Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №97 — Сети российских мусульман: благотворительные общества
17.09.2009

В настоящее время часто говорится о создании мусульманских структур, способных помочь несостоятельным, но активным слоям общества найти свое место под солнцем. Не секрет, что растущий радикализм молодежи заставляет задумываться о таких механизмах стабилизации. В этом отношении особо важен опыт благотворительных обществ, преимущественно начала прошлого века.

Благотворительные общины помогали необеспеченным подросткам и молодежи получить образование и соответственно найти нормально оплачиваемую работу. К тому же здесь учили бесценным навыкам социализации в городской жизни в эпоху «дикого капитализма» таким способом, чтобы и мусульманином остаться, и за оружие не взяться.

В эпоху до отмены крепостного права и «великих реформ» 1860–1870-х гг. каждый мусульманин жил в своей сельской или городской общине-махалле под ее контролем, но и с ее помощью. Новая рыночная экономика создавала возможности, но за место под солнцем всегда трудно биться одному. Не случайно первое благотворительное общество было создано в бурно растущей имперской столице среди выходцев из Касимова, большинство жителей которого традиционно покидали малую родину. Бекбулатовское общество взаимной благотворительности касимовских татар в Санкт-Петербурге было создано в 1867 году. Общество, объединившее прежде всего рестораторов, помогало как финансово, так и в вопросах трудоустройства. Общество развернуло деятельность и в Касимове, где оно купило трактир, дома, земли, запасы хлеба, открыло лавки, где торговля велась по сниженным ценам. Таким образом, Бекбулатовское общество было своеобразной смесью общества взаимопомощи и кооператива. Эта форма оказалась маргинальной, и общество прекратило свою деятельность в начале 1890-х гг.

В больших городах велика была угроза ассимиляции. В наиболее крупном из мусульманских центров — Казани уже в 1844 году миллионеры братья Юнусовы открыли приют для мальчиков. В Уфе 20 ноября 1876 года открылся приют престарелых мужчин и мальчиков — магометан. Попечителем приюта являлся муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Салимгирей Тевкелев, бессменным председателем комиссии приюта — его племянник Кутлугмухаммед Тевкелев, известный как гласный губернского земского собрания, а впоследствии — депутат Государственной думы четырех созывов, председатель думской мусульманской фракции II–IV созывов. Членами комиссии были еще два будущих депутата I Госдумы — дворяне Салимгирей Джантюрин и Шахайдар Сыртланов.

Мусульманские благотворительные общества помогали низам не только питанием и одеждой в тяжелые времена и обучением их ремеслу. Они давали возможность талантливой молодежи, причем обоего пола, подняться вверх по социальному лифту и найти достаточно высокооплачиваемую профессию. Но прежде всего они учили, как оставаться татарами и членами уммы, но и быть при этом россиянами

Золотой для благотворительных обществ стала эпоха джадидизма. К концу XIX века они стали важнейшей формой общественного движения у татар. В 1890-е гг. в Казани, Петербурге, Троицке, Касимове, Астрахани, Семипалатинске создаются благотворительные общества (жэмгят хейрия) — культурные центры общин, имевшие коллегиальное управление. Благотворительные общества стали первыми собственно национальными структурами, объединившими традиционных защитников ислама с будущими политическими деятелями 1900–1910-х гг. Ориентация благотворительных обществ на развитие светского образования привлекала молодежь, стремившуюся к устройству в жизни в соответствии с изменившимися условиями. Общества начинают заменять лидеров средневековых общин в лице имамов и баев. Списки руководства этих обществ четко показывают их принадлежность к лидерам джадидизма. Вначале общества являются светскими буржуазными органами, ориентированными преимущественно на просвещение. Руководство ими находится в руках национальной элиты в лице мурз (преимущественно Уфа) богатых прогрессивных баев, джадидов из числа имамов и мударрисов и зарождающейся интеллигенции.

Благотворительные общества четко показывают роль таких центров, как Казань, Уфа и Оренбург–Троицк, начинающих играть общенациональную роль. Верхи общества осознают свою общественную роль и системно начинают помогать низам. Поэтому одновременно возникают в 1898 году Казанское общество пособия бедным мусульманам, Уфимское попечительство о бедных мусульманах и Троицкое мусульманское благотворительное общество. В Троицке также открывается сиротский приют. Следует отметить, что даже такая помощь местами блокировалась властями. Так, в 1903 году Мусульманское благотворительное общество в Санкт-Петербурге попыталось внести изменения в свой устав, предполагавшие предоставление ему права устраивать для мусульман больницы, богадельни и приюты, собирать пожертвования путем подписки листов, а также учредить жетон общества. Министерство внутренних отказало, заявив, что «при существовании в СПб. общих благотворительных учреждений в устройстве особых национальных учреждений для магометан необходимости не усматривается». В спецзаписке от 30.04.1903 года Департамент духовных дел иностранных исповеданий (ДДИИ МВД) констатировал, что «дополнение это признавалось бы нежелательным как могущее иметь своим последствием укрепление внутренней организации и расширение деятельности этого общества с образованием в Санкт-Петербурге сплоченного центра магометанства...». Если отказывают умеренным, то побеждают радикалы. Поэтому не случайно учащаяся молодежь Петербурга двигалась в сторону социал-демократов и эсеров...

