Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №83
13.10.2008

СЛОВО ИМАМА

Мусульмане — за евразийское единство!

Ас-саляму алейкум, уважаемые братья и сестры!

В эти октябрьские дни я хотел бы поразмышлять вместе с вами на тему, заявленную как самая главная на предстоящем 3–4 ноября в Нижнем Новгороде IV Всероссийском мусульманском форуме, ведь его лозунг — «Мусульмане — за евразийское единство!» Сразу при этом отмечу: форум будет всероссийским, но с перспективой, чтобы его услышали все мусульмане огромных пространств, где говорили, говорят и, надеюсь, долго будут говорить по-русски.

Под «евразийским» мы понимаем не какую-либо новую философию или идеологию, но только географию и тот уникальный тип цивилизации, который является устойчивым вот уже на протяжении многих столетий. Да, еще во времена Чингисхана сложилось могучее единство культур многих народов Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа. На протяжении веков на этих гигантских просторах то созидались, то рассыпались в прах империи и княжества, ханства и всякого рода союзы. Последнее могучее государственное образование мы с вами помним прекрасно — это был Советский Союз.

Но он так же рассыпался, как и прежние крупные союзы или едва заметные уезды и улусы. Такова воля Всевышнего: ни на одной территории на земле долго не держится единый порядок с единым государством… Все течет, все изменяется. На наших глазах на руинах СССР выросли новые государства, везде поменялись правила и уклад жизни. И все-таки неизменным осталось нечто, что по-прежнему нас объединяет как людей родственной цивилизации. Что это и как это по-мусульмански осмыслить? Вот это первый вопрос, который следует решить на нашем форуме.

Именно поэтому международной научной конференции, которая соберется в рамках форума, дано название «Цивилизационная интеграция: прошлое, настоящее, будущее». Организаторами конференции выступают Фонд имени имама Абу Ханифы (Нижний Новгород), Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Марджани (Москва), Фонд имени муфтиев Бабаханов (Нижний Новгород — Ташкент). Столь масштабная встреча проводится при содействии администрации Нижегородской области, Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования (Москва) и Духовного управления мусульман Нижегородской области. Мероприятие приурочено ко Дню народного единства и 220-летию со дня основания Оренбургского магометанского духовного собрания, 65-летию со дня основания Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, 15-летию со дня основания Духовного управления мусульман Нижегородской области.

Как видите, у нас все переплетено — Ташкент и Уфа, Москва и Поволжье. Но ведь такова и наша жизнь! Разве мы не понимаем друг друга с полуслова, когда пересекаем границы СНГ? Разве мы не улыбаемся друг другу и не пожимаем руку после намаза, когда рядом с нами на молитвенном ковре оказывается таджик и чеченец, киргиз и татарин?..

Вот, к примеру, я в молодые годы учился в медресе Бухары и институте Ташкента, там же учились практически все ныне действующие лидеры мусульман СНГ. А ныне Чечня чтит своего лидера Ахмата-хаджи Кадырова и в октябре зовет всех нас посетить Грозный в радостные дни открытия грандиозной (самой крупной в Европе!) Соборной мечети. А ведь Ахмат-хаджи тоже из «бухарских имамов», как и я, как и многие другие. И корни у нас, воспитание, даже родственные связи у многих — общие, евразийские. Россия, плюс Средняя, или, теперь говорят, Центральная Азия, плюс Кавказ — вот наше общее цивилизационное поле. Хорошие мы или негодные — пусть рассудит Аллах, только Он хозяин наших сердец! Кто, как не Он, Творец Всемогущий, дал нам именно такую историю, таких предков и такие огромные земли для проживания!

Но что мы с вами знаем точно: нет ничего хуже на свете, чем вносить раздор, фитну среди мусульман. И нет ничего прекраснее, чем работать на объединение. Нам об этом четко сказано в Коране: «Держитесь за вервь Аллаха и не разъединяйтесь!». Сделаем же из сказанного первый вывод: евразийская наша цивилизация существует уже веками, наше самосознание, культура, традиции складывались долго и на одной и той же территории. Это великое достояние. Его надо держать в памяти. Им можно вдохновляться в планах на будущее.

Так что же мусульмане делают в этой растянутой во времени и пространстве евразийской цивилизации? Они здесь гости и мигранты? Нет! Мусульмане здесь живут самое малое с конца VII века, когда одни проповедники Единобожия пришли в Дербент, другие пошли дальше на Восток в Среднюю и Центральную Азию. Предки нынешних татар получили Коран еще во времена Хазарского каганата. А образование получали на земле нынешнего Узбекистана.

