Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №84
22.10.2008

СЛОВО ИМАМА

Новый многополярный мир XXI века

На острове Родос (Греция) 9–13 октября 2008 года проходила VI сессия мирового форума «Диалог цивилизаций». В работе форума приняли участие всемирно признанные эксперты в области политики, экономики, образования, культуры, искусства и религии из России, США, Европы, Китая, Индии, Латинской Америки. Мусульман России на форуме представлял Дамир Мухетдинов — ректор Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова. Он выступил с докладом на заседании секции «Религиозное сотрудничество как потенциал предотвращения цивилизационных и социальных конфликтов». Предлагаем вашему вниманию текст выступления Дамира-хазрата.

Мы свидетели небывалой, новой фазы в развитии человечества: глобализации. Именно глобализация приводит к конфликтам нового типа: ранее изолированные друг от друга, народы теперь вынужденно сблизились — но не научились еще осознанно жить в новой реальности. Совершенно прав выдающийся богослов нашего времени немецко-швейцарский католик Ганс Кюнг, утверждающий, что «не будет мира на земле без мира между религиями. А мира между религиями не будет без диалога религий», ибо религия — это нерв любой культуры. Он чувствителен, раним, его больно задевать — и о нем надо постоянно заботиться.

Сегодня стало ясно, что теория Сэмюэля Хантингтона о будто бы «неизбежности столкновения цивилизаций» явилась теоретическим обоснованием силовой политики США — жандарма однополярного мира. Но после 8 августа 2008 года, после агрессии Грузии, натравленной на Южную Осетию и Абхазию, мир перестал быть однополярным. И нам пора осмыслить: как быть религиям, как развивать диалог цивилизаций в совершенно новой ситуации?

Стоит взглянуть на историю, и станет ясно, что нередко религия является стимулом, оправданием и даже провокатором цивилизационных и социальных конфликтов. Быть может, это не сама религия, а ее интерпретации? Здесь горячее поле для споров.

Вспомним: разве отцы инквизиции, крестовых походов и всех «священных войн» человечества не вдохновлялись религиозно? Разве совсем недавно Джордж Буш не провозгласил, что атаковать Ирак его будто бы «благословил Бог»? Разве за агрессивной политикой современных США не стоят неоконсерваторы-протестанты с их особенным мессианством? И вполне закономерно, что отпор им дают опять-таки люди, вдохновляемые верой. Своей верой. Можно вспомнить афганских талибов, палестинцев ХАМАС, ливанскую «Хизболлу», шиитский Иран… Одним словом, первое что я хотел бы сформулировать, — религия не всегда выступает как миротворческий фактор. Она — как явление в социуме — амбивалентна, ее можно повернуть и так, и этак. К чему на деле должен привести такой горький, но трезвый вывод?

Я думаю нельзя, встречаясь с явлением или деятелем религии, поддаваться эйфории, что он — носитель безусловного добра и мира. Да, во всех религиозных системах есть и претензия на «истину в последней инстанции», и самоуверенность в своей добротности. Но — повторю! — таково было и самосознание любого инквизитора, крестоносца или (в истории Ислама) любого террориста-ассасина. Как же быть? Нужен каждый раз индивидуальный и трезвый анализ, причем не столько теории этого вероучения, сколько его практики. Замечательно и на все времена нам сказал пророк Иса (Иисус), мир ему: «По делам их узнают их!»

Почему я вдруг обозначил эту проблему? Она ведь кажется давно решенной и очевидной. Но в жизни вокруг нас это вовсе не так. К примеру, Россия после 70 лет атеистического тоталитарного режима столкнулась с тем, что в религиозных движениях есть «деструктивные и тоталитарные силы». Сначала у нас в 1990-е годы дали максимальную свободу всем, кто заявлял о своей духовности и религиозности. В итоге получили массированные акции от «Аум Синрике» из Японии и многое иное, вплоть до скандально известного Григория Грабового, обещавшего родителям воскрешать умерших детей. Теперь делается попытка законодательно защитить граждан России от покушения на их разум и здоровье под прикрытием веры. Это нужная и очень сложная работа в рамках одной страны.

А как всему миру защититься от «религиозности» того же Буша, последствия которой — сотни тысяч человеческих жертв в Ираке, Афганистане, а теперь и на Кавказе, а в ближайшем будущем (не дай Бог!) и в Иране? Как защитить палестинцев от сионистских ультра, вот уже 60 лет на виду у всего мира выживающих своих соседей по Святой Земле? Там ведь в основу борьбы тоже положен «религиозный мотив»…

Ясно проявилось следующее: пафос «борцов за свободу, права человека и демократию», исходивший от США и их сателлитов после распада СССР, оказался маской! Из-под маски вылезли истинные цели: захват природных ресурсов, прежде всего нефти и газа, везде, где они есть, превращение всех цивилизаций в сырьевой придаток своей экономики. Самый примитивный материалистический мотив — хоть на каждой долларовой бумажке и написано In God we trust («Мы полагаемся на Бога»). Но не забудем, что и на пряжках немецких фашистов тоже стояла благородная надпись Gott mit uns («Бог с нами»)!

