Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №84
22.10.2008

НАШ ИСЛАМ

АПОЛОГЕТИКА ИСЛАМА

Есть ли в Исламе духовенство?

Окончание. Начало в № 33 (82)

Вопрос: Есть ли в Исламе духовенство? Почему ваши имамы и муфтии не могут отлучить от Ислама террористов?

Ответ:

Первосвященники вместо пророков

В религии Единобожия, которую Всевышний дал народу Израиля через Своего пророка и посланника Моисея, мир ему, первоначально не было никаких штатных посредников с Богом: пока была в народе вера, Господь руководил им через Своих посредников — избранников-пророков. Хотя Моисей и ввел штатные должности священников («коэны», «когены») и левитов, они не были посредниками в общении с Богом — они принимали от народа жертвы, освежевывали туши и разделяли их на куски, следили за чистотой в храме, отвечали за правильность всего ритуала, хранили и разворачивали к молитве свитки Писания.

Толкователи Писания, богословы, учителя веры («раввины»), первоначально не имели никакого отношения к священству и были в нашем понимании алимами и муфтиями (дающими толкования и разъяснения). Со временем, и особенно после разрушения Храма в период нахождения евреев в Вавилонском плену, где процветал пышный языческий культ, статус раввина-учителя стал обрастать в сознании неграмотных верующих функциями жреца, поскольку раввин вынужден был исполнять часть функций коэна. После возвращения евреев из Вавилона в Землю обетованную раввины стали претендовать на тот статус, о котором мы читаем в Евангелиях, где посланник Аллаха Иисус Христос, мир ему, говорил: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи... связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям; а сами не хотят и перстом двинуть их... любят... председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: “Раввин! Раввин!”. А вы не называйтесь раввинами, ибо один у вас Раввин — Христос... Больший из вас да будет вам слуга. Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет» (Библия, Мф. 23: 1–12).

Согласно словам Иисуса, раввины незаконно занимают «Моисеево седалище», то есть место пророка — избранника Божьего, председательствуют в собраниях верующих и приветствуются как духовные лидеры в народных собраниях (в органах власти). Разве это сопоставимо с учительством истине? Тем самым Иисус отрицал претензии и профессиональных раввинов, и всякого штатного служителя в храме на функции штатного посредничества между Богом и человеком, то есть на священнослужение, жречество.

Иисус, мир ему, отрицал необходимость штатного священства как института посредничества с Богом, призывал всех обращаться к Богу напрямую: «Абба (то есть Отче)!» и не называть никого себе ни «отцами», ни «владыками» (Мф. 23: 1–12).

В Исламе только алимы (носители подлинных знаний, ведущие благочестивую жизнь) являются наследниками пророков, но они не несут, как пророки, новой вести от Аллаха всем людям, а только доводят до каждой отдельной личности в доступной для нее форме и более детально ту волю Аллаха, которая уже выражена в общем виде в Коране и Сунне.

Однако проблема клерикализма появилась и в Исламе. Слишком был велик соблазн монополизировать религию в руках правителей, жаждущих завоеваний и богатств, присвоить себе право на эксклюзивное толкование Корана, «закрыв» умме «врата иджтихада», использовать Ислам в корыстных интересах. Внутриисламский клерикализм пошел по двум крайним путям: традиционалистскому и джихадистскому. Традиционалистский путь в народе часто называют «муллократией». В различных областях появились муллы (должность чаще называется «имам-хатыб») и даже административная иерархия служителей мечетей.

Негативную роль в этом сыграли и власти — как в мусульманских странах, так и в немусульманских, например, в Российском империи, стремившиеся как можно сильнее подчинить себе волю мусульман. Так, в XVII–XIX веках были образования «духовные управления мусульман» по примеру отчасти православных и отчасти лютеранских епархий Германии, с тем чтобы обеспечивать контроль государства над верующими через посредство МВД, которое само и назначало муфтиев и мулл. Однако ни власти, ни их назначенцы не учитывали принципиальную разницу в вероучении двух религий.

В Христианстве священники — носители культовой должности в храме — имеют право отлучать верующих от церкви за непослушание, и именно на этом основана посредническая роль духовенства, без которого доступ человека к Богу как бы закрыт. Однако в Исламе правом на закрытие задвижки в контактах человека с Аллахом («отлучением от Ислама») никакая структура не обладает и в принципе не может обладать. От Ислама человек может отлучить только сам себя, намеренно отвергая основные постулаты религии.

Человек, признающий эти постулаты, остается мусульманином, хотя бы он и совершал грехи и даже серьезные преступления — за грехи и преступления его ждут наказания в обеих жизнях, но отказать ему в праве верить в единственного Бога никто не может, и пока человек жив, у него еще есть надежда исправиться.