Поддержка социальной инфраструктуры мусульманской части города, где отсутствовали больницы, была важнейшей целью в столице татар. В 1914 году Казанское общество пособия бедным мусульманам содержало детский приют с 2 школами, богадельню, амбулаторию и родовспомогательное отделение со зданием родильного приюта. Деятельность общества охватывала 5220 человек, что составляло 16,9% татарского населения города.

Новое измерение приобретают общества в период революции 1905–1907 гг., когда начинается их массовое открытие. Мусульманам Оренбурга удалось создать обществ только в 1906 году. Тогда же была открыта мусульманская бесплатная библиотека (ныне Татарская библиотека им. Х. Ямашева), которую в 1907 году посетили 12 251 человек, абонементом воспользовались 1984 лица. К 1914 году ее книжный фонд насчитывал 4414 томов. Общество финансировало создание и деятельность 3 мусульманских начальных школ на беднейших окраинах города: мужской — на Новых местах, женской и мужской — в Форштадте, вносило плату за обучение недостаточных школьников и студентов, организовывало раздачу хлеба и горячее питание в 16 городских мектебах, выдавало пособия на прокормление бедных учеников мусульманских сельских школ. Ежегодно летом проводило трехмесячные курсы для обучения русской грамоте взрослых и детей: 40 беднейших — бесплатно, а остальных — за плату в 3 руб., устраивало лекции, популярные чтения, беседы и вечера.

В 1913 году общество за 7500 руб. купило дом, в котором осенью открылась трехгодичная учебно-вспомогательная мастерская для обучения 20 детей бедных мусульман столярному ремеслу. Особое внимание общество уделяло оказанию помощи нуждающимся: выдавало денежные пособия лицам, попавшим в трудные жизненные ситуации, открывало бесплатные столовые в районах, пострадавших от неурожая, командировало на места своих уполномоченных для раздачи хлеба, одежды и обуви, предоставляло финансовую поддержку станции скорой помощи, оренбургскому родильному приюту, оплачивая содержание мест для единоверок. После начала I мировой войны оно уступило собственное здание под лазарет на 30 коек для раненых и больных воинов, который открылся в сентябре 1914 года. Его содержание ежегодно обходилось в 8000 руб.

Оренбургская губерния в начале 1910-х гг., в период относительной либерализации, наступившей после смерти П. А. Столыпина, вышла на лидирующие позиции как по числу обществ, так и по их многофункциональности. Ведущее место заняло Оренбургское общество попечения об учащихся мусульманах, созданное в 1912 году. Среди «звездных имен» в его руководстве значились Фатих Карими, Мухаммедзакир Рамиев (Дэрдменд), Галимджан и Бурхан Шарафы, Сунгатулла Бикбулатов, Мухтар Мутин, Шакир Мухамедьяров, Нургали Надиев, Риза Фахретдин, Махмут Галяу, Салмигирей Джантюрин, Садри Максуди. Каждое из них составляет легенду в благотворительности или богословии, политике или педагогике, сценическом искусстве или литературе.

В 1913 году общество насчитывало в своих рядах 192 человека. Оно выдавало безвозмездные пособия или беспроцентные ссуды мусульманам, поступающим или уже обучающимся на различных курсах, в начальных, средних и высших учебных заведениях Санкт-Петербурга, Москвы, Акмолы, Бузулука, Казани, Кунгура, Оренбурга, Перми, Уфы, Челябинска и др. Осенью 1913 года общество открыло в Оренбурге подготовительную школу для детей-мусульман в возрасте 7–12 лет, желающих поступить в гимназии и реальные училища. Полный курс обучения был рассчитан на 4 года и включал в себя вероучение, русский и татарский языки, арифметику и рисование.

Особым видом были женские мусульманские благотворительные общества Уфы и Оренбурга. Из наиболее талантливых они готовили учительниц, для других создавали школы кройки и шитья.

Таким образом, мусульманские благотворительные общества помогали низам не только питанием и одеждой в тяжелые времена и обучением их ремеслу. Они давали возможность талантливой молодежи, причем обоего пола, подняться вверх по социальному лифту и найти достаточно высокооплачиваемую профессию. Но прежде всего они учили, как оставаться татарами и членами уммы, но и быть при этом россиянами.

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук, Казань

Денис Денисов,
кандидат исторических наук, Оренбург



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.