США при Буше потеряли право на лидерство в борьбе за свободу, права человека и демократию. Внутри самой Америки усиливаются тоталитарные механизмы. Но все это не значит, что мир должен забыть о свободе, правах человека и демократии, — нет, теперь к иным лидерам и иным центрам силы переходит эта ответственность. В условиях превращения администрации США из мирового лидера в борьбе за свободу, права человека и демократию в эгоистичного поработителя и узурпатора природных ресурсов человечества задачи демократического и духовного развития человечества должны взять на себя новые межгосударственные союзы, при условии многоуровневого межкультурного и межрелигиозного взаимодействия.

А что Ислам может дать для такого мироустройства? Какова будет позиция и роль мусульман в изменившемся многополярном мироустройстве?

Предыдущий тип мироустройства во главе с США предполагал «неизбежность столкновения цивилизаций», и в первую очередь между Исламом и Христианством. Более того, именно там появился новый чудовищный термин «исламофашизм».

Итак, первое, что стоит осознать и самим мусульманам, и всем, кто после 9.11.2001 стал бояться Ислама: всех нас умело стравливают друг с другом, а пугало «исламофашизма» придумано в первую очередь для захвата природных ресурсов стран мусульманского круга, во-вторых, для вымывания демократии из внутренней жизни США и Европы под предлогом «борьбы с мировым терроризмом».

Второе — на уровне бого-словия — и это крайне важно знать всем и пропагандировать в масс-медиа. Теоретики Буша искаженно представили исламскую концепцию глобализма. Они зацепились за упоминания в Коране понятий «джихада», борьбы с «куфром», против «кяфиров» и всячески разогревали ностальгию по Арабскому халифату, пугая обывателя угрозой того, что «полтора миллиарда мусульман планеты живут и борются за возрождение Халифата во всемирном масштабе»!

И вот на фоне вызванной постиндустриальным развитием депопуляции населения Северной Америки и Европы, на фоне массовых миграций такие «угрозы» подействовали. И теперь мы имеем дело с миллионами людей, которые боятся, что «на смену умирающему христианскому Старому Свету грядет зеленая волна исламизации».

На этот тезис можно ответить по двум позициям. Первое — это еще большой вопрос, являются ли США и Европа Terra Christiana! Неужели у кого-то есть иллюзии, что в течение последних двухсот лет после эпохи Просвещения, и особенно в XXI веке, это уже постхристианское секулярное общество, основанное на либеральных ценностях!

Подлинное кораническое учение гласит о единстве религиозного опыта человечества и даже предполагает плюрализм религий, культур, цивилизаций — для всего исторического человечества, вплоть до эсхатологического конца.

Само многообразие верований осознано не как проклятие, отклонение или временная трудность, — а обусловлено самой Божьей волей и Божьей мудростью. Многообразие призвано быть источником не распрей, а соревновательности в служении общему благу.

Заглянем в первоисточник. От имени Самого Творца мира в Коране сказано: «Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях» (5:48).

Иначе говоря, плюрализм — это неотъемлемое свойство земного бытия, установленное самим Богом. Все разногласия естественны и соприродны человеку. Только в посмертии будут даны объяснения человеку — «кто был прав?» Задача человека в этом бытии такова: оставаясь каждый в своей вере, проходить «испытание в дарованном вероучении» и при этом с иноверцами «соревноваться в деяниях добрых».

Если эту установку можно определить как эсхатологическую, то следующий пример — из практической политики. Это классический для Ислама пример взаимодействия мусульман с иудеями и христианами в «первом исламском городе» Ясрибе-Медине — жизнь на основе договора. Мединское соглашение является примером для последующих поколений в практике многоконфессионального мира.

Эти формулы и опыт Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, обращенные им для всех времен, несомненно, приобретают особую актуальность именно в пору глобализации. Как гласит известная диада «Мирового этоса», данная Гансом Кюнгом, «не будет мира на земле без мира между религиями. А мира между религиями не будет без диалога религий». Чтобы обрести практическую почву под ногами, добавим: «А диалог религий должен приводить к фиксированным и соблюдаемым всеми сторонами договорам».

Новый многополярный мир может стать устойчивым и привести все народы мира к максимальному развитию и благополучию только в случае принятия укорененной в Коране формулы общежития — все разнообразны, но обо всем можно и нужно договариваться!




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.