Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №97 — Сети российских мусульман: благотворительные общества
17.09.2009

В настоящее время часто говорится о создании мусульманских структур, способных помочь несостоятельным, но активным слоям общества найти свое место под солнцем. Не секрет, что растущий радикализм молодежи заставляет задумываться о таких механизмах стабилизации. В этом отношении особо важен опыт благотворительных обществ, преимущественно начала прошлого века.

Благотворительные общины помогали необеспеченным подросткам и молодежи получить образование и соответственно найти нормально оплачиваемую работу. К тому же здесь учили бесценным навыкам социализации в городской жизни в эпоху «дикого капитализма» таким способом, чтобы и мусульманином остаться, и за оружие не взяться.

В эпоху до отмены крепостного права и «великих реформ» 1860–1870-х гг. каждый мусульманин жил в своей сельской или городской общине-махалле под ее контролем, но и с ее помощью. Новая рыночная экономика создавала возможности, но за место под солнцем всегда трудно биться одному. Не случайно первое благотворительное общество было создано в бурно растущей имперской столице среди выходцев из Касимова, большинство жителей которого традиционно покидали малую родину. Бекбулатовское общество взаимной благотворительности касимовских татар в Санкт-Петербурге было создано в 1867 году. Общество, объединившее прежде всего рестораторов, помогало как финансово, так и в вопросах трудоустройства. Общество развернуло деятельность и в Касимове, где оно купило трактир, дома, земли, запасы хлеба, открыло лавки, где торговля велась по сниженным ценам. Таким образом, Бекбулатовское общество было своеобразной смесью общества взаимопомощи и кооператива. Эта форма оказалась маргинальной, и общество прекратило свою деятельность в начале 1890-х гг.

В больших городах велика была угроза ассимиляции. В наиболее крупном из мусульманских центров — Казани уже в 1844 году миллионеры братья Юнусовы открыли приют для мальчиков. В Уфе 20 ноября 1876 года открылся приют престарелых мужчин и мальчиков — магометан. Попечителем приюта являлся муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Салимгирей Тевкелев, бессменным председателем комиссии приюта — его племянник Кутлугмухаммед Тевкелев, известный как гласный губернского земского собрания, а впоследствии — депутат Государственной думы четырех созывов, председатель думской мусульманской фракции II–IV созывов. Членами комиссии были еще два будущих депутата I Госдумы — дворяне Салимгирей Джантюрин и Шахайдар Сыртланов.

Мусульманские благотворительные общества помогали низам не только питанием и одеждой в тяжелые времена и обучением их ремеслу. Они давали возможность талантливой молодежи, причем обоего пола, подняться вверх по социальному лифту и найти достаточно высокооплачиваемую профессию. Но прежде всего они учили, как оставаться татарами и членами уммы, но и быть при этом россиянами

Золотой для благотворительных обществ стала эпоха джадидизма. К концу XIX века они стали важнейшей формой общественного движения у татар. В 1890-е гг. в Казани, Петербурге, Троицке, Касимове, Астрахани, Семипалатинске создаются благотворительные общества (жэмгят хейрия) — культурные центры общин, имевшие коллегиальное управление. Благотворительные общества стали первыми собственно национальными структурами, объединившими традиционных защитников ислама с будущими политическими деятелями 1900–1910-х гг. Ориентация благотворительных обществ на развитие светского образования привлекала молодежь, стремившуюся к устройству в жизни в соответствии с изменившимися условиями. Общества начинают заменять лидеров средневековых общин в лице имамов и баев. Списки руководства этих обществ четко показывают их принадлежность к лидерам джадидизма. Вначале общества являются светскими буржуазными органами, ориентированными преимущественно на просвещение. Руководство ими находится в руках национальной элиты в лице мурз (преимущественно Уфа) богатых прогрессивных баев, джадидов из числа имамов и мударрисов и зарождающейся интеллигенции.

Благотворительные общества четко показывают роль таких центров, как Казань, Уфа и Оренбург–Троицк, начинающих играть общенациональную роль. Верхи общества осознают свою общественную роль и системно начинают помогать низам. Поэтому одновременно возникают в 1898 году Казанское общество пособия бедным мусульманам, Уфимское попечительство о бедных мусульманах и Троицкое мусульманское благотворительное общество. В Троицке также открывается сиротский приют. Следует отметить, что даже такая помощь местами блокировалась властями. Так, в 1903 году Мусульманское благотворительное общество в Санкт-Петербурге попыталось внести изменения в свой устав, предполагавшие предоставление ему права устраивать для мусульман больницы, богадельни и приюты, собирать пожертвования путем подписки листов, а также учредить жетон общества. Министерство внутренних отказало, заявив, что «при существовании в СПб. общих благотворительных учреждений в устройстве особых национальных учреждений для магометан необходимости не усматривается». В спецзаписке от 30.04.1903 года Департамент духовных дел иностранных исповеданий (ДДИИ МВД) констатировал, что «дополнение это признавалось бы нежелательным как могущее иметь своим последствием укрепление внутренней организации и расширение деятельности этого общества с образованием в Санкт-Петербурге сплоченного центра магометанства...». Если отказывают умеренным, то побеждают радикалы. Поэтому не случайно учащаяся молодежь Петербурга двигалась в сторону социал-демократов и эсеров...

Поддержка социальной инфраструктуры мусульманской части города, где отсутствовали больницы, была важнейшей целью в столице татар. В 1914 году Казанское общество пособия бедным мусульманам содержало детский приют с 2 школами, богадельню, амбулаторию и родовспомогательное отделение со зданием родильного приюта. Деятельность общества охватывала 5220 человек, что составляло 16,9% татарского населения города.

Новое измерение приобретают общества в период революции 1905–1907 гг., когда начинается их массовое открытие. Мусульманам Оренбурга удалось создать обществ только в 1906 году. Тогда же была открыта мусульманская бесплатная библиотека (ныне Татарская библиотека им. Х. Ямашева), которую в 1907 году посетили 12 251 человек, абонементом воспользовались 1984 лица. К 1914 году ее книжный фонд насчитывал 4414 томов. Общество финансировало создание и деятельность 3 мусульманских начальных школ на беднейших окраинах города: мужской — на Новых местах, женской и мужской — в Форштадте, вносило плату за обучение недостаточных школьников и студентов, организовывало раздачу хлеба и горячее питание в 16 городских мектебах, выдавало пособия на прокормление бедных учеников мусульманских сельских школ. Ежегодно летом проводило трехмесячные курсы для обучения русской грамоте взрослых и детей: 40 беднейших — бесплатно, а остальных — за плату в 3 руб., устраивало лекции, популярные чтения, беседы и вечера.

В 1913 году общество за 7500 руб. купило дом, в котором осенью открылась трехгодичная учебно-вспомогательная мастерская для обучения 20 детей бедных мусульман столярному ремеслу. Особое внимание общество уделяло оказанию помощи нуждающимся: выдавало денежные пособия лицам, попавшим в трудные жизненные ситуации, открывало бесплатные столовые в районах, пострадавших от неурожая, командировало на места своих уполномоченных для раздачи хлеба, одежды и обуви, предоставляло финансовую поддержку станции скорой помощи, оренбургскому родильному приюту, оплачивая содержание мест для единоверок. После начала I мировой войны оно уступило собственное здание под лазарет на 30 коек для раненых и больных воинов, который открылся в сентябре 1914 года. Его содержание ежегодно обходилось в 8000 руб.

Оренбургская губерния в начале 1910-х гг., в период относительной либерализации, наступившей после смерти П. А. Столыпина, вышла на лидирующие позиции как по числу обществ, так и по их многофункциональности. Ведущее место заняло Оренбургское общество попечения об учащихся мусульманах, созданное в 1912 году. Среди «звездных имен» в его руководстве значились Фатих Карими, Мухаммедзакир Рамиев (Дэрдменд), Галимджан и Бурхан Шарафы, Сунгатулла Бикбулатов, Мухтар Мутин, Шакир Мухамедьяров, Нургали Надиев, Риза Фахретдин, Махмут Галяу, Салмигирей Джантюрин, Садри Максуди. Каждое из них составляет легенду в благотворительности или богословии, политике или педагогике, сценическом искусстве или литературе.

В 1913 году общество насчитывало в своих рядах 192 человека. Оно выдавало безвозмездные пособия или беспроцентные ссуды мусульманам, поступающим или уже обучающимся на различных курсах, в начальных, средних и высших учебных заведениях Санкт-Петербурга, Москвы, Акмолы, Бузулука, Казани, Кунгура, Оренбурга, Перми, Уфы, Челябинска и др. Осенью 1913 года общество открыло в Оренбурге подготовительную школу для детей-мусульман в возрасте 7–12 лет, желающих поступить в гимназии и реальные училища. Полный курс обучения был рассчитан на 4 года и включал в себя вероучение, русский и татарский языки, арифметику и рисование.

Особым видом были женские мусульманские благотворительные общества Уфы и Оренбурга. Из наиболее талантливых они готовили учительниц, для других создавали школы кройки и шитья.

Таким образом, мусульманские благотворительные общества помогали низам не только питанием и одеждой в тяжелые времена и обучением их ремеслу. Они давали возможность талантливой молодежи, причем обоего пола, подняться вверх по социальному лифту и найти достаточно высокооплачиваемую профессию. Но прежде всего они учили, как оставаться татарами и членами уммы, но и быть при этом россиянами.

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук, Казань

Денис Денисов,
кандидат исторических наук, Оренбург



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.