И потому, когда нам говорят о какой-то «вторичности» в государствообразовании России, мы отвечаем: «Друзья хорошие, историки любезные, а почему вы забываете Хазарию, Волжскую Булгарию, средневековую государственность на Кавказе и в Азии, почему только с киевской Руси, которая образовалась в IX–X веках, надо вести счет нашей общей истории?! Да — именно общей. Мы — евразийская цивилизация, мы — это славяне и тюрки, угро-финны и народы Кавказа. Для нас все эти земли — наша Родина!»

Если нет такого самосознания, карта Евразии рассыпается на кусочки, все более и более мелкие. Теряется связь времен, теряется благословение предков. А благословение предков вместе с заветом Корана о единстве — опора нашей жизни. Перед мусульманами стоит в этой цивилизации уникальная задача: служить скрепой, мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом, быть добрыми соседями всем «ахль аль-китаб — последователям писаний Единобожия», христианам и иудеям.

Еще нам важно осознать роль языка, точнее сказать, языков нашего общения. Со времен Золотой Орды языком культуры и деловой переписки служил тюрки, предшественник современного татарского языка. Причем его знали и те славяне, которые стремились быть на высоких ролях: недаром великих киевских князей именовали «каганами», а тюркская символика стала основой для государственных регалий московских царей, в моде у москвичей были татарские кожаные сапоги и тюбетейки.

Позднее, во времена наших с вами дедов, все образованные кавказцы читали богословскую литературу на татарском — ведь Казань лидировала в книгоиздании. Да, любой алим обязан был знать арабский, этот великий язык великого Пророка, мир ему и благословение Всевышнего. Но вот общение в культуре и в торговле в дореволюционной России велось на татарском. И недаром наш мудрый просветитель Исмаил Гаспринский, сам крымский татарин, издавал для всех мусульман Российской империи газету и книги на этом языке. Тюрки и сейчас открывает нам сердца наших соседей! Как важно сберечь это сокровище, передать детям!

Вторая языковая скрепа нашей цивилизации — это язык русский. Это очевидно, как ясно и наличие огромного числа тюркизмов внутри русского языка. И с помощью этого языка нам открывается еще больше сердец! Призываю вас: цените оба этих языка, ведь они со времен Золотой Орды как два легких в нашей груди. Как два глаза, как две наши руки!

Прошлый год был объявлен в России Годом русского языка, и мы сразу выпустили сборник «Родная речь», в котором была продемонстрирована любовь поэтов к своему родному языку наравне с любовью к языку русскому. Евразийская цивилизация, золотоордынская по своей структуре, базируется именно на сочетании, взаимодополнении — в языках, обычаях, традициях.

Но еще очень важно не забывать о роли персидского языка в культуре мусульман. К нам, шакирдам бухарского медресе, 20 лет назад приходили ученые с чтением стихов на фарси. Ребята, говорили они, настоящий мусульманский ученый — это тот, кто знает арабский, чтобы читать Коран, изучать богословие и науки, но без фарси вам будут недоступны сокровища великих мистиков и поэтов! Вспоминая сейчас это напутствие, я думаю о роли России, которая в наши дни защищает своей дипломатией Иран от нападения агрессоров, о тех «персидских мотивах», которые вплелись в ткань наших культур, русской, татарской, кавказской.

Слушая меня, многие скажут: вот как трудно быть образованным мусульманином, да разве это по силам человеку! А я сам тогда спрошу вас: а как же наши предки владели одновременно несколькими языками да еще длиннейшие тексты хранили в памяти? Когда-то мальчик Марджани с караваном на верблюде добрался с берегов Волги до «кладезя Востока» Бухары и овладел языками и науками. Когда-то деревенский мальчик Фаизхани из аула Сафаджай встал у истоков профессионального востоковедения нынешней России в Петербурге. Да, большое и великое достигается большими усилиями.

И, продолжу я эту мысль, огромное евразийское пространство было безумно трудно собрать в единое государство, или союз государств. Еще труднее удержать единство. Ведь для этого нужны ежедневный труд и великая справедливость! Если объединитель или его потомки начинают чувствовать себя на отдыхе или на пенсии — соседи отворачиваются. А если творишь несправедливость к подданным или к соседям — они превращаются во врагов.

Евразийской цивилизации, подведу итог, нужны особые усилия мусульман и воплощение в жизни таких понятий Ислама, как единство всех верующих — умма, божественная справедливость — адль, мудрость — хикма.

Братья-мусульмане! Нам с вами волею Всевышнего дано жить не в Арабских Эмиратах или где-то в Персии, Индонезии, — предки передали нам вот эту реальность, Евразию. Сделаем же нашу жизнь полноценной, духовно успешной здесь и теперь, здесь и сейчас. И да поможет нам в этом Творец Всемогущий и Щедрый!

Амин

Умар-хазрат Идрисов,
председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.