Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №94–95 — Мозаика
08.06.2009

Страницу подготовила Нина АЛЕКСАНДРОВА

ДИАЛОГ цивилизаций

Мечеть Омара

Русские путешественники оставили нам много сведений об истории и достопримечательностях Иерусалима. Норов, Муравьев дали наиболее полное описание этого священного города. В их дневниках есть и небольшие описания мечетей Иерусалима. Наиболее полное описание одной из самого красивого мусульманского храма запечатлел Сентин в своей книге Trois fns en Judee. В 1859 году журнал «Всемирный путешественник» в одном из своих номеров опубликовал отрывки из этой книги.

 

Посещение мечети Омара составляет мечту каждого путешественника в Палестину; желание это тем сильнее, что предчувствуется запрещенный плод. И сколько употребляется попыток, чтобы получить это дозволение? И когда все они окажутся бесполезными, сколько раз турист проходит мимо ворот в надежде проникнуть хоть на площадь; но он узнает только, что стража бодрствует и отталкивает подчас даже довольно грубо каждого дерзкого неверного, осмеливающегося нескромным взором взглянуть на священный храм. Правда, некоторые счастливцы пользовались правом входа, но это было прежде, во времена губернаторства умного и обязательного Кямяль-паши, об отъезде которого из Иерусалима жалели как мусульмане, так и христиане. Мне остается только рассказать вам, что я там видел...

Поэтическое воображение Востока вверило охрану этой мечети 70 000 ангелам, которые для меня олицетворялись в двухстах неграх, находящихся на полном содержании мечети. Жилища их, расположенные вокруг площади, значительно портят ее характер. Проникнем же сперва на паперть. Двенадцать портиков с колоннами и доныне существующих должны были некогда вести туда, но теперь входят только с четырех сторон по мраморным лестницам в восемь ступеней.

Посреди площади возвышается мечеть, огромное восьмиугольное здание, каждый бок которого, двадцать метров в длину, прорезан семью окнами; оно увенчано большим куполом, поддержанным четырьмя контрфорсами, между которыми по четыре полукруглых окна. Яйцеобразный купол покрыт свинцовыми полосками, и над ними на высокой стрелке блестит полумесяц. Вид целого очень хорош, особенно когда солнечные лучи заиграют на цветной мозаике, украшающей стены до нижних окон. С четырех сторон света приделаны двери: северные Баб-эль Джине, восточные — Баб-Дауд, южные — Баб-эль Кабле и западные — Баб-эль Гарб.

Недалеко от дверей восточных, или Давидовых, налево, стоит красивая сквозная беседка, поддерживаемая снаружи одиннадцатью, а внутри шестью мраморными колоннами. Это Мекгеме калифа, где Давид, наместник Божий, отправлял правосудие...

Войдя в мечеть, вы с трудом различаете предметы; свет едва проходит сквозь цветные стекла окон; мало-помалу, однако ж, глаза привыкают к темноте, и вас поражает богатая простота этого храма. Помост и столбы одеты белым или серым мрамором; двадцать восемь темных мраморных колонн образуют среднюю часть мечети, а второй ряд из шестнадцати колонн подпирает свод, покрытый золотыми арабесками. Непосредственно под этим сводом находится священная скала (19 метров в длину и 14 в ширину), отделенная деревянною решеткой великолепной работы. Кроме этого, она прикрыта красным атласным навесом, напоминающим шатер, подаренный Богом Адаму, в то время, когда наш праотец нашел Еву на горе, близ Мекки, после столетней разлуки.

Скала эта важна не только по воспоминанию об Иакове, но на ней виден еще след ноги Эноха. Пророк Энох, будучи весьма высокого роста и необыкновенной красоты, обладал чрезвычайно обширным умом и душою был предан наукам, вследствие чего и заслужил название Идрис (ученый). После многочисленных астрономических занятий, которые облегчались для него небесными сообщениями, он изобрел письмена для записывания своих наблюдений. Он был столько же милосерд, сколь учен, и в награду за это Бог не дал ему умереть и взял его живого на небо. В момент вознесения Энох, как память для будущих поколений, оставил этот знак в доказательство своего существования на земле. Возле ноги Эноха показывают пять других отверстий — дело архангела Гавриила. Когда Магомет подымался на небо на Эль-Бораке, камень хотел за ним последовать; тогда архангел остановил скалу рукою, и на ней остались пять пальцев.

