Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №97 — Арслан Садриев: «Рост числа общин требует от ДУМЕР серьезных структурных изменений»
17.09.2009

Арслан Садриев:
«Рост числа общин требует от ДУМЕР серьезных структурных изменений»

В конце сентября в Москве пройдет очередной, V съезд Духовного управления мусульман европейской части России. Для участия в нем в Москву съедутся руководители и представители религиозных общин из 36 субъектов Российской Федерации. О повестке съезда и круге вопросов, которые будут на нем затронуты, мы попросили рассказать руководителя департамента внутренних дел Духовного управления мусульман европейской части России Арслана-хазрата Садриева.

— Салам алейкум, Арслан-хазрат. Расскажите, пожалуйста, подробнее о программе работы съезда.

— В ходе съезда, который состоится 23 сентября в московской резиденции Совета муфтиев России, будет заслушан отчетный доклад председателя ДУМЕР муфтия шейха Равиля Гайнутдина, в котором он расскажет об итогах работы за 2004–2009 годы, а также отчет ревизионной комиссии. Кроме того, состоятся выборы председателя ДУМЕР, как это предусматривает устав организации.

Выборы будут проходить открытым голосованием, в них примут участие все делегаты, прибывшие на съезд. В их числе будут находиться руководители духовных управлений мусульман и мусульманских общин, действующих под юрисдикцией нашей организации. В настоящее время кандидатом на должность главы ДУМЕР выдвинут только муфтий Равиль Гайнутдин, никто другой о своих претензиях не заявлял. Впрочем, возможно, новый претендент объявит о себе уже на самом съезде. Помимо главы организации, будет обновлен ее руководящий орган — президиум ДУМЕР. Завершится съезд принятием итоговых документов и церемонией водружения полумесяца на минарет строящейся соборной мечети.

— Чем обусловлена необходимость избрания нового состава президиума ДУМЕР?

— Объективными причинами. Как известно, президиум ДУМЕР включает в себя 14 авторитетных религиозных и общественных деятелей. Со времени его последнего избрания в составе президиума произошли некоторые изменения. Во-первых, ушел из жизни главный редактор общероссийской газеты «Ислам Минбаре» Талиб Саидбаев. Во-вторых, из состава президиума были выведены Рустам-хазрат Батров, покинувший пост имам-хатыба Ярославской мечети, и Умар-хазрат Идрисов, бывший председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области.

— Сколько мусульманских общин в настоящее время объединяет Духовное управление мусульман европейской части России?

— Более 350, точное их количество я затрудняюсь назвать, поскольку еще несколько десятков общин проходит в настоящее время государственную регистрацию.

— А какова динамика роста их количества? Какие регионы вы относите к лидерам по числу зарегистрированных мусульманских организаций, а какие — к аутсайдерам?

— За каждые пять лет число общин в юрисдикции ДУМЕР удваивается. К примеру, ко времени созыва предыдущего IV съезда их насчитывалось 170, сейчас, как я уже говорил, речь идет уже о 350 организациях. Наименьшее их количество регистрируется в Северо-Западном федеральном округе, хотя, надо отметить, последние пару лет здесь наблюдается некоторое оживление. Среди наиболее активных в этом отношении регионов пальму первенства делят Приволжский и Южный федеральные округа, что вполне понятно, поскольку здесь компактно проживает мусульманское население. При сохранении нынешних темпов мы ожидаем, что через пять лет, к созыву очередного съезда ДУМЕР, число входящих в него организаций перевалит за седьмую сотню. 700 организаций — серьезная сила и вместе с тем серьезная проблема, потому что для их нормального функционирования понадобится глубокая реструктуризация и, конечно, это заявка на наличие специалистов.

— Значит ли это, что в рамках заявленной вами реструктуризации будут пересмотрены отношения центральных структур ДУМЕР с мусульманскими организациями в регионах?

— Увеличение числа общин вызывает к жизни необходимость выработки в том числе и новых принципов взаимодействия, поскольку привязка всех мусульманских организаций, и мелких, и крупных, к одному центру представляется в этих условиях весьма проблематичной.

— Известны ли сроки начала реализации этой организационной реформы? Какие конкретно структурные изменения она предусматривает?

— На съезде предполагается внести необходимые для данного развития изменения и дополнения в Устав ДУМЕР, как это полагается в соответствии с требованиями Министерства юстиции. В законченном виде структура будет выглядеть следующим образом: централизованной религиозной организацией мусульман, в составе ДУМЕР, в пределах федерального округа станет Духовное управление мусульман — муфтият, который будет объединять под своей юрисдикцией централизованные религиозные организации мусульман областного уровня — казыяты. Те, в свою очередь, будут подразделяться на централизованные религиозные организации мусульман меньшего порядка — мухтасибаты. В состав последних будут входить от 3 до 30 местных религиозных организаций мусульман, в казыяты — от 3 до 30 мухтасибатов, в муфтияты — от 3 до 30 казыятов. Таким образом, мы планируем создать стройную организационную структуру, достаточно гибкую и легко управляемую.

— А что будет с уже существующими духовными управлениями мусульман, входящими в структуру ДУМЕР? Как вы намерены встраивать их в создаваемую систему?

— Пока они останутся за скобками реформы, однако в будущем она коснется и их. Впрочем, мы не намерены форсировать процесс реструктуризации, во всяком случае в ближайшие пять лет вопрос о существующих ДУМах не будет подниматься.

— А кто будет ведать назначением глав новых организационных структур? Станет ли вопрос выборов казыев и мухтасибов прерогативой центрального органа ДУМЕР или его будут решать исключительно на местах?

— Все просто: главы местных религиозных организаций будут избирать мухтасибов, а те, в свою очередь, — глав казыятов. При этом итоги выборов всякий раз должны будут быть одобрены вышестоящей организацией.

— Арслан-хазрат, по долгу службы мне регулярно приходится общаться с руководителями мусульманских общин центральной части России. Из разговоров с ними создается впечатление, что, несмотря на порой большую географическую удаленность друг от друга, все они сталкиваются практически с одинаковыми проблемами. Это трудности с регистрацией общин, оформлением бумаг на землеотвод участка под строительство мечети, хроническое отсутствие средств.

— Вы правы. Но хотелось бы отметить, что зачастую эти проблемы упираются в банальное нежелание (или неумение) что-либо изменить. Советский Союз, откуда все мы родом, воспитал в людях массовое иждивенчество. Нередко вместо того, чтобы пробовать переломить создавшуюся ситуацию, люди ждут, когда явится некто, кто выполнит за них всю работу. А ведь мы живем в стране, где религия отделена от государства, которое если и оказывает нам помощь, то не в таком объеме, чтобы удовлетворить все наши потребности. Поэтому основную часть нагрузки мы, мусульмане, должны нести сами. Это и является проблемой всех наших религиозных организаций. В результате нехватка средств приводит к тому, что мусульманские общины оказываются не в состоянии развивать систему образования и элементарно пригласить на работу квалифицированного имама.

— На ваш взгляд, нехватка средств непосредственно связана с малой активностью членов и руководства мусульманских общин?

— Вы знаете, это замкнутый круг. У людей нет средств, чтобы нанять образованного имама, а если нет образованного имама, не ведется обучение, нет просвещения — нет людей, нет людей — нет средств, нет средств — нет имама. Круг замкнулся.

— Как вы полагаете, создание новых структур — мухтасибатов и казыятов — поможет разорвать этот порочный круг?

— Согласитесь, вместе нам будет проще решать общие проблемы, будет легче поднимать их перед президентом, правительством, представителями президента в федеральных округах. А пока одна религиозная организация — это всего лишь одна религиозная организация. Ее учредителями, как известно, могут выступать 10 человек. Представьте себе такую ситуацию: приходит глава мусульманской общины к представителю власти и говорит: «Мусульманам нужна мечеть». — «А сколько здесь мусульман?» — спрашивает чиновник. «Их здесь тысячи!» — «А сколько их в твоей общине?» — «У меня только 10». — «В таком случае собирайтесь у кого-либо на квартире и молитесь», — вот чем обычно заканчиваются подобные беседы.

Кроме того, мы намерены финансово поддержать новые, создаваемые организации. Для этого среди них будут распределяться средства, собранные у тех мусульманских общин, которые уже встали на ноги.

— Не боитесь ли вы, что эта мера вызовет недовольство у МРОМ, чьи средства вы намерены аккумулировать для последующего распределения среди их менее состоятельных в финансовом плане собратьев?

— Мы понимаем, что при реализации этого замысла нам придется столкнуться с проявлениями местнического эгоизма. Это достаточно серьезная проблема, хотя и вполне понятная. Люди говорят: «Мы сами нашли средства, мы трудились, мы подняли нашу мечеть, мы ее финансируем. Что мешает другим последовать нашему примеру?» Они правы, однако в исламе никто не отменял понятия братской взаимопомощи. Братья, мы понимаем, вам было тяжело, но вы выстояли и встали на ноги. Давайте теперь поможем нашим единоверцам, чтобы затем они примкнули к нам и в свою очередь начали помогать другим. Думаю, наши аргументы будут услышаны.

— Вы не могли бы уточнить, о суммах какого порядка идет речь?

— Пять процентов бюджета организации. Именно такая сумма была закреплена в уставах этих организаций при регистрации.

Беседовала
Патимат Гусейнова



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.