Муфтий не является «мусульманским патриархом», или кардиналом, или епископом. Понятия «муфтий», «шейх уль-Ислам» и т. д. означают лишь степень духовной учености людей, вроде как «профессор» или «академик» в религиозных знаниях, дающей ему право на внесение богословско-правовых заключений по актуальным вопросам мусульманской жизни. Чем выше богословский уровень и степень благочестия мусульманской элиты, тем спокойнее и благочестивее жизнь простых мусульман. Если есть где-то уважаемый имам или муфтий, имеющий знания и личный авторитет, его лично, за его личные знания, но не за должность, будут слушать и за его призывами пойдут, если же имам нечестив и безграмотен, за ним никто не пойдет и никто его не послушает.

Противоестественность насаждаемой для уммы извне структуры стала одной из причин появления альтернативного клерикализма, заявляющего о своей «шариатской чистоте» и о необходимости вести повсеместный «джихад с неверными». Ведь за советами богословско-правового характера верующий может в принципе обращаться к любому алиму, если свой имам безграмотен, а с остальными вопросами — вообще к любому знающему правоверному. И что мешает этому советчику оказаться джихадистом, который ведет очень строгую жизнь по религиозным предписаниям?

Из этого следует, что административная вертикаль в Исламе не может работать аналогично тому, как она работает, например, в Христианстве. Во многом недостатки механически перенесенной в умму извне вертикали восполняются естественной самоорганизацией мусульман. Реальной традиционной структурой самоорганизации мусульман остаются шейхи и устазы. На Северном Кавказе верующие, поспорившие между собой, обращаются к старцу, который лучше знает шариат, и он на Коране разрешает их спор. Шейхи и устазы получают сами и передают другим свой духовный опыт по преемственности сильсиля и методом таклида.

Сама по себе разумная субординация — административная вертикаль — в сочетании с органичной Исламу координацией нужна и полезна для уммы, ибо выполняет важные представительские функции перед немусульманскими властями, может консолидировать умму в целом и объединять мусульман вокруг значимых проектов, координировать дагват, благотворительность, выполнять правозащитные функции. Гармония между координацией братьев в Исламе и субординацией между знающими, учащимися и незнающими — главный щит против клерикализма.

Второй, «альтернативной» и крайней ветвью внутриисламского клерикализма стало движение такфиристов и джихадистов (независимо от того, какое название они используют для своих группировок). Такфир — это объявление кого-либо вне Ислама. Оно может быть сделано только шариатским судом на основе доказанных публичных высказываний человека, в которых тот ясно отвергает посланничество Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, и волю Аллаха, высказанную в Коране или отраженную в достоверной Сунне. И после этого человек должен еще получить время для покаяния и возвращения в Ислам. Без этого любой такфир незаконен в принципе.

Однако ряд неоклерикальных группировок, возведших военный джихад на уровень религиозного поклонения и воспроизводящих практику заблудшей секты хариджитов, стали неправомерно расширять границы такфира. Они стали объявлять по своему усмотрению вне Ислама (как христиане вне церкви) всех мусульман, кто отказывается следовать примитивно-буквалистским трактовкам Корана (искажающим его смысл), а также тех, кто отказывается подчиняться приказам неоязыческих жрецов, которых они именуют «амирами» и которые по своим функциям ничем не отличаются от Папы Римского и инквизиторов. Уместно приложить к такфиристам и джихадистам хадис Пророка, мир ему и благословение Всевышнего: «Они взяли своих священников и монахов и Ису, сына Марьям, себе за господ вместо Бога. Хотя им было приказано поклоняться единому Богу» (Коран, 9:31). Когда принявший Ислам христианин Ади б. Хатим спросил у Пророка о значении этого аята, тот уточнил: «Считаете ли вы запретным то, что они вам запрещают, и позволяете ли вы себе то, что они вам позволяют?». Ади б. Хатим ответил: «Да». Тогда Посланник Аллаха сказал: «Это значит, что вы почитаете их, вместо Бога» (Бухари, Муслим).

Именно эти секты неоязыческих клерикалов, взявших себе в качестве господ самозваных амиров, кощунственно приписывающих себе некую «чистоту первоначального Ислама», более всего и дискредитируют Ислам, затрудняют исламский призыв, а также более всего используются спецслужбами Запада в провокациях против реальных мусульман.

Таким образом, в Исламе понятия «священства» нет, оно введено в подражание другим религиям в более поздний период его истории. Ведущую роль в Исламе играют алимы — благочестивые ученые, которые, независимо от занимаемых должностей или совсем без них, научают истинам Корана и Сунны верующих, следующих за ними по принципу таклида как в богословии, так в молитве, так и в жизни.

Али Вячеслав ПОЛОСИН,
Айдын АЛИ-ЗАДЕ




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.