Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №97 — Мозаика
17.09.2009

Страницу подготовила
Нина АЛЕКСАНДРОВА

Диалог цивилизаций

На юг. Из летней поездки

Сергей Сергеевич Голоушев родом из дворян, сын начальника Оренбургского жандармского управления. Он родился в Петербурге в 1855 году. После окончания Оренбургской гимназии поступил в медико-хирургическую академию. В начале 1870-х годов Голоушев организовал революционный кружок, известный более под названием кружок «голоушцев». В 1874 году Сергей Голоушцев был арестован. После ссылки отошел от революционной деятельности, работал врачом, был членом литературного кружка «Среды». С. С. Голоушев был известен как литературный и театральный критик, беллетрист. Многие свои произведения Голоушев подписывал псевдонимом Сергей Глаголь. В 1900 году в Москве вышла книга С. Глаголя «На юг. Из летней поездки в Константинополь, Афины, Неаполь, Рим и Венецию».

 

Улица в КонстантиноплеПодъезжая к Константинополю и смотря на развертывающуюся перед нашими глазами картину, я невольно прежде всего искал глазами знакомые контуры святой Софии и долго не мог ее найти. Очевидно, старая Византия была построена иначе и не захватила тех холмов, с которых теперь царит над городом громадное Сулейманье-джами. Святая София скромно прячется в садах ближайшего к морю холмика старого сераля, и видно ее только отчасти с Золотого Рога от моста. Не видно ее хорошо ниоткуда и из города. Всюду прячется она то за причудливый киоск колодца Ахмета III, то за горделивую мечеть того же султана, то просто за обступившие ее дома, и больно становится на сердце, когда бродишь кругом этого сокровища и не можешь найти точки, откуда можно было бы увидать его во всей его красе, и кажется, что эта сама гордая старуха стыдится своего позора и не хочет вам показаться на глаза окруженной своими стражами.

Еще труднее пробраться внутрь мечети, и долго бродите вы среди окружающих святыню мусульманских пристроек, отыскивая те знаменитые «святые ворота», через которые только и может вступить гяур под своды отнятого у него храма. Но вот и они. Перед вами тотчас вырастает фигура в грязном халате и белой чалме, и начинается обычный торг о размере бакшиша <...>.

Святая СофияВ святой Софии есть какая-то прелесть величия, придающая храму таинственность и особое значение. И в самом деле, прошло почти четырнадцать веков, пронеслась над храмом страшная буря, вся Византия давно стерта с лица земли, грабили его венецианцы, грабили турки, Магомет II затопил его кровью и наполнил трупами, которые образовали груду в две сажени вышиной, наследники завоевателя обстроили храм двориками, пристройками и минаретами, а храм все стоит и стоит в сумрачной своей красоте, точно скованный гигант, и сами завоеватели не только не посмели его разрушить, а по образцу его же воздвигли вокруг свои мечети <...>.

Магометане ничего не тронули во святой Софии во внутренней ее архитектуре, кроме драгоценного алтаря, вместо которого виднеется маленький михраб. Тут же невдалеке ажурная кафедра для муллы и серебряная султанская ложа. Наверху, на колоннах, громадные зеленые круги с золотыми арабскими письменами, а немного повыше вашей головы стелется целая паутина кругов и узоров из железных прутьев со стеклянными стаканчиками для освещения. Вот и все, что прибавили внутри магометане.

В храме пусто, хотя кое-где видны группы учителей с учениками, которые, сидя на карточках и покачиваясь, во все горло распевают Коран. В углу за колонной какой-то нищий улегся на свернутой цыновке и спит сном праведника <...>.

Знакомство с Константинополем начинают с осмотра святой Софии, и я сделал то же самое, но это большая ошибка. После Софии уже ничто не поражает и все кажется мизерным.

Сергей Глаголь

 

Имена

Танцора невиданный труд

Чародеем танца называли Махмуда Эсамбаева. Он получил звание народного артиста в восьми республиках бывшего Советского Союза, был любимцем у публики всех возрастов и национальностей. Природа наградила артиста удивительной музыкальностью, редкой гибкостью тела и большим трудолюбием.

Он танцевал с детства. Сначала в кругу друзей, на свадьбах, потом тайком от отца бегал в хореографическую студию при Доме культуры в Грозном. В 1939 году Махмуд впервые выступил на большой сцене в составе Государственного ансамбля песни и танца Чечено-Ингушской Автономной Республики. Он стал первым из чеченских танцоров, исполнившим танцы других народов. В составе ансамбля он исполнил русский и армянский танцы.

Во время Великой Отечественной войны Махмуд Эсамбаев в составе концертной бригады уехал на фронт.

В ноябре 1944 года судьба привела Эсамбаева в Киргизский театр оперы и балета. Сначала были эпизодические роли, а марте 1952 года Эсамбаев выступил в главной партии в балете «Тарас Бульба». В Киргизии не было ни одного уголка, где не знали бы артиста. На одном из концертов Эсамбаева, проходивших по городам Урала, его пригласили в Москву. И вновь он покорил публику своими зажигательными танцами. Во время Всесоюзного художественного фестиваля Эсамбаев исполнил индийский танец «Золотой бог» и испанский танец с кастаньетами, публика рукоплескала. Эсамбаев впервые получил лауреатскую медаль.

В Испании за лучшее исполнение национального танца он был удостоен золотой медали. Самые бурные аплодисменты Эсмбаев получил, покоряя танцевальные площадки Латинской Америки, Франции, Индии. Артист изучал танцы, обычаи и нравы народов мира. В программе «Танцы народов мира» ему рукоплескали миллионы зрителей на всей планете, не знавшие чеченского и русского языков, но прекрасно понимавшие язык дара танца. Где бы ни выступал знаменитый танцор, он всегда начинал программу с чеченских танцев.

В 1961 году состоялся дебют Эсамбаева в кино. «В мире танца», «Я буду танцевать», «Земля Санникова», «Лебединое озеро», «На край света» — далеко не полный перечень фильмов с участием артиста.

«Конечно, я счастливый человек: всю жизнь делал то, что хотел, — танцевал», — признался народный любимец в одном из интервью.

 

КОЛЛЕКЦИЯ ЦИТАТ

Брань и хула людская — всё ничтожно.

Пройдите мимо, помните, друзья,

Что ни хулой, ни бранью невозможно

То осквернить, что осквернить нельзя.

Мирза Шафи

 

ДАТЫ И СОБЫТИЯ ОКТЯБРЯ

70 лет со дня образования Института языка, литературы и искусств им. Г. Ибрагимова (1939)

2 — 230 лет со дня рождения ученого, автора «Грамматики татарского языка» А. Троянского (1779–1824)

3 — 195 лет со дня рождения русского поэта М. Лермонтова (1814–1841)

20 — 90 лет со дня выхода первого номера газеты «Молодежь Татарстана» (1919)

20 — Ураза-байрам

25 — 100 лет со дня рождения народного артиста ТАССР Гали Надрюкова (1909–1989)

 

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Баширов Л. Будущее ислама в России // Россия и мусульманский мир.— 2009. — № 2. — С. 28–35.

Гарипова Я. З., Нуруллина Р. В. Социальные и этноконфессиональные установки мусульманской молодежи // Человек. — 2009. — № 1. —
С. 42–48. — (Откуда и куда).

Ефименко М. Ислам и политика в России // Россия и мусульманский мир. — 2009. — № 3. — С. 23–30.

Игнатенко А. Слово и дело. Барак Обама и исламский вопрос // Россия в глобальной политике. — 2009. — Т. 7,
№ 2. — С. 128–140.

Кармаданов О. А. Ислам и современность: некоторые подходы // Социально-гуманитарные знания. — 2009. — № 2. — С. 115–126.

Малашенко А. В. Будем знакомы: Ислам // Дружба народов. — 2009. — № 5. — С. 147–190. — (Нация и мир).Фрагменты книги известного исламоведа об основах мусульманского вероучения, изложенные в доходчивой форме для тех, кто не знаком с исламом.

Прогожина С. В. Удел мусульманки // Азия и Африка сегодня. — 2009. — № 2. — С. 65–70. — (Культура, литература, искусство). По следам женских откровений алжирских писательниц.

Уразманова Р. К. Мусульманские обряды в быту татар // Этнографическое обозрение. — 2009. — № 1. —
С. 13–27. — (Этнография религии).

Фалунин Г. Иран: 30 лет становления исламского государства // Зарубежное военное обозрение. — 2009. — № 4. — С. 30–41.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.