 

КОЛЛЕКЦИЯ ЦИТАТ

Десять признаков есть у души благородной,

Шесть ее унижают. Быть нужно свободной

Ей от подлости, лжи и от зависти низкой,

Небрежения к близким, к несчастью и боли народной.

Коль богат, то к друзьям проявляй свою щедрость,

Будь опорою им и звездой путеводной.

А впадешь в нищету — будь и сильным и гордым,

Пусть лицо пожелтеет в тоске безысходной.

Краток век, каждый вздох наш быть может последний,

Не терзайся о мире заботой бесплодной,

Смерть играет без устали в нарды: мы шашки,

Мир — доска, день и ночь, как две кости, в руках небосвода.

Али ибн Сина

 

ДАТЫ И СОБЫТИЯ ИЮНЯ

14 — 125 лет со дня рождения Миргази Укмаси (1884–1946), татарского поэта.

16 — 60 лет со дня рождения Хайдара Бигичева (1949–1998), певца, народного артиста ТАССР.

17 — 70 лет со дня открытия Татарского государственного академического театра оперы и балета им. Мусы Джалиля (1939).

25 — 80 лет со дня рождения Кияма Миннибаева (1929–2005), татарского писателя, переводчика.

 

Веселая мудрость

В образе Ходжи Насреддина воплощены наиболее характерные черты человека из народа. Он жизнерадостен, верит в свои силы.

 

Верное средство

Однажды Ходжа объелся и заболел. Врач осмотрел его и сказал:

— Ты должен постараться, чтобы тебя стошнило. Это облегчит твой желудок.

— Но это для меня труднее всего, — ответил Ходжа.

Врач вынул из кармана маленькое зеркальце и протянул его Ходже:

— Тут нет ничего трудного. Видно, ты никогда в жизни не смотрелся в зеркало. Возьми и посмотри хоть раз на себя. Как только ты увидишь свою рожу, тебя сейчас же стошнит.

 

 

Болезнь Насреддина

Насреддин заболел. Приятель пришел навестить его и так много болтал, что Насреддин не смог вставить ни одного слова. Тогда он стал стонать и кряхтеть.

— Отчего ты стонешь? — спрашивает приятель, и он отвечает:

— От твоей болтовни и долгого сидения.

 

 

По какой дороге идти

Однажды Ходжа рубил в лесу дрова и заметил, что руки и ноги у него холодеют. Он лег на землю. Через несколько часов пастухи увидели Ходжу и сообщили в селение, что он умер.

Сельчане взяли гроб и пришли в лес, чтоб унести труп Ходжы. Они с почестями уложили его в гроб и понесли. Дошли до развилки и начали спорить: одни говорили — пойдем по этой дороге, другие — по той. Ходжа увидел, что спор их затягивается, поднял голову из гроба и сказал:

— Когда я был жив, то всегда ходил по этой дороге.

 

 

В день Страшного суда

Афанди завещал похоронить его ногами кверху, а головой — вниз.

— Это зачем же? — спросили родственники.

— Неужели непонятно? — отвечал Эфенди. — Ведь мулла в каждой молитве говорит, что в день Страшного суда мир перевернется вверх дном. Вот тогда я и окажусь на ногах!

 

КНИЖНАЯ ПОЛКА

БАХАДОРИ Н. Афганистан. Взгляд из-под паранджи: Афганистан глазами русской женщины. — СПб.: Диля, 2009. — 182 с.: ил. — (Мир Ислама).

Автор книги воспользовалось предоставленной ей возможностью пожить в афганской семье и увидеть жизнь глазами простой афганки.

ПОКРОВСКИЙ Н. Кавказские войны и имамат Шамиля. — 2-е изд., доп. — М.: РОССПЭН, 2009.— 580 с.

Автор книги — признанный историк-кавказовед, его исследование основано на обширном архивном материале по истории Кавказских войн.

УИНТЛ Дж. История Ислама: подробный справочник по истории / пер. — М.: АСТ, Астрель, 2009.— 291 с. — (Историческая библиотека).

В книге представлено изложение истории Ислама, включены подробные очерки, посвященные Мекке и исламскому законодательству.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.