Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №97 — Политический истеблишмент мусульманских регионов в решении проблем российской уммы
17.09.2009

Российские мусульмане исторически делятся на два основных региона: Волго-Уральский (и часть прилегающей Западной Сибири) и Северный Кавказ. Их иногда называют поволжской и кавказской умой, или «дар ут-татар» и «дар уль-кавказ». Но сейчас единая российская умма кристаллизуется, и возникает вопрос: кто будет играть в ней ведущую роль? С конца XVIII века и до конца 1920-х гг. становую роль играло Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС) — Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) с центром в Уфе. Именно представители ОМДС в начале прошлого века выдвинули идеи консолидации российской уммы с единым лидером Раис аль-улама. Среди северокавказских улемов ключевую роль в этом процессе играл Сайпулла-кади Башларов. В 1920-е гг. муфтий ЦДУМ Риза Фахретдин постарался использовать заинтересованность советских властей в эффективной политике в мусульманском мире для объединения советских мусульман. В 1920-е гг. власти мусульманских автономий России превратились в важнейших партнеров ЦДУМ. При этом власти Большой Башкирии противопоставляли ЦДУМу местное Духовное управление мусульман Башкортостана. На Северном Кавказе так и не возникло Духовное управление мусульман. Но в итоге политика диалога властей с советской уммой была отвергнута более чем на 60 лет и вновь началась только в дни распада СССР.

Двадцать лет назад прошел первый знаковый юбилей российской уммы — празднование 1100-летия принятия Ислама булгарами. Муфтий Духовного управления мусульман в Уфе Талгат Таджутдин стал «татарином года». В сентябре этого же года Минтимер Шаймиев возглавил Татарскую Автономную Республику, став первым секретарем обкома партии. В начале 1990-х гг. лидеры татарского национального движения выдвинули лозунг переноса муфтията в Казань при установлении контроля над ним со стороны националов. ЦДУМ осталось в Уфе, но в начале 1990-х от него отошли большинство регионов с их новыми муфтиятами. Даже приходы республики ЦДУМу пришлось разделить со вновь возникшим Духовным управлением мусульман Башкортостана (ДУМ РБ). Преимущественно татарские приходы остались за ЦДУМом, а преимущественно башкирские отошли к ДУМ РБ.

С 1998 года Духовное управление мусульман Татарстана ведет гораздо более лояльную политику по отношению к властям республики, но близкому ему Казанскому муфтияту не удалось получить широкого распространения вне Татарстана. В 2000-е гг. Всемирный конгресс татар (ВКТ) формально объединил лидеров ЦДУМ, московского Совета муфтиев России (СМР) и ДУМ РТ в рамках религиозной комиссии, но и эта схема оказалась нерабочей. Так что единая поволжская умма, или «дар ут-татар», так и не оформились. Исламские университеты Уфы, Москвы, и Казани не выполняют роль объединителей уммы и центров подготовки ее разнопрофильной элиты, которую играли джадидистские медресе столетие назад. Да и сами личности президентов Татарстана (Минтимера Шаймиева, родился в 1937 году) и Башкортостана (Муртаза Рахимов, родился в 1934 году) связаны именно с хозяйственной элитой советской эпохи. При этом на официальном сайте М. Шаймиева отмечены не только Международная премия имени короля Фейсала и орден почета «Аль-Фахр» 1-й степени (СМР), но и ордена Русской православной церкви 1-й степени: святого благоверного князя Даниила Московского 1-й степени и преподобного Сергия Радонежского. Привоз в Казань списка Казанской иконы Божьей Матери превратил город в крупнейший центр православного паломничества.

