не знаком с исламом.

Прогожина С. В. Удел мусульманки // Азия и Африка сегодня. — 2009. — № 2. — С. 65–70. — (Культура, литература, искусство). По следам женских откровений алжирских писательниц.

Уразманова Р. К. Мусульманские обряды в быту татар // Этнографическое обозрение. — 2009. — № 1. —
С. 13–27. — (Этнография религии).

Фалунин Г. Иран: 30 лет становления исламского государства // Зарубежное военное обозрение. — 2009. — № 4. — С. 30–41.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.