Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №97 — Абдул-Вахед Ниязов: «Признание России в качестве супердержавы именно со стороны мусульманского мира вернуло ее в этот статус»
17.09.2009

Абдул-вахед ниязов:
«признание России в качестве супердержавы именно со
стороны мусульманского мира вернуло ее в этот статус»

— Можете ли вы прокомментировать политическую линию российского государства в той ее части, где наша страна декларирует тесную связь с исламским миром?

— Фактическое начало этого процесса было заложено с момента вступления России наблюдателем в Организацию Исламская конференция (ОИК) на памятном всем саммите глав государств и правительств ОИК в Малайзии в 2005 году. Другое важное событие, внутригосударственного значения, было на открытии первой сессии вновь избранного парламента Чеченской Республики. Помните, Владимир Владимирович Путин сказал тогда, что Россия всегда являлась не только другом и партнером, но и защитником мусульманского мира. И эти слова, уже рассчитанные на внутрироссийскую аудиторию, сказанные им в Грозном на открытии сессии парламента, ознаменовали начало новой страницы во взаимоотношении российских властей с исламским миром, с уммой. Я считаю, что именно вот с этих двух отправных точек началась новая политическая линия страны, о которой вы спрашиваете. Причем мы знаем, что оппозиция внутри Кремля и в МИДе к такой инициативе В. В. Путина была очень серьезной. Надо отметить и следующее: если раньше подобные внешнеполитические моменты никак не соотносились с внутренней политикой государства, то при Путине мы увидели, что они наконец стали состыковываться. То есть по отношению к мусульманам единые речи озвучивались и на внешний мир, и на внутренний; все стало приходить как-то в гармонию. И последние шаги нашего президента Д. А. Медведева являются, мне кажется, неким логическим завершением вот этой транзитной ситуации, когда от конфронтации и непонимания в лучшем случае по отношению к мусульманскому сообществу и мусульманскому миру, которую мы наблюдали раньше, Россия сегодня перешла, обозначила себя как партнера и союзника мусульманского мира. Сейчас мы наблюдаем начало некого нового этапа. Нашей конференцией мы хотим как бы провести некую черту, обозначив это начало.

— Что вы называете новым этапом взаимоотношений России и исламского мира, каковы его особенности?

— Отношения восстановлены, акценты расставлены. Теперь речь идет о наращивании сотрудничества и наполнении его реальным содержанием в геополитической, стратегической, экономической области, духовно-нравственных, моральных вопросах, в области культурного обмена и т. д. Дело в том, что Россия сегодня вернулась в статус супердержавы, став одной из четырех держав наряду с США, Евросоюзом и Китаем. Во многом это произошло благодаря тому, что наступила стабилизация на Северном Кавказе, прежде всего в Чечне, что дало возможность заниматься, например, экономикой. Потому что мы помним, что в конце 1990-х — начале 2000-х Россия была полностью погружена в эту проблему. И второе, признание России в качестве супердержавы именно со стороны мусульманского мира вернуло ее в этот статус. Европа даже сегодня не хочет с этими реалиями соглашаться, как и США, которые тоже не хотят нас признать в таком качестве. И поэтому признание России мусульманским миром в качестве великой державы, и различные реверансы, который те или иные мусульманские страны демонстрируют по отношению к нам, — вот они-то и позволили нам вернуться в этот статус. И это немаловажно!

Повернувшись лицом к исламу, истеблишмент нашей страны, Россия как государство увидели, что мусульмане, рискуя собственной жизнью, включая чеченцев, дагестанцев и др., остановили развал страны и фактически защитили ее от распада и хаоса. А если говорить о внешнем факторе, то — я повторюсь — именно мусульманский мир помог вернуться России в статус великой державы. Поэтому и такая заинтересованность сейчас двигаться совместно вперед.

— А как насчет различного рода проблем на этом пути?

— Есть, конечно, проблемы, прежде всего инерционное мышление спецслужб или даже их нежелание адекватно работать в новых условиях. И сегодня многие сотрудники ФСБ, МВД, ГРУ видят под словом «мусульманин» или «мусульманское» нечто, представляющее как минимум потенциальную опасность. Это также инерционность мышления чиновников, в том числе от судебной власти. Как вы помните, недавно у нас был даже парад районных судов по запрещению литературы, и это до сих пор продолжается, хотя уже оценки этого процесса были даны и президентом. Когда какая-нибудь Клавдия Петрована из какого-то Урюпинска может запретить издание письма аятоллы Хомейни к Горбачеву — исторического документа. Разумеется, это просто бред... И региональные власти тут, конечно, не отличаются в положительную сторону. Они постоянно, причем и в мусульманских республиках, подливают масло в огонь различными своими решениями или нерешениями тех или иных элементарных вопросов.

Такое отношение властных органов не способствует улучшению климата во взаимоотношениях государства и мусульманской части общества. Беспредел правоохранительных органов, прежде всего по линии МВД, в Кабарде, Ингушетии, Дагестане, сегодня является основной причиной дестабилизации ситуации в этих республиках. Хотя одновременно мы наблюдаем резкое, стремительное улучшение ситуации в экономической, социальной, духовно-нравственной области в Чеченской Республике. Нестабильность в Ингушетии и в Дагестане и в меньшей степени в Кабарде — это уже есть некое самостоятельное составляющее нынешних северокавказских реалий. Они, в свою очередь, отрицательно влияют на ситуацию в Чечне, на имидж России и на боеспособность и стабильность на южных рубежах России.

— Какой вам видится роль общественных организаций в решении государственных вопросов?

— Не только в мусульманском, но и в православном сообществе роль общественных организаций неуклонно растет. В мусульманском сообществе такая линия четко прослеживается. Наиболее эффективной за последние два года является формула взаимодействия между духовной структурой, скажем, Советом муфтиев России, и общественной организацией — Исламским культурным центром России. Мы даже удостоились такого высокого статуса, как общественное крыло СМР. Есть и ряд других фондов и организаций, с которыми сотрудничает СМР. Это, я считаю очень правильно и перспективно. Через такое взаимодействие, особенно в таких проблемных регионах, как Северный Кавказ, можно добиться действительно положительных плодов. И мне кажется, что в Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и особенно Дагестане взаимодействие здоровых сил внутри духовенства (скажем, официальных и неофициальных духовных авторитетов, таких как тарикатские шейхи, алимы и т. д.) с общественными структурами, будь то национально-культурные организации, мусульманской общественностью, молодежными, женскими организациями, будет иметь и результаты положительные, и влиять на улучшение ситуации. Молодежь сегодня, не находя выход своей энергии, получив несколько раз, скажем так, «по шапке» от представителей власти, или правоохранительных органов, причем не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова, а также, может быть, представителей некоторых духовных структур, какую имеет альтернативу? А ведь сейчас там уже сформировалось определенное сообщество, которое подпитывается из-за рубежа. Скажем, Грузия особо-то и не скрывает этого. Региональная штаб-квартира ЦРУ уже не в Турции, а в Грузии расположена. Здесь уже все это работает во многом против России. И в Ингушетии, и в Дагестане мотивации для негативных действий у молодых людей хоть отбавляй, к сожалению.

Взаимодействие духовных структур с общественностью, в том числе и с молодежью, может дать желаемый результат. И мы частично это наблюдаем в Чеченской Республике. Несмотря на весь тот негатив, который нам пытаются представить в связи с Чечней и деятельностью команды Р. Кадырова, тем не менее результаты налицо, и с ними не поспоришь. Эта модель взаимодействия власти, религиозных организаций и общественных структур при понятной аргументации и мотивации направлена прежде всего на решение тех или иных задач, которые стоят перед обществом, перед народом, как бы высокопарно это ни звучало. И это может давать определенные плоды. Но в соседних республиках, прежде всего в Дагестане, сегодня это невозможно, так как мы там наблюдаем неадекватную власть, которая, по-моему, даже не понимает, что она должна делать. И это слишком сильно диссонирует с теми импульсами, которые сегодня дают первые лица государства…

— Что вы скажете о взаимоотношениях между конфессиями в современной России?

— Церковь пока не рассматривает мусульманское сообщество России как полноправного, полноценного партнера. В лучшем случае это такого рода младший брат. Но мусульманское сообщество России уже не готово играть роль младшего брата, оно стремится к восприятию себя как равноправной, целостной составляющей единого государства, за которое оно в ответственности, будь то вопросы экономики, политики внешней или внутренней. Мы понимаем при этом, что есть основная нация, государствообразующая — русская, есть основная конфессия — православная. С этими историческими реалиями надо считаться. И мусульманское сообщество России готово работать вместе, укрепляя и развивая наше государство, именно в кооперации, координации. Чтобы нас воспринимали исключительно как равную силу, как партнера и со стороны власти, и со стороны Русской православной церкви. И я думаю, что тенденции такие, во всяком случае в сегменте власти, уже наблюдаются.

Мы сегодня говорим о начале такого этапа. Если говорить о РПЦ, то мы думаем, что новый патриарх Кирилл — это человек, безусловно, незаурядный, которому досталось непростое наследство, потому что духовный нигилизм и деградация в обществе в целом и в русско-славянской части действительно существуют. По укреплению государственности и морально-духовного, нравственного устоя в обществе союзником РПЦ в России может быть только мусульманское сообщество. При этом надо выстроить правильные взаимоотношения. Понятно, что православные в большинстве, но мусульмане готовы видеть себя только как партнера во всем, что касается нашего общества и нашего государства. Скажем так, высшее руководство страны уже осознало и поняло это, и мы это видим, хотя пока это не дошло до среднего и низшего уровня всей государственной машины. РПЦ, я думаю, тоже придет к осознанию этого, и сообща мы сможем решить многие вопросы. Сегодня наконец-то РПЦ заговорила о губительнейшей проблеме для нашего общества — об алкоголизме. Но мы же об этом кричали, говорили уже более десятилетия! Если РПЦ и мусульманское сообщество России при обязательной поддержке государства сообща этого не сделают, то у нашего народа, у страны не будет будущего. Наркомания и алкоголизм, бездуховность, морально-нравственная кривизна во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, падение престижа семьи и т. д. — все это мы сможем решить только сообща. А без этого движение вперед невозможно и будущего без этого нет.

Беседовал
Ильдар НУРИМАНОВ



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.