Ситуация в восточной части Северного Кавказа радикально отличается. Если в двух мусульманских республиках Приволжского федерального округа православные сохраняют несколько менее половины населения, то их число на восточном Кавказе за 20 лет сократилось в разы. В Дагестане президентом является еще советский лидер Муху Алиев (родился в 1940 году), но он руководит республикой три года в отличие от двух десятилетий правления М. Шаймиева и М. Рахимова. Но в республике гор 14 только титульных наций в отличие от двух миллионов татар Татарстана и по миллиону башкир и татар в Башкортостане. Столь же относительно недавно Чечню возглавляет Рамзан Кадыров (и. о. председателя правительства с 2005 года и президент с 2007-го) и Ингушетию — Юнус-Бек Евкуров (президент с 2008 года). Оба они являются Героями России. Президент Чечни активно занимается строительством мечетей на Кавказе, уже в его западной части — в Черкесске и Сочи. Расширяется его влияние и в Центральной России: это и проект мечети имени Ахмад-хаджи Кадырова в Ярославле и мечеть в Москве. Если еще двадцать лет назад мусульмане Центральной России отождествлялись с татарами, то сегодня — с кавказцами, и прежде всего с чеченцами. Татарский язык уходит из все большего числа городских мечетей и сменяется русским, который царит и в городских мечетях Кавказа.

В отличие от округа ОМДС–ЦДУМ на досоветском Северном Кавказе не существовало ни опыта Духовных управлений мусульман и мусульманских университетов, чьими аналогами были джадидистские медресе. Духовное управление мусульман Северного Кавказа (ДУМСК) просуществовало от дней депортаций многих кавказских народов в годы Великой Отечественной войны до периода распада СССР. Сейчас, несмотря на их критику самых различных сторон, Духовные управления мусульман республик Северного Кавказа и действующие при них исламские вузы стабильно укрепляются. Преимущественно о роли муфтиятов и исламских вузов Кавказа говорилось 28 августа 2009 года в Сочи, где прошла встреча президента России Д. А. Медведева с лидерами северокавказских республик и Духовных управлений мусульман региона. Эти ориентиры властей приводят к усилению борьбы с «внемечетным Исламом», подпольными медресе и бесконтрольной отправкой на обучение в мусульманские зарубежные центры. В сегодняшней России официальные структуры традиционных религий все более выводятся из-под огня критики, а значит, и анализа.

Следует отметить, что республики Кавказа занимают достаточно компактную территорию в отличие от общин «дар ут-татар», раскиданных по аулам и городам от Волги и до Енисея. К тому же города Северного Кавказа не имеют ярко выраженного индустриального профиля в отличие от городов Центра, Поволжья. Урала и Сибири. На Кавказе люди в махаллях знают своих соседей в отличие от многоэтажек промышленных городов. Эти традиции соседства переходят в большие города. И уже в Москве старые дома Татарских улиц в Замоскворечье сменяет мусульманский чеченский район в Бутове. Коренные москвичи вспоминают, что татары столицы в своей слободе или дворницких жили внутренней жизнью, которую никому не показывали. Ее центром была не только Историческая мечеть, но и дом Асадуллаева с детсадом и средней школой, театром и редакциями периодических изданий. Но это не история Бутова... Кавказ обладает своей древней и стойкой цивилизацией, но она отличается от традиций, сформировавшихся на окских и волжских просторах.

Дар уль-кавказ за последние два десятилетия переживает жестокие времена. Здесь выживет сильнейший и побеждает сплоченная и решительная команда. К тому же здесь выше рождаемость, крепче семьи и ниже смертность за счет отсутствия алкоголизма и бытовой преступности. Но здесь же исчезают традиции многолетнего созидательного труда и качественного образования. Впрочем, это происходит и по всей стране, все более садящейся на нефтегазовую иглу, о чем говорят президент России Д. А. Медведев и премьер-министр В. В. Путин. И все это сопровождается насилием, выход из которого видят в весьма своеобразной версии шариатизации. Она работает хотя бы потому, что уже не действует советский вариант и власти не хотят или не могут запустить новое издание варианта джадидистского, ориентированного на свободную и сознательную личность, преимущественно собственника. Гражданское же общество у российских мусульман пока значительно слабее, чем 100 лет назад... Сегодня лидеры регионов во многом определяют профили местных мусульманских сообществ, но в российских мегаполисах и на сайтах Интернета существует и собственная жизнь. Может, за ней и будущее